Что является тротуаром по ПДД

Что является тротуаром по ПДД

Увеличивающаяся интенсивность автомобильного движения на дорогах требует от властей проявления повышенной заботы о пешеходах. Поэтому в больших городах стараются сделать городскую среду более удобной для жизни обывателей за счёт ремонта имеющихся и создания новых тротуаров, пешеходных и велосипедных зон. Такое привычное для горожанина понятие — тротуар, часто сливается с городской средой, поэтому порой важно юридически правильно определять, что тротуар, это не просто — часть дорожного полотна.

Тротуар, обочина и дорожка для пешеходов

Проезжая часть – элемент инфраструктуры населённого пункта, предназначенный для движения транспорта в одну или в обе стороны.

Тротуар представляет собой дорожный объект, предназначенный для передвижения пешеходов и низкоскоростных объектов, например, инвалидных или детских колясок.

Чтобы не инициировать аварии и предотвратить травматизм на дороге, области движения для транспорта и для пешеходов принято разделять. Как правило, для этого используется бордюрный камень. Помимо прочего, чтобы исключить наезд автомобиля на пешеходную часть дороги, её на несколько сантиметров приподнимают. В особо опасных участках, она ещё и обозначается металлическим ограждением.

Иногда, для создания особой городской среды, тротуарную дорожку совмещают с велосипедной или автомобильной дорогой. Поэтому, чтобы не запутаться и двигаться по предназначенной полосе, нужно ориентироваться по дорожной разметке и знакам.

Дорожка для пешеходов – зона с установленным на ней указателем 4.5. Он показывает начало участка дороги, где движение осуществляется только пешеходами. Всем другим объектам двигаться в этом месте категорически запрещено.

Действие указателя начинается от точки его расположения и прекращается на пересечении с перпендикулярно расположенной дорогой. Продолжение пешеходной дорожки обозначается дублированием аналогичного указателя.

Разница между этими объектами — тротуаром и пешеходной дорожкой, состоит в том, что первая используется практически только для передвижения пешеходов, а по второй, в отдельных ситуациях, возможно движение транспорта. Например, разрешено ездить на велосипедах, разгружать коммерческие автомобили в торговые точки, подъезжать «Скорой помощи», машинам МЧС, газовой службе, другим специальным автомобилям.

Общие понятия

Чаще всего два понятия – пешеходная дорожка и тротуарный переход, путают водители мотоциклов и легковых автомобилей. Чтобы лучше ориентироваться, необходимо запомнить, что тротуар не обозначается отдельным знаком. Этот дорожный элемент существует параллельно с проезжей частью. Он может отделяться от неё бордюром, газоном, а может плавно переходить в неё. Поэтому водителям иногда сложно понять, где он кончается.

Чтобы избежать наказания, необходимо внимательно наблюдать за конфигурацией дороги. Визуально анализируя ситуацию, можно увидеть, где продолжается основная дорога в городе, а где начинается тротуарный переход.

С пешеходной дорожкой дела обстоят намного проще. Специальный дорожный указатель чётко показывает, где она начинается. При отсутствии дублирующего указателя, зона её действия прекращается на ближайшем пересечении.

Наказание за остановку на тротуаре

Различные территориальные субъекты Российской Федерации разрабатывают свои штрафы для наказания недобросовестных владельцев автомобилей, практикующих остановку на тротуарах. Хозяевам обычных легковых машин и мотоциклов в Москве и Санкт-Петербурге за стоянку на тротуарных переходах грозит штраф 3 000 рублей.

При встрече с сотрудником ГИБДД, автовладельцы других российских городов и посёлков облегчат свои кошельки на 1 000 рублей.

Штрафы, перечисленные выше, регламентируются частями 3 и 9 статьи 13.19 КоАП. Не уплачивать их можно только путём соблюдения правил, установленных ПДД.

Тротуарная дорожка является дорожным элементом с интенсивным движением пешеходов.

Иногда она примыкает к другим объектам инфраструктуры или сливается с ними:

  • автомобильному шоссе;
  • скверам и площадям;
  • полосе движения для велосипедистов.

Тротуары часто отделяются от остальных объектов газонами, клумбами, бетонными либо трубчатыми ограждениями. Но нередко, такие места соприкосновения никак не обустроены, что вызывает неудобство их использования и риски травматизма.

Временная парковка в пешеходных зонах разрешена только велосипедистам, мотоциклистам и водителям автомобилей городских экстренных служб со спецсигналами. Правда, стоя на тротуаре, спецмашины должны иметь соответствующие документы об их вызове, подтверждённые путевым листом соответствующего образца.

Можно ли ездить по тротуару на автомобиле

Длительное стояние в пробках, километровые заторы в мегаполисах, порой вынуждают недисциплинированных автолюбителей заезжать на тротуары, объезжая по ним препятствия, «нырять» в первый попавшийся двор, чтобы сэкономить время. Люди спешат на работу, в аэропорты, вокзалы, по срочным делам, поэтому у них часто не выдерживают нервы.

Но при всём при этом, автомобилисты знают, что езда по тротуару категорически запрещена. Необходимо помнить, что такой проезд всегда чреват наказанием от автомобильной инспекции.

Тротуар — это зона для беспрепятственного движения только одних пешеходов. За несанкционированный проезд по нему автомобилями и мотоциклами статья 12.15 КоАП РФ предусматривает наказание в размере 2 000 рублей.

Если транспортное средство остановится на тротуаре, автолюбителю придётся заплатить дополнительно — в Москве и в Санкт-Петербурге — 3 000 рублей, в остальных российских регионах — 1 000 рублей.

Автовладельцам необходимо учитывать следующее обстоятельство. Незаконной стоянкой признаётся даже такая ситуация, когда автомобиль либо мотоцикл заехал на тротуар или бордюр только одним колесом.

И ещё одно важное напоминание владельцам транспортных средств. Если вы оставили свою технику на бордюре или тротуарной дорожке, и надолго ушли, а вернувшись, обнаружили, что машины нет на месте, не отчаивайтесь. Вероятнее всего, что в ваше отсутствие её забрал эвакуатор. Получить свой автомобиль обратно, вы сможете со штрафной площадки ГИБДД, предварительно заплатив за хранение, доставку и штраф.

Езда по тротуару на велосипеде

Действующим законодательством езда по тротуару на велосипеде не запрещена только при наличии определённых условий:

  1. Обочина и правый край автомобильной дороги не предназначены для движения велосипедов.
  2. Сопровождение взрослым велосипедистом малолетнего велосипедиста возрастом до 7 лет.
  3. Перевозка взрослым велосипедистом ребёнка в возрасте до 7 лет. Маленький пассажир должен сидеть на дополнительном сиденье – покупном либо самодельном, в велосипедной коляске или в прицепе, который предназначен для эксплуатации в составе велосипеда.

Современные мегаполисы напичканы колоссальным количеством легковых автомобилей. Сейчас в каждой семье есть своя машина, порой даже не одна. Выехать со двора иногда очень проблематично. Сколько власти не расширяют городские дороги, строят новые развязки, а проблема пробок и заторов остаётся актуальной.

Однако кроме автомобилей, на дороги города ежедневно выходят миллионы простых граждан, именуемых пешеходами. Это наши родственники, знакомые, коллеги. Автомобилисты должны помнить, что тротуары предназначены для этих людей, и не должны использоваться как ещё одно бесплатное место парковки.

Каждый человек имеет право спокойно идти пешком по своим насущным делам, будь то путь на работу, остановку, в школу, в детский сад. Его дорогу не должны преграждать автомобили, вынуждая лавировать среди городского транспорта, обходя препятствие по проезжей части. Управляя источниками повышенной опасности, автомобилисты должны постоянно проявлять внимательность к пешеходам, заботиться об их безопасности.

Каждый водитель автотранспортного средства должен быть вежливым как со своими коллегами — водителями, так и с пешеходами. В конце концов, поставив машину на парковку или в гараж, автолюбитель тоже становится пешеходом.

Источник:
http://avtoved.com/pdd/trotuar-eto

ПДД 1.2 – Основные понятия

В Правилах используются следующие основные понятия и термины

Автомагистраль — дорога, обозначенная знаком 5.1 и имеющая для каждого направления движения проезжие части, отделенные друг от друга разделительной полосой (а при ее отсутствии — дорожным ограждением), без пересечений в одном уровне с другими дорогами, железнодорожными или трамвайными путями, пешеходными или велосипедными дорожками.

Автопоезд — механическое транспортное средство, сцепленное с прицепом (прицепами).

Велосипед — транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.

Велосипедист — лицо, управляющее велосипедом.

Велосипедная дорожка — конструктивно отделенный от проезжей части и тротуара элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для движения велосипедистов и обозначенный знаком 4.4.1

Велосипедная зона — территория, предназначенная для движения велосипедистов, начало и конец которой обозначены соответственно знаком 5.33.1 и знаком 5.34.1 .

Водитель — лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению.

Вынужденная остановка — прекращение движения транспортного средства из-за его технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя (пассажира) или появлением препятствия на дороге.

Гибридный автомобиль — транспортное средство, имеющее не менее 2 различных преобразователей энергии (двигателей) и 2 различных (бортовых) систем аккумулирования энергии для целей приведения в движение транспортного средства.

Главная дорога — дорога, обозначенная знаками

по отношению к пересекаемой (примыкающей), или дорога с твердым покрытием (асфальто- и цементобетон, каменные материалы и тому подобное) по отношению к грунтовой, либо любая дорога по отношению к выездам с прилегающих территорий. Наличие на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком участка с покрытием не делает ее равной по значению с пересекаемой.

Дневные ходовые огни — внешние световые приборы, предназначенные для улучшения видимости движущегося транспортного средства спереди в светлое время суток.

Дорога — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

Дорожное движение — совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.

Дорожно-транспортное происшествие — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Железнодорожный переезд — пересечение дороги с железнодорожными путями на одном уровне.

Маршрутное транспортное средство — транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок.

Механическое транспортное средство — транспортное средство, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.

Мопед — двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт. К мопедам приравниваются квадрициклы, имеющие аналогичные технические характеристики.

Мотоцикл — двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 куб. см или максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч. К мотоциклам приравниваются трициклы, а также квадрициклы с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа, имеющие ненагруженную массу, не превышающую 400 кг (550 кг для транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (в случае электрических транспортных средств), и максимальную эффективную мощность двигателя, не превышающую 15 кВт.

Населенный пункт — застроенная территория, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками:

Недостаточная видимость — видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки.

Обгон — опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).

Читайте также  Штраф за поворот не со своей полосы

Обочина — элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2 , используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами дорожного движения России (РФ).

Обучающий вождению — педагогический работник организации, осуществляющей образовательную деятельность и реализующей основные программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, квалификация которого отвечает квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам (при наличии), обучающий управлению транспортным средством.

Обучающийся вождению — лицо, проходящее в установленном порядке соответствующее профессиональное обучение в организации, осуществляющей образовательную деятельность и реализующей основные программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, имеющее первоначальные навыки управления транспортным средством и освоившее требования Правил.

Ограниченная видимость — видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами.

Опасность для движения — ситуация, возникшая в процессе дорожного движения, при которой продолжение движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу возникновения дорожно-транспортного происшествия.

Опасный груз — вещества, изделия из них, отходы производственной и иной хозяйственной деятельности, которые в силу присущих им свойств могут при перевозке создать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей среде, повредить или уничтожить материальные ценности.

Опережение — движение транспортного средства со скоростью, большей скорости попутного транспортного средства.

Организованная перевозка группы детей — перевозка в автобусе, не относящемся к маршрутному транспортному средству, группы детей численностью 8 и более человек, осуществляемая без их родителей или иных законных представителей.

Организованная транспортная колонна — группа из трех и более механических транспортных средств, следующих непосредственно друг за другом по одной и той же полосе движения с постоянно включенными фарами в сопровождении головного транспортного средства с нанесенными на наружные поверхности специальными цветографическими схемами и включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов.

Организованная пешая колонна — обозначенная в соответствии с пунктом 4.2 Правил группа людей, совместно движущихся по дороге в одном направлении.

Остановка — преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства.

Островок безопасности — элемент обустройства дороги, разделяющий полосы движения (в том числе полосы для велосипедистов), а также полосы движения и трамвайные пути, конструктивно выделенный бордюрным камнем над проезжей частью дороги или обозначенный техническими средствами организации дорожного движения и предназначенный для остановки пешеходов при переходе проезжей части дороги. К островку безопасности может относиться часть разделительной полосы, через которую проложен пешеходный переход.

Парковка (парковочное место) — специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью под эстакадных или под мостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения.

Пассажир — лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).

Перекресток — место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.

Перестроение — выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с сохранением первоначального направления движения.

Пешеход — лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или вело-пешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.

Пешеходная дорожка — обустроенная или приспособленная для движения пешеходов полоса земли либо поверхность искусственного сооружения, обозначенная знаком 4.5.1 .

Пешеходная зона — территория, предназначенная для движения пешеходов, начало и конец которой обозначены соответственно знаком 5.33 и знаком 5.34 .

Пешеходная и велосипедная дорожка (вело-пешеходная дорожка) — конструктивно отделенный от проезжей части элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для раздельного или совместного с пешеходами движения велосипедистов и обозначенный знаками:

Источник:
http://ruspdd.com/general-provisions/1.2/

Что такое тротуар по ПДД?

Пешеход в рамках дорожного движения является наименее защищенным участником, поэтому требует дополнительной защиты. Данное следствие реализовано за счет выделения специальной пешеходной зоны, цель которой заключается в обеспечении безопасности людей. Чтобы определиться с регламентирующими положениями ПДД, нужно установить: тротуар – это что такое и что он значит для пешеходов.

Что такое тротуар

Тротуар представляет собой специальную зону, которая выделена для передвижения пешеходов и велосипедистов. Дорого же – это часть покрытия, предназначенная для перемещения транспортных средств. Она может состоять из:

  • трамвайных путей;
  • разделительных конструкций;
  • обочин;
  • тротуаров.

То есть по нормам ПДД тротуар – это часть дороги. В обязательном порядке пешеходная зона должна быть отделена от проезжей полосы либо зеленым полотном шириной не менее 1 метра, либо бетонным бордюром. Ограждение предназначено для предотвращения рисков размытия и осыпания грунта. Также бордюр способствует снижению степени разрушений дорожного покрытия.

Какие знаки обозначают тротуар

В правилах дорожного движения не выделены знаки отдельно для тротуара. Данный пешеходный элемент отмечается обозначениями пешеходной зоны, которых всего три:

  • знак 4.12. Его предназначение заключается в выделении полосы, где движение допускается строго для мопедов или велосипедов;
  • знак 4.13. Размещается в местах, где может перемещаться только пешеход – никаких дополнительных транспортных средств;
  • знак 4.14. Значение данного знака определяет участки, где могут двигаться как велосипедисты, так и пешеходы.

В большинстве случаев тротуары не обозначены знаками, поэтому пешеходам и иным участникам движения нужно учитывать визуальные признаки, определяющие такую зону.

Как устанавливается ширина тротуара

Размеры тротуара зависят от интенсивности движения пешеходов в конкретной зоне. Чем больше человек проходит за один час, тем больше полос будет выделено для них:

  • одна дорожка, если интенсивность не превышает 50 человек в час в обе стороны;
  • две разграничительные полосы, если речь идет о более заселенных участках, в которых каждый час перемещаются от 50 до 1 тысячи человек;
  • дополнительно выделяется еще одна дорожка на каждую одну тысячу человек.
Какие предусмотрены запреты и разрешения

Тротуар – это элемент проезжей части, предназначение которого заключается в обеспечении беспрепятственного передвижения пешеходов, поэтому езда на данном участке без адекватной причины подразумевает взыскание штрафа с водителя. Чтобы не допустить привлечения к ответственности, нужно учитывать ряд правил.

В соответствии с общими положениям ПДД движение и стоянка транспортных средств на тротуаре запрещена, за некоторыми исключениями, которые касаются отдельных категорий ТС: рабочий транспорт дорожных служб и автомобили, подвозящие товар к месту торговли. Во всех остальных случаях не допускается использовать пешеходный участок для перемещения.

Что касается езды по тротуару на мопеде, то она допустима, но строго при наличии разрешающего знака. Если полоса выделена специально для данных средств передвижения, то пешеход может использовать ее только при отсутствии специальной дорожки.

Какой предусмотрен штраф

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации за парковку в неположенном месте полагается мера наказания в виде взыскания штрафа в размере 1 тысячи рублей. При этом автомобиль подлежит эвакуации на штрафстоянку. В подобном случае водителю нужно быть готовым оплатить в дополнении услуги хранения и эвакуации транспортных средств. Так, за работу эвакуатора придется заплатить до 5 тысяч рублей, за размещение ТС на стоянке – по 1 тысяче за сутки. Итоговая стоимость во многом зависит от региона, но в любом случае лучше знать и соблюдать правила, чем игнорировать их и платить больше.

Также нужно учитывать штраф за движение по пешеходной дорожке – он составляет 2 тысячи рублей. Дополнительно придется уплатить за восстановление поврежденной полосы (газон, оградка и иные детали оформления). Подобные нарушения признаются административными, поэтому нарушителю нужно оплатить штраф в течение двух месяцев. Если в этот срок гражданин не уложится, сумма взыскания увеличивается в два раза. Также возникает риск привлечения к обязательным работам или вероятность административного ареста.

Источник:
http://lawcars.ru/chto-takoe-trotuar-po-pdd/

Стоянка запрещена: как отличить тротуар от придомовой территории

Тамара Дягилевич* поставила машину во дворе, ее заснял программно-аппаратный комплекс “Помощник Москвы”, а на основе этого снимка инспектор привлек Дягилевич к административной ответственности за стоянку на тротуаре и назначил 3000 руб. штрафа (п. 12.2 ПДД, ч. 6 ст. 12.19 КоАП).

Дягилевич принялась обжаловать постановление инспектора, указывая, что место стоянки не является тротуаром, а значит, она ничего не нарушила. Водитель показала скриншот с портала «Яндекс карты», где видно, что место стоянки находится возле одного дома и напротив другого дома. Дягилевич также предоставила письмо заместителя префекта ВАО г. Москвы и письмо ГБУ г. Москвы «Жилищник района Измайлово». По документам, указанный земельный участок является придомовой территорией многоквартирных домов, на которой ранее располагался объект самовольного строительства, а не газоном и не тротуаром.

ЗАЯВИТЕЛЬ: Тамара Дягилевич*

ОТВЕТЧИК: Инспектор ЦАФАП ОДД ГИБДД ГУ МВД России по г. Москве

СУТЬ СПОРА: Обжалование постановления о привлечении к административной ответственности

РЕШЕНИЕ: Акты нижестоящих судов отменить, дело направить на новое рассмотрение в районный суд

Измайловский райсуд Москвы изучил фотоматериал, по которому автомобиль находился на отделенном бордюром участке дороги, прилегающем к перекрестку улиц рядом с домами, где растут зеленые насаждения и лежит тротуарная плитка. Поскольку место стоянки автомобиля примерно равноудалено от обоих домов, суд не нашел оснований полагать, что место совершения правонарушения установлено не правильно. Суд отверг представленные заявителем письма, т.к. посчитал, что они не влияют на квалификацию вменяемого правонарушения. Таким образом, суд первой инстанции признал постановление инспектора законным. Московский городской суд с этим согласился.

Верховный суд решил, что доводы водителя проверили плохо. Утверждение районного суда, что вымощенное тротуарной плиткой покрытие сделано для прохода пешеходов, ничем не подтверждается. Зеленые насаждения не подтверждают о том, что спорный участок является тротуаром, и не опровергают содержащиеся в письмах сведения о придомовой территории. ВС увидел из представленного фотоматериала, что к проезжей части примыкает элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов, отделенный бордюром от спорного участка. По мнению ВС, по представленным материалам нельзя сделать безусловный вывод о том, что место совершения административного правонарушения является тротуаром. Поэтому ВС отменил ранее вынесенные акты и направил дело на новое рассмотрение в районный суд (№ 5- АД18-95). Пока еще оно не рассмотрено.

“ПДД не предусматривают обозначение тротуаров какими-либо дорожными знаками. Поэтому решение вопроса, правильно ли припаркован автомобиль, в конечном итоге будет зависеть от усмотрения суда”

Читайте также  ТОП-10 лучших страховых компаний ОСАГО и КАСКО - Рейтинг 2020

Ольга Бенедская, советник Муранов, Черняков и партнеры Муранов, Черняков и партнеры Федеральный рейтинг группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры – high market) группа Международный арбитраж ×

“Выраженная в постановлении ВС позиция может в дальнейшем обращать на себя внимание судов нижестоящих инстанций и применяться в выносимых ими решениях”, – уверен старший юрист Отдела коммерческой практики ЮБ Падва и Эпштейн Падва и Эпштейн Федеральный рейтинг группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры – mid market) 30-31 место По количеству юристов × Евгений Богелюс. “Несомненно, постановление ВС усложнит жизнь контролирующих органов, при этом позволит гражданам отстаивать свою правоту в области ПДД. Постановление уменьшит необоснованное привлечение водителей за неправильную парковку и позволит навести порядок в этом секторе жизнедеятельности общества”, – считает советник АБ Казаков и партнеры Казаков и партнеры Федеральный рейтинг группа Банкротство группа Уголовное право группа Природные ресурсы/Энергетика 17 место По выручке на юриста (Больше 30 Юристов) 26-28 место По количеству юристов 29 место По выручке Профайл компании × Александр Самухов. “К сожалению, на практике суды зачастую формально подходят к рассмотрению дел, недостаточно внимательно и подробно выясняют обстоятельства, не устанавливают все элементы состава, неполно исследуют доказательства, не всегда применяют презумпцию невиновности. Это приводит к полному согласию суда с уполномоченным органом, переписыванию протокола в судебный акт, необоснованному отклонению доводов и доказательств привлекаемого к ответственности лица. Надеюсь, позиция ВС будет воспринята судами, что позволит при рассмотрении административных дел снизить количество фактических ошибок и повысить качество судебных актов”, – сообщила старший юрист КА Delcredere Delcredere Федеральный рейтинг группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры – high market) группа Природные ресурсы/Энергетика Профайл компании × Ксения Козлова. “Споры о том, является ли определенный участок дороги тротуаром или это придомовая территория, сейчас не редкость, особенно в условиях мегаполиса. На первый взгляд не столь существенная разница в понятиях может повлечь серьезные последствия для автомобилистов. ВС в очередной раз указал судам и органам власти, как важно всесторонне и полно изучить все обстоятельства дела”, – отметила руководитель Департамента правового регулирования экономической деятельности Финуниверситета при Правительстве РФ, д.ю.н., профессор Гульнара Ручкина.

* – имя и фамилия изменены редакцией.

Источник:
http://pravo.ru/auto/story/209118/

ПДД глава 1.2

В Правилах используются следующие основные понятия и термины

В Правилах используются следующие основные понятия и термины:

«Автомагистраль» — дорога, обозначенная знаком 5.1 ** и имеющая для каждого направления движения проезжие части, отделенные друг от друга разделительной полосой (а при ее отсутствии — дорожным ограждением), без пересечений в одном уровне с другими дорогами, железнодорожными или трамвайными путями, пешеходными или велосипедными дорожками.

«Автопоезд» — механическое транспортное средство, сцепленное с прицепом (прицепами).

«Велосипед» — транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энерги ей лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.

«Велосипедист» – лицо, управляющее велосипедом.

«Велосипедная дорожка» – конструктивно отделенный от проезжей части и тротуара элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для движения велосипедистов и обозначенный знаком 4.4.1 .

«Водитель» — лицо, управляющее какимлибо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению.

«Вынужденная остановка» — прекращение движения транспортного средства из-за его технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя (пассажира) или появлением препятствия на дороге.

«Главная дорога» — дорога, обозначенная знаками 2.1 , 2.3.1-2.3.7 или 5.1 , по отношению к пересекаемой (примыкающей), или дорога с твердым покрытием (асфальто- и цементобетон, каменные материалы и тому подобное) по отношению к грунтовой, либо любая дорога по отношению к выездам с прилегающих территорий. Наличие на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком участка с покрытием не делает ее равной по значению с пересекаемой.

«Дневные ходовые огни» — внешние световые приборы, предназначенные для улучшения видимости движущегося транспортного средства спереди в светлое время суток.

«Дорога» — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

«Дорожное движение» — совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.

«Дорожно-транспортное происшествие» — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

«Железнодорожный переезд» — пересечение дороги с железнодорожными путями на одном уровне.

«Маршрутное транспортное средство» — транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок.

«Механическое транспортное средство» — транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.

«Мопед» — двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт. К мопедам приравниваются квадрициклы, имеющие
аналогичные технические характеристики.

«Мотоцикл» — двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 куб. см или максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч. К мотоциклам приравниваются трициклы, а также квадрициклы с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного
типа, имеющие ненагруженную массу, не превышающую 400 кг (550 кг для транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (в случае электрических транспортных средств), и максимальную эффективную мощность двигателя, не превышающую 15 кВт.

«Населенный пункт» — застроенная территория, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.23.1 , 5.23.2 , 5.24.1 , 5.24.2 , 5.25 , 5.26

«Недостаточная видимость» — видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки.

«Обгон» — опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).

«Обочина» — элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2.1 либо 1.2.2 , используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.

«Ограниченная видимость» — видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами.

«Опасность для движения» — ситуация, возникшая в процессе дорожного движения, при которой продолжение движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу возникновения дорожно-транспортного происшествия.

«Опасный груз» — вещества, изделия из них, отходы производственной и иной хозяйственной деятельности, которые в силу присущих им свойств могут при перевозке создать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей среде, повредить или уничтожить материальные ценности.

«Опережение» — движение транспортного средства со скоростью, большей скорости попутного транспортного средства.

«Организованная перевозка группы детей» — организованная перевозка восьми и более детей в автобусе, не относящемся к маршрутному транспортному средству.

«Организованная пешая колонна» — обозначенная в соответствии с пунктом 4.2 Правил группа людей, совместно движущихся по дороге в одном направлении.

«Организованная транспортная колонна» — группа из трех и более механических транспортных средств, следующих непосредственно друг за другом по одной и той же полосе движения с постоянно включенными фарами в сопровождении головного транспортного средства с нанесенными на наружные поверхности специальными цветографическими схемами и включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов.

«Остановка» — преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров, либо загрузки или разгрузки транспортного средства.

«Островок безопасности» – элемент обустройства дороги, разделяющий полосы движения противоположных направлений (в том числе и полосы для велосипедистов), конструктивно выделенный бордюрным камнем над проезжей частью дороги или обозначенный техническими средствами организации дорожного движения и предназначенный для остановки пешеходов при переходе проезжей части дороги. К островку безопасности может относиться часть разделительной полосы, через которую проложен пешеходный переход.

«Пассажир» — лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).

«Парковка (парковочное место)» — специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадной или подмостовых пространств, площадей или иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения.

«Перекресток» — место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.

«Перестроение» — выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с сохранением первоначального направления движения.

«Пешеход» — лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.

«Пешеходный переход» — участок проезжей части, трамвайных путей, обозначенный знаками 5.19.1 , 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1 и 1.14.2 и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.19.1 и 5.19.2 .

«Пешеходная дорожка» — обустроенная или приспособленная для движения пешеходов полоса земли либо поверхность искусственного сооружения, обозначенная знаком 4.5.1 .

«Пешеходная зона» — территория, предназначенная для движения пешеходов, начало и конец которой обозначены соответственно знаками 5.33 и 5.34 .

«Пешеходная и велосипедная дорожка (велопешеходная дорожка)» — конструктивно отделенный от проезжей части элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для раздельного или совместного с пешеходами движения велосипедистов и обозначенный знаками 4.5.2-4.5.7 .

«Полоса движения» — любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.

«Полоса для велосипедистов» – полоса проезжей части, предназначенная для движения на велосипедах и мопедах, отделенная от остальной проезжей части горизонтальной разметкой и обозначенная знаком 5.14.2 .

«Преимущество (приоритет)» — право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения.

Читайте также  Оплатил штраф ГИБДД, а он висит в базе, что делать, квитанция есть

«Препятствие» — неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе. Не является препятствием затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями Правил.

«Прилегающая территория» — территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для, сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное). Движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с настоящими Правилами.

«Прицеп» — транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством. Термин распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски.

«Проезжая часть» — элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.

«Разделительная полоса» — элемент дороги, выделенный конструктивно и (или) с помощью разметки 1.2.1 , разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения и остановки транспортных средств.

«Разрешенная максимальная масса» — масса снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, установленная предприятием-изготовителем в качестве максимально допустимой. За разрешенную максимальную массу состава транспортных средств, то есть сцепленных и движущихся как одно целое, принимается сумма разрешенных максимальных масс транспортных средств, входящих в состав.

«Регулировщик» — лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, установленных Правилами, и непосредственно осуществляющее указанное регулирование. Регулировщик должен быть в форменной одежде и (или) иметь отличительный знак и экипировку. К регулировщикам относятся сотрудники полиции и военной автомобильной инспекции, а также работники дорожно-эксплуатационных служб, дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах при исполнении ими своих должностных обязанностей.

«Стоянка» — преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажира либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства.

«Темное время суток» — промежуток времени от конца вечерних сумерек до начала утренних сумерек.

«Транспортное средство» — устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

«Тротуар» — элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном.

«Уступить дорогу (не создавать помех)» — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.

«Участник дорожного движения» — лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.

«Школьный автобус» – специализированное транспортное средство (автобус), соответствующее требованиям к транспортным средствам для перевозки детей, установленным законодательством о техническом регулировании, и принадлежащее на праве собственности или на ином законном основании дошкольной образовательной или общеобразовательной организации.

Источник:
http://www.gazu.ru/pdd/1/1.2/

Что такое тротуар? Парковка и стоянка на тротуаре. Езда по тротуару

В крупном городе (особенно в его центре) найти безопасное место для парковки автомобиля – задача практически невыполнимая. Именно поэтому водители часто используют пространство по краям дороги, чтобы поставить там “железного коня”. В целом такая парковка строго не запрещается, но следует учитывать множество нюансов и правил, которые существуют в этой области.

Можно или нельзя заезжать на тротуар?

Нормативные акты содержат такое количество противоречий и тонкостей, что запутаться в них немудрено. Порой сами понятия “дорога” и “тротуар” трактуются весьма вольно. Лучше всего от парковки на такой части дороги, что предназначена для пешеходов, воздерживаться. “Размытость” правил дорожного движения позволяет инспектору ГИБДД подвергнуть штрафу любой автомобиль, который остановится на тротуаре. И пусть даже сумма будет не столь велика, тем не менее приятного в штрафе мало.

Если взглянуть на проблему глазами пешехода, картина вырисовывается совершенно иная. Тем, кто передвигается своим ходом, припаркованные на тротуаре автомобили служат порой самой настоящей преградой – передвигаться нормально из-за них становится невозможным. Пешеходный тротуар, заставленный машинами, в наши дни не редкость. К тому же автовладельцы больше думают о безопасности собственного транспортного средства, чем об удобстве идущих мимо граждан.

Разграничим понятия

Давайте рассмотрим основные положения законодательства, относящиеся к вопросу возможности парковок в зонах пешеходных дорожек и тротуаров. А также обсудим, какие штрафы предусмотрены за данное нарушение.

Чтобы владеть ситуацией, следует знать, что такое тротуар, и понимать, чем он отличается от других частей дороги. То есть видеть различие между понятиями обочины, тротуара и пешеходной дорожки. Обочина – это участок дорожного полотна, который находится на одном с основной дорогой уровне и никак не отделен от нее – ни бордюром, ни травяным газоном.

Он может быть обозначен лишь соответствующей дорожной разметкой. На обочине вы вполне законно можете поставить свой автомобиль, и никто не имеет права вас оштрафовать (если, конечно, не наблюдается других нарушений).

Что такое тротуар и чем он лучше пешеходной дорожки

Под пешеходной дорожкой понимается место, отведенное для движения людей (пешеходов) и велосипедистов. Она должна в обязательном порядке выделяться при помощи дорожного знака “Пешеходная дорожка”. Также этот участок, точнее, его граница с автомобильной дорогой, может быть обозначен разметкой.

Стоянка на пешеходной дорожке автомобилям не запрещена. А вот если вы попытаетесь по ней двигаться на своем авто, “схлопочете” законный штраф.

Порой инспекторы ГИБДД и сами не в курсе насчет различия между данными понятиями. В этом случае грамотный водитель, оперируя нужными терминами (зная, что такое тротуар и каковы его признаки), может компетентно доказать свою точку зрения – если владеет нужной информацией.

Итак, под тротуаром понимается место, предназначенное исключительно для движения пешеходов. Эта зона отделяется от дороги либо бордюром, либо зеленым газоном (или и тем и другим). При этом строго-настрого запрещается как езда по тротуару, так и стоянка на нем любого транспортного средства. Штраф за нарушение данного запрета будет вполне законным.

С инспектором можно поспорить

Каким образом эти понятия могут быть перепутаны? Это случается, когда бордюр на тротуаре отсутствует или выражен очень и очень слабо. Если стоянка на “тротуаре” такого типа имеет место быть, инспектор, теоретически, не имеет права вас штрафовать. Но на практике вам еще предстоит доказать, что данное место вовсе не является тротуаром. Так как вести такие разборки в суде задним числом – дело достаточно безнадежное, рекомендуем оспаривать штраф непосредственно с инспектором на месте.

Следует помнить, что движение и стоянка относятся к разным понятиям, и штрафы за них предусмотрены тоже разные. Согласно правилам дорожного движения в последней редакции, езда по тротуару не имеет ничего общего со стоянкой на нем или движением по пешеходной дорожке.

Таким образом, поставив автомобиль на такой участок, вы можете не волноваться насчет штрафа. А вот двигаясь по нему, ждите неприятностей. Но, если рассуждать логически, для стоянки на пешеходной дорожке нужно на нее как минимум заехать, то есть осуществить движение. А данный процесс уже наказуем. Парадокс.

Перейдем к цифрам

Какую сумму вам придется платить в том случае, когда зафиксирована стоянка на тротуаре или движение по нему? Законодательные нормы ежегодно меняются, это касается и сферы штрафных санкций. Большинство водителей не успевают отслеживать все изменения и пребывают в неведении насчет текущего положения дел. Если в прошлые годы штрафы за подобные нарушения условно можно было назвать символическими, то в последнее время ситуация резко изменилась – любой штраф представляет собой весьма серьезную сумму.

В российских городах (за исключением Санкт-Петербурга и Москвы) водителей, поставивших свое авто на тротуаре, штрафуют на 1000 руб. Если же вы проживаете в столице либо Санкт-Петербурге – городах федерального значения, – вы платите за то же самое уже полновесных 3000 руб. Помимо прочего, данная ситуация предполагает эвакуацию вашей машины. Так что готовьтесь к выкупу железного друга. Это обойдется вам минимум в 5000 рублей.

О москвичах и прочих

Если вы имели неосторожность двигаться по пешеходной дорожке или по тротуарам, готовьте для уплаты штрафа сумму, равную 2000 руб. вне зависимости от города проживания. По числу и количеству повторов такие штрафы не дифференцируются – это значит, что водитель может быть оштрафован неограниченное число раз.

Таким образом, мы видим, что жителю Москвы выгоднее проехать по тротуару, чем оставить на нем автомобиль. В других городах – наоборот. Знание данного нюанса позволит, на худой конец, сэкономить ту же злосчастную тысячу рублей. Но от машины лучше далеко не отходить, чтобы не допустить увоза “железного коня” эвакуатором. Ведь всегда проще и дешевле договориться на месте, чем потом выкупать авто со штрафплощадки.

Как можно выкрутиться

А можно ли как-то оспорить наложение штрафа в данной ситуации? Как известно, любой российский закон написан таким языком, что опытный юрист может повернуть его в выгодную для себя сторону. Но простому читателю такое обычно не под силу. И все же кое-что предпринять можно. Вы можете отказаться платить штраф за стоянку на тротуаре, если удастся доказать инспектору, что из-за отсутствия вышеперечисленных признаков тротуара данное место считается пешеходной дорожкой или даже обочиной.

Другой вариант – у вашего авто техническая неисправность. Это неплохое оправдание в ситуации, когда парковка на тротуаре неизбежна. Может подойти и какой-либо другой форс-мажор, на которые так любят ссылаться российские водители.

Если инспектор “застукал” вас на тротуаре за рулем машины, попытайтесь доказать ему, что в данный момент вы именно двигались, а не стояли. Перечисленные выше действия помогут если не избежать штрафа целиком, то значительно снизить его размер. Ну а если ни одна из лазеек не поможет отвертеться – заплатить придется. Поэтому самый верный способ избежать непредвиденных расходов – отказаться от какой-либо парковки на тротуаре либо в зоне, что прилегает к дороге.

Парковка на тротуаре – без вариантов

Когда места, где можно, не нарушая правил, припарковать автомобиль, совершенно не видно, убедитесь, что вы не препятствуете людскому потоку, а ваша машина не слишком бросается в глаза дорожным полицейским, которые отлично знают, что такое тротуар, и какую “дань” можно “содрать” с заехавшего на него водителя.

Если же и данные меры успеха не принесут, вам следует быть готовым расстаться с суммой в 3000 рублей, и это в том случае, если дело обойдется без эвакуатора.

Именно поэтому хорошенько подумайте, прежде чем останавливаться в подобном месте. Вариант платной парковки может стать хорошей альтернативой, так как сумма, потраченная на данную услугу, скорее всего, будет несравнимо меньше наложенного штрафа. Особенно важно соблюдать правила в центре любого мегаполиса, где патруль дорожной полиции не заставит себя ждать.

Источник:
http://fb.ru/article/228585/chto-takoe-trotuar-parkovka-i-stoyanka-na-trotuare-ezda-po-trotuaru