Коэффициент бонус-малус в полисе ОСАГО: от чего зависит, как влияет на стоимость страховки? Условия снижения коэффициента

Коэффициент бонус-малус в полисе ОСАГО: от чего зависит, как влияет на стоимость страховки? Условия снижения коэффициента

КБМ расшифровывается как “коэффициент бонус-малус”. В России показатель применяется с 2003 года после введения Федерального закона “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” от 25.04.2002 №40-ФЗ. Но фактически он стал учитываться после внедрения единой автоматизированной системы по сбору информации о полисах ОСАГО, которая начала действовать с 01.01.2011.

Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию 8 (800) 350-31-84 или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.

Что такое КБМ, и зачем он нужен

В ОСАГО значение КБМ используется при расчете стоимости страховки. Размер бонус-малус меняется в зависимости от характера езды водителя: коэффициент связан с возмещением страховых выплат по вине клиента.

Если водитель не стал виновником аварии, из-за которой страховщик потерпел убытки, значение показателя уменьшается на 5%. Уменьшение полиса ОСАГО за счет снижения коэффициента имеет накопительный эффект с максимальным периодом 10 лет. Спустя 10 лет безаварийной езды бонус-малус остается на минимальном уровне – 0,5.

Показатель используется при подсчете страховки ОСАГО для физических лиц и организаций. Размер КБМ связан с конкретным лицом, вписанным в полис, и не меняется в течение срока действия ОСАГО. Согласно ст. 10 Федерального закона 25.04.2002 №40-ФЗ, срок действия обязательной страховки на авто составляет 1 год.

От чего зависит показатель

Значение бонус-малус связано с количеством страховых возмещений, произведенных по вине страхователя. Если владелец ТС не является виновником аварии по ДТП, а страховая компания не компенсирует убытки потерпевшей стороне, значение КБМ в следующем периоде уменьшится на 0,05.

Показатель оказывает прямое влияние на стоимость обязательной страховки для владельцев авто. Если клиент – инициатор ДТП с выплатой по ОСАГО, ему придется платить за полис в следующем периоде больше до 2,5 раз.

Эффект от влияния КБМ накопительный. При расчете страховки ОСАГО в случае безаварийной езды для получения максимальной скидки учитываются 10 лет непрерывного стажа.

В зависимости от аккуратности езды водителям присваивается класс: от М до 13. Получить максимальный класс, равный 13, при расчете КБМ могут только водители, не допускающие аварий в течение 10 лет подряд и более. В случае ДТП по вине водителя с последующей выплатой по ОСАГО показатель снижается, а стоимость страховки возрастает до 245%.

Причины снижения

Экономия для страхователя за счет понижения стоимости КБМ в следующем периоде обусловлена особым вниманием к проблемам ДТП со стороны Правительства РФ и страховщиков. Государство таким образом напоминает водителям о необходимости избегать аварийных ситуаций на дорогах.

Страховые компании заинтересованы в клиентах, которые не являются причиной финансовых издержек организации в виде компенсации потерпевшим в ДТП гражданам. Снижение КБМ ежегодно на 5% регулируется на законодательном уровне (приложение 6 Указания Банка России от 04.12.2018 №5000-У).

Страховщик не вправе отказать в оформлении полиса с учетом нового тарифа бонус-малус. В случае отказа финансовой организации учитывать новое значение коэффициента при покупке полиса клиент должен обратиться с жалобой в Российский Союз автостраховщиков.

Как рассчитывается КБМ по ОСАГО

С 1 апреля 2019 года вступило в силу Указание Банка России от 04.12.2018 №5000-У. В документе прописаны новые условия расчета бонус-малус для ОСАГО.

  • КБМ рассчитывается индивидуально для каждого водителя и устанавливается сроком на 1 год по всем полисам, в которые вписан клиент. До апреля 2019 года у граждан, имеющих доступ к более, чем одному транспортному средству и вписанных в полисы ОСАГО, применялись различные коэффициенты КБМ;
  • рассчитанное значение бонус-малус после оформления страховки в период с 1 апреля 2019 года действует до 30 марта 2020 года без возможности корректировки. Коэффициент в полисах ОСАГО, приобретенных после начала действия Указания Банка России от 04.12.2018 №5000-У, устанавливается на год и не подлежит изменению;
  • при подсчете индивидуального КБМ для клиентов, у которых на 01.04.2019 действует несколько значений бонус-малус, будет учитываться минимальное значение коэффициента.

При подсчете КБМ учитывается класс водителя и особенности заключения договора:

  • для водителей, у которых нет стажа, или о них отсутствуют сведения в информационной системе ОСАГО, КБМ=1;
  • для договоров страхования, действие которых заканчивается до 1 апреля 2019 года включительно, бонус-малус устанавливается равным 1;
  • у страхователей, которые в течение года не принесли убытки страховщику (не было выплат по полису с их участием), размер КБМ уменьшается. При продлении ОСАГО в следующем периоде они будут платить на 5% меньше, так как значение показателя уменьшится на 0,05;
  • виновников ДТП, по вине которых страховая компания возместила убытки потерпевшему, ждет увеличение полиса до 50% по сравнению с покупкой после безаварийного периода вождения.

Класс водителя определяется исходя из аккуратности езды в текущем году и информации о количестве страховых возмещений за предыдущие периоды. Водителям с опытом безаварийного стажа в течение 10 лет присваивается максимальный 13 класс. Их КБМ равен 0,5.

Максимальное значение бонус-малус равно 2,45. Показатель присваивается про покупке страховки на следующий период после ДТП по вине страхователя, повлекшего выплату компенсации.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии. Это бесплатно.

Источник:
http://zakonsovet.com/avtoyurist/straxovanie/osago/kbm-snizhenie.html

Правила расчета КБМ с 1 апреля 2020 года

Добрый день, уважаемый читатель.

Для начала хочу напомнить, что с 9 января 2019 года вступили в силу новые тарифы ОСАГО, речь о которых шла в отдельной статье. Однако часть указания Центрального банка, относящаяся к расчету КБМ, вступила в силу позже.

Предусмотрены два переходных периода (до 1 апреля 2019 года и до 1 апреля 2020 года). И только начиная с 1 апреля 2020 года новые правила расчета КБМ заработали полностью.

КБМ – это индивидуальный коэффициент водителя, который позволяет получить скидку за безаварийное вождение.

В этой статье речь пойдет о правилах расчета КБМ в разные периоды времени. Кроме того, будет рассмотрено несколько примеров, помогающих лучше понять суть нововведений.

Полис с ограниченным числом водителей

В первой части статьи рассмотрим самый популярный вариант полиса – полис, в котором указан список водителей, допущенных к управлению.

При расчете стоимости такого полиса выбирается максимальное значение КБМ среди всех водителей. В этом вопросе ничего не изменилось.

Например, если Александр имеет КБМ=0.8, а Борис имеет КБМ=0.65, то при расчете стоимости полиса следует использовать коэффициент 0.8.

Таблица изменения КБМ

Таблица, по которой вычисляется значение КБМ на текущий период, также в целом осталась без изменений. Она имеет следующий вид:

Примечание. На самом деле небольшие изменения в таблицу все же будут внесены, однако основную ее часть (коэффициенты) они не затронут.

Примеры при покупке страхового полиса

Рассмотрим несколько ситуаций, в которых могли оказаться водители в январе 2019 года (до введения новых правил):

Владимир . Владимир не владел автомобилем. Последний договор ОСАГО, в который он был вписан, закончился 20 марта 2018 года. КБМ в последнем договоре 0.55.

Галина . Последняя страховка Галины закончилась 10 апреля 2018 года. КБМ в этом договоре 0.65.

Дмитрий имел действующий договор ОСАГО, срок окончания которого – 15 марта 2019 года. Текущее значение КБМ 0.75.

Елена была вписана в страховку ОСАГО, которая закончилась 15 августа 2019 года, значение КБМ 0.85.

Жанна имела в собственности 2 автомобиля. Первый договор ОСАГО заканчивался 15 марта 2019 года, КБМ 0.5. Второй договор заканчивался 15 августа 2019 года, КБМ 0.8 (был один страховой случай).

Зинаида имела действующий договор ОСАГО, который заканчивался 15 августа 2019 года. При заключении договора КБМ Зинаиды был равен 0.7, однако 15 января 2019 года по вине Зинаиды произошло ДТП.

Такое большое количество ситуаций приведено неслучайно. Просто найдите в списке пример, который лучше всего соответствует Вашей ситуации с КБМ, и далее в тексте статьи ориентируйтесь именно на этот пример.

Если Вы имеете действующий полис и не попадали в ДТП, то наиболее подходящие примеры – Дмитрий и Елена .

Расчет КБМ до 1 апреля 2019 года

До 1 апреля 2019 года при расчете КБМ применялись те же самые правила, что и действовали ранее. То есть коэффициент КБМ пересчитывался по таблице в момент обращения водителя в страховую для покупки следующего полиса.

При этом учитывались только данные действующих страховых полисов, а также полисов, которые прекратили действовать за последний год.

Пример – покупка страховки до 1 апреля 2019 года.

Владимир . При покупке страховки до 20 марта 2019 года данные старого полиса должны быть учтены, т.е. новый КБМ будет равен 0.5.

Если же Владимир купил страховку после этой даты (25 марта 2019 года), то его КБМ “обнулился” и стал равен 0.5.

Галина . При покупке страховки до 31 марта 2019 года данные старого полиса были учтены, и КБМ стал равен 0.6.

Дмитрий . Если Дмитрий приобрел новый автомобиль и купил на него страховку до 15 марта, то в полисе использовался тот же самый коэффициент, что и в предшествующем, т.к. год еще не прошел. КБМ = 0.75.

Если Дмитрий просто продлил полис 15 марта или позже, то был использован новый коэффициент КБМ = 0.7.

Елена . Поскольку действие предшествующего полиса не закончилось, КБМ в новом полисе остался тем же – 0.85.

Жанна . При продлении договора на первый автомобиль 15 марта 2019 года был учтен совершенный ранее страховой случай, т.е. размер КБМ = 0.8.

Зинаида . В данном случае также имел место один страховой случай, поэтому при покупке ОСАГО КБМ = 0.9

Примечание. Полные правила расчета КБМ, которые действовали до 1 апреля 2019 года, приведены на этой странице.

Расчет КБМ с 1 апреля 2019 года по 1 апреля 2020 года

С 1 апреля 2019 года при расчете КБМ действовали следующие правила:

  1. КБМ рассчитывался 1 апреля 2019 года и действовал в течение года (по 31 марта 2020 года), т.е. один и тот же КБМ применялся при заключении всех договоров ОСАГО.
  2. В качестве КБМ выбиралось минимальное значение КБМ среди договоров, которые еще действовали 1 апреля 2019 года, а также среди договоров, которые перестали действовать с 1 апреля 2018 года по 31 марта 2019 года.
  3. КБМ корректировался с учетом количества страховых случаев, которые произошли с 1 апреля 2017 года по 31 марта 2019 года. При этом не учитывались те страховые случаи, которые ранее были учтены при вычислении минимального КБМ.
  4. Если последний договор ОСАГО водителя закончился до 1 апреля 2018 года, то КБМ = 1.
  5. Если водитель ранее не был вписан в ОСАГО, то КБМ = 1.

Правила довольно мудреные, поэтому разберем их на примерах:

Пример – пересчет КБМ 1 апреля 2019 года.

Владимир . Последний договор перестал действовать ранее 1 апреля 2018 года, т.е. КБМ = 1 (обнуляется).

Если же Владимир купил страховку до 20 марта 2019 года (см. пример выше) с коэффициентом 0.5, то при пересчете 1 апреля 2019 года за ним сохранился КБМ = 0.5.

Галина . Договор Галины перестал действовать 10 апреля 2018 года, т.е. последний КБМ должен быть учтен при расчете нового значения. Страховых случаев не было. КБМ = 0.6.

Дмитрий имел действующий договор ОСАГО, который к моменту пересчета КБМ закончился. Тем не менее КБМ из этого договора должен учитываться. Кроме того, Дмитрий не был виновником ДТП. КБМ = 0.7.

Если же Дмитрий продлил договор ОСАГО 15 марта 2019 года (см. пример выше) с коэффициентом 0.7, то при пересчете КБМ 1 апреля 2019 года ему присвоен КБМ = 0.65.

Елена . Договор Елены являлся действующим и закончился уже после 1 апреля 2019 года. Однако коэффициент все равно был пересчитан 1 апреля и его размер составил 0.8.

Жанна . При расчете учитывались коэффициенты из двух ранее заключенных договоров (0.8 и 0.5). Минимальное значение – 0.5. Также был учтен и страховой случай, т.е. КБМ = 0.8.

Зинаида . Для расчета использовалось предыдущее значение 0.7, а также один страховой случай. КБМ = 0.9.

Примечание. Полные правила расчета КБМ, которые действовали с 1 апреля 2019 года до 1 апреля 2020 года, приведены на этой странице.

Расчет КБМ с 1 апреля 2020 года

С 1 апреля 2020 года при расчете КБМ действуют следующие правила:

  1. КБМ рассчитывается ежегодно 1 апреля и действует в течение года.
  2. Для расчета выбирается значение КБМ, рассчитанное на предыдущий период, в котором водитель страховался (с 1 апреля по 31 марта).
  3. КБМ корректируется с учетом количества страховых случаев, которые произошли за предыдущий период с 1 апреля по 31 марта.
  4. Если водитель ранее не был вписан в ОСАГО, то КБМ = 1.

Правила становятся проще, однако рассмотрим несколько примеров:

Дмитрий продлил ОСАГО 15 марта 2019 года (КБМ = 0.7), однако 15 ноября 2019 года по его вине произошло ДТП. Тем не менее 15 марта 2020 года Дмитрий продлил ОСАГО с КБМ = 0.65, т.к. страховой случай не оказал влияния на текущий период. Однако в следующем периоде (1 апреля 2020 года) страховой случай был учтен и КБМ стал равен 0.85.

Елена продлила страховку 15 августа 2019 года (КБМ = 0.8) и по ее вине произошло ДТП 15 ноября 2019 года. При покупке следующего страхового полиса используется коэффициент, рассчитанный 1 апреля 2020 года и равный 0.95.

Зинаида продлила страховку 15 августа 2019 года (КБМ = 0.9) и не имеет страховых случаев. 1 апреля 2020 года КБМ был пересчитан и принял значение 0.85.

Примечание. Полные правила расчета КБМ с 1 апреля 2020 года приведены на этой странице.

Открытый полис (без ограничения водителей)

Иван имеет в собственности 2 автомобиля:

Корвет . Страховка ограниченная. Единственный водитель – Иван. КБМ = 0.7.

Ленд Крузер . Страховка без ограничений. КБМ владельца = 0.7.

До 1 апреля 2019 года

КБМ рассчитывался только для владельца транспортного средства. Расчет происходил по той же таблице, что и при ограниченном числе водителей. При этом КБМ использовался при расчете открытой страховки.

Если страховка Ивана на Ленд Крузер закончилась до 1 апреля 2019 года, то при расчете следующего полиса был использован КБМ = 0.65.

С 1 апреля 2019 года по 1 апреля 2020 года

При расчете стоимости открытого полиса КБМ владельца не учитывался, т.е. он всегда был равен 1.

Однако, сам КБМ для владельца автомобиля все же вычислялся ежегодно (1 апреля) и хранился в базе данных РСА. Он мог использоваться при покупке ограниченной страховки.

Читайте также  Дорожная разметка по ГОСТу: Р51256, 52289 и другие нормативные документы

1 апреля 2019 года КБМ для Иван пересчитан и принял значение 0.6.

При расчете страховки с ограничениями на Корвет 15 марта 2020 года был использован КБМ = 0.6.

При расчете открытой страховки на Ленд Крузер 15 марта 2020 года использовался КБМ = 1.

То есть, если страховка открытая, то коэффициент за автовладельцем закреплен, однако при расчете стоимости полиса он не используется. Этот факт можно использовать в своих интересах:

Предположим, что водитель допустил несколько ДТП и его КБМ = 2.45. В этом случае он может приобрести открытую страховку (с КБМ = 1), а уже на следующий год его КБМ будет равен 2.3.

Процедуру можно повторять до тех пор, пока покупка с ограничениями вновь не станет выгодной.

С 1 апреля 2020 года

Правила расчета остались теми же самыми:

  1. При расчете стоимости открытой страховки используется КБМ = 1.
  2. Реальный КБМ владельца ежегодно пересчитывается и хранится в базе РСА.

1 ноября 2019 года Михаил , находящийся за рулем автомобиля Ленд Крузер (с открытой страховкой), стал виновником ДТП.

1 апреля 2020 года коэффициент для владельца автомобиля Ивана был пересчитан с учетом ДТП. Его новое значение – 0.85.

При расчете страховки с ограничениями на Корвет 15 марта 2021 года будет использоваться КБМ = 0.85.

При расчете открытой страховки на Ленд Крузер 15 марта 2021 года используется КБМ = 1.

Обратите внимание на этот пример. В данном случае виновником ДТП стал Михаил, а стоимость страховки увеличилась только у личного автомобиля Ивана.

Подведем итоги данной статьи:

1. Новые правила для расчета КБМ составлены очень сложно для понимания. Пожалуй, это самый сложный автомобильный нормативный документ, который мне довелось разбирать.

2. В рамках данной статьи подробно разобраны особенности расчета КБМ в различные периоды времени. В целом переход на новую систему не должен создать дополнительных проблем водителям. Многие его просто не заметят.

3. Некоторые читатели pddmaster.ru задают мне вопросы по поводу того, можно ли как-то сэкономить на страховке в переходный период. В данном случае очевидных схем нет. Если и удастся найти какую-то экономию, то она будет минимальной.

4. Серьезные изменения затронули формулу для расчета стоимости открытой страховки. Теперь КБМ автовладельца в формуле не учитывается (равен 1).

В заключение предлагаю Вам изучить подробную статью про коэффициент КБМ:

Источник:
http://pddmaster.ru/novoe/kbm-010419.html

Коэффициент бонус-малус (КБМ) в страховании — что это такое?

Дарья Сопина / 11 сентября 2019

На стоимость полиса обязательного страхования влияет множество коэффициентов. Один из них — КБМ. В статье расскажем, что это такое — КБМ ОСАГО, когда его применяют, от чего он зависит и как влияет на стоимость страховки.

Рассчитать стоимость ОСАГО

Рассчитайте ОСАГО на свой автомобиль с учетом коэффициента бонус-малус

КБМ расшифровывается как коэффициент бонус-малус. В автостраховании это — показатель, который отражает, много ли у водителя аварий. Чем больше ДТП, тем больше стоимость полиса. Коэффициент закрепляется за каждым водителем вне зависимости от того, является ли он собственником автомобиля.

Разобрались, что это — коэффициент КБМ в ОСАГО. Если хотите узнать, какой он у вас сейчас, посмотрите значение в полисе или возьмите водительское удостоверение и обратитесь к своей страховой компании. Менеджер посмотрит данные в базе и сообщит их вам.

Коэффициент бонус-малус в ОСАГО: таблица расчета

Всего есть 15 классов страхования водителей — от М, 0 и 1 до 13. Каждому из них присвоен соответствующий показатель. Каждый год класс считают заново, учитывая число страховых выплат — то есть аварий, совершенных по вине застрахованного.

Чем больше ДТП, тем хуже класс и больше коэффициент. Расчеты можно посмотреть в таблице:

Максимальный КБМ по ОСАГО — 2,45: стоимость полиса может увеличиться на 145%. Минимальный показатель — 0,5: на одиннадцатый год безаварийного вождения можно получить скидку 50%.

Разберемся на примере: КБМ 1 — что это значит? Это значение соответствует третьему классу водителя. Он присваивается тем, кто впервые страхует свою ответственность. То есть стоимость полиса для новичков стандартная. Если человек не совершит ни одного ДТП за год, он получит четвертый класс и коэффициент 0,95, стоимость снизится на 5%. А если совершит больше двух аварий за год, получит класс M, и базовую ставку умножат на 2,45.

От чего зависит КБМ

Право страховщиков учитывать число аварий при расчете стоимости полиса прописано в № 40-ФЗ. Закон о КБМ в ОСАГО прописывает, что цена страховки рассчитывается по определенной формуле: базовую ставку умножают на все поправочные коэффициенты.

Классы всех водителей хранятся в АИС РСА — автоматизированной информационной системе. Вносить сведения в нее могут только страховые компании. Обычно они делают это при заключении с вами договора, основываясь на данных о страховых выплатах по предыдущему полису. То есть пересчитывают, когда вы приходите к ним для оформления нового ОСАГО.

С 2019 года произошло несколько важных изменений:

  • Теперь страховщики будут обновлять данные 1 апреля каждого года. А для расчета будут учитывать ДТП, произошедшие с начала апреля прошлого года по конец марта текущего.
  • Если на момент перерасчета базе несколько значений — например, водитель оформлял ОСАГО на несколько авто — в расчет принимается минимальное значение.
  • Если оформляете неограниченную страховку, показатель всегда равен 1 и стоимость полиса стандартна. Раньше при расчете учитывали класс владельца авто или страхователя.

По-прежнему то, как меняется КБМ для ОСАГО, зависит от аккуратности водителя. Но теперь можно сэкономить — например, если вы стали виновником ДТП в мае, а обратились за новым полисом в июле, вам посчитают стоимость по состоянию на апрель, и эта авария учтена не будет. Значение изменится только в следующем году.

С коэффициентом могут быть проблемы — например, если обратились в новую компанию, и старый страховщик передал неверные сведения. Тогда в базе будет отображаться неправильное значение, и, возможно, вам придется платить больше. Чтобы исправить его, обратитесь к своей страховой компании и напишите заявление.

Заключение

КБМ — это коэффициент, показывающий аккуратность водителя. Он влияет на страховку: чем больше аварий, тем больше придется платить. За безаварийную езду можно получить скидку. Данные о классах водителей хранятся в АИС РСА, а с 2019 года их будут обновлять 1 апреля, а не при заключении нового договора.

Рассчитайте ОСАГО на свой автомобиль с учетом коэффициента бонус-малус

Оставьте свой комментарий

18 декабря 2015 в 22:54

ОСАГО, Насильственный отъем денег у населения, шантаж ,не дающий возможность выехать из гаража, как утверждают наши избранники (депутаты) для помощи виновникам в ДТП. ТРУДНО ,КОНЕЧНО, СКАЗАТЬ, МОЖНО ЛИ КАКИМ ЛИБО НАСИЛИЕМ СДЕЛАТЬ СЧАСТЬЕ! Здесь тоже, конечно, есть вопросы, кто случайно попал в ДТП , а кто и полупреднамеренно, например не смотрел на дорогу совсем, говорил по телефону и т.д.. Такие ДТП вряд ли должны входить в выплаты по ОСАГО. Более того, скидываясь на помощь пострадавших шоферов, одновременно, нужно еще и скидываться на зарплату страховых агентов, их только в росгосстрахе около 50000 человек. И ЕЩЕ ровно столько, на улучшение благосостояния СТРАХОВЫХ АКЦИОНЕРОВ (половина всех денег идет на них). А ВЕДЬ это десятки миллиардов рублей, даже около ста! Страховые компании даже сами не отрицают, что это страховой рынок. Рынок ,это когда добровольный , а насильственный, ЭТО УЖЕ УЗАКОНЕННЫЙ ГРАБЕЖ когда государство насильно заставляет собирать деньги на строительство коттеджей, оплачивать поездки за границу И Т. Д. собственников страховых компаний! Даже в 90-е годы и то в МММ государство не гнало насильно! Это уже похоже на правый сектор, который грабил украинцев белым днем, собирая деньги на АТО! Нето больше помогли попавшим в ДТП, нето наказали примерных, безаварийных водителей! ОСАГО ни как не стимулирует безаварийную езду, кто ездит безаварийно, тот и до ОСАГО ездил и во время ОСАГО и после него. Я ездил 30 лет не для ОСАГО , поэтому точка отсчета должна быть от того кто ездил безаварийно, а те у кого аварии, чуть ли не каждый день, пусть выясняют со страховщиками, сколько процентов ему добавили за аварийную езду! Законы по отъему денег несовершенны! Принимаются они и совершенствуются как лучше грабить нас; самими страховщиками, так как они находятся в сговоре с центра банком! Уже придумали, что с нового года будут штрафовать за езду без ОСАГО с видеокамер, а себе в офис не поставили камеру, чтобы платить штрафы, за каждую навязанную услугу, за каждый обнуленный КБМ. Так же делает стоимость полиса ОСАГО зависимую от количества штрафов за нарушение ПДД водителя! Зачем кормить всех этих агентов, тем более делится с акционерами, когда можно, положил 2000 в сбербанк и ездить! Все равно ДТП разбирают ГИБДД , а страховщики только прикарманивают наши деньги! ЕСЛИ уж оставить страховщиков, то цену полиса нужно зафиксировать на уровне 2000 руб.. А остальное нужно подгонять под эту цену, может быть снизить выплаты по ДТП, прибыль акционеров ограничить до 5%. Если ,действительно, не хватает денег, то государство пусть вменит в обязанность другим акционерам, КОТОРЫЕ ПОЛЬЗУЯСЬ, НЕСОВЕРШЕННЫМИ ЗАКОНАМИ 90 ГОДОВ ПРИСВОИЛИ СЕБЕ ПОЧТИ ВСЕ ДОСТОЯНИЕ РОССИИ. Страховщики с государством мошенничать не будут, их ФСБ мигом положит на пол! А такое ОСАГО нам не нужно. Если депутаты заботятся о благосостоянии страховщиков, то такие депутаты проработают не более чем до очередных выборов. Так как против такого ОСАГО большая часть населения!

14 октября 2019 в 15:23

Здравствуйте. Такой вопрос: жена является собственником автомобиля, я страхователь (имею коэффициент 0,5), в страховке буду только я, будет ли действовать моя скидка на страховку?

22 октября 2019 в 12:00

Скидка на полис ОСАГО будет действовать в том случае, если вы будете указаны как водитель.

Источник:
http://revizorro.ru/osago/kbm

Как считается коэффициент бонус-малус

И как его восстановить при смене прав или ошибке страховой

Стоимость полиса ОСАГО — обязательного страхования автогражданской ответственности — зависит от страховой истории водителя. Могут дать скидку за безаварийную езду или, наоборот, надбавку — если были страховые случаи.

Разберем, как рассчитывается КБМ и сколько можно сэкономить.

Что такое КБМ

При оформлении страхового полиса ОСАГО стоимость полиса — страховая премия — зависит от базового тарифа, который умножается на различные коэффициенты — региональный, стаж водителя, мощность, период использования и другие. Так получается итоговая стоимость полиса.

КБМ — один из таких коэффициентов — это скидка за то, что у застрахованного водителя не было ДТП по его вине. Если ДТП были, то КБМ возрастает и может превратиться в надбавку — тогда полис будет дороже. То есть чем аккуратнее водите, тем дешевле страховка.

Законодательство. Размер базовых тарифов для разных категорий автомобилей и коэффициенты, в том числе КБМ, регулирует Центральный банк РФ.

Например, в конце 2018 года ЦБ изменил градацию коэффициента «возраст-стаж» до 58 ступеней вместо прежних четырех и разрешил уменьшать и увеличивать базовую ставку, но не более чем на 20%.

Где указывается в полисе. В оформленном полисе ОСАГО все коэффициенты, на основании которых была рассчитана страховая премия, указываются в пункте 7 — «Расчет размера страховой премии». КБМ каждого водителя, допущенного к управлению, указан в таблице из пункта 3.

Коэффициент бонус-малус (КБМ) указывается напротив имени каждого допущенного к управлению лица — индивидуальный КБМ водителя. В нижней части полиса в таблице расчета страховой премии в графе «КБМ» — КБМ, влияющий на стоимость полиса

При заключении договора ОСАГО страхователь может указать список водителей, допущенных к управлению, или оформить полис на неограниченное количество лиц — любой водитель, который сядет за руль, будет «вписан» в страховой полис. От этого зависит КБМ и стоимость страхового полиса.

КБМ водителя (ограниченная страховка). Если страхователь страхует ответственность конкретных водителей, в полис вносят данные по каждому водителю — фамилию, имя, отчество, номер водительского удостоверения. КБМ считают у каждого водителя по его персональной истории страхования.

Когда рассчитывают стоимость полиса — берут максимальный КБМ, поэтому стоимость страховки зависит от водителя с наибольшим («худшим») коэффициентом.

Например, вы в очередной раз оформляете ОСАГО на себя и хотите вписать второго водителя. Если ваш КБМ равен 0,5, а КБМ второго водителя — 1,4, то скидки при оформлении вы не получите. Стоимость полиса будет рассчитана из расчета наибольшего КБМ — то есть 1,4. Если исключить второго водителя из списка допущенных водителей, полис станет дешевле почти в три раза.

КБМ собственника (неограниченная страховка). Если страховать автомобиль без ограничения списка допущенных водителей, КБМ водителей не будет учитываться.

Например, если страхователь из предыдущего примера — владелец автомобиля, он может оформить договор страхования без ограничения перечня водителей. Тогда при расчете стоимости полиса будет взят КБМ 1, но в этом случае появится коэффициент за «неограниченность» списка водителей — КО. В этом случае он равен 1,87, то есть надбавка 87%. Поэтому неограниченная страховка выгодна, если у одного из водителей КБМ больше 2.

Когда применяется КБМ

КБМ водителя рассчитывают на основании данных ОСАГО за предыдущий страховой период. В зависимости от того, были или нет страховые выплаты, КБМ водителя увеличивается или уменьшается и используется для вычисления стоимости нового полиса.

Когда КБМ не применяется либо равен 1. Если водитель страхуется впервые, его КБМ принимается равным 1, то есть не влияет на стоимость полиса.

Такое может произойти при смене фамилии или водительского удостоверения. Когда водитель получает новое удостоверение, он должен сообщить о замене в страховую компанию и получить новый страховой полис с актуальными данными. Если этого не сделать, при наступлении страхового случая страховая компания может отказать в выплате: формально в полисе указан другой водитель с другим номером прав.

Еще КБМ может «обнулиться» — стать равным значению КБМ нового водителя. Такое происходит, если страховщик ошибся или несвоевременно внес данные в единую базу. Чтобы избежать таких ситуаций, лучше следить за своим КБМ через онлайн-сервис.

Раньше КБМ мог «обнулиться» еще по одной причине — если водитель не заключал договоры страхования за предыдущий период. Так, те, кто часто попадали в аварии, по истечении одного года могли вновь получить полис ОСАГО по номинальной стоимости. Сейчас полученный КБМ можно снизить только безаварийным вождением.

Читайте также  Открыто ИП по перевозке пассажиров (микроавтобус) без сотрудников

Перед вычислением КБМ выберите параметры страхового полиса Укажите данные водителя: фамилию, имя, отчество, его дату рождения, серию и номер водительского удостоверения КБМ водителя по результатам проверки будет указан в нижней части страницы

Откуда берут данные для расчета

Когда водитель получает свои первые права, страховая компания присваивает ему КБМ, равный 1. Если бы водитель всегда страховался в той же компании, страховая могла бы сама определить КБМ водителя через год. Но водители могут менять страховую компанию или страховать разные автомобили у разных страховщиков. На этот случай ввели единую базу.

База КБМ АИС РСА — часть автоматизированной информационной системы Российского союза автостраховщиков — хранит историю страхования по каждому водителю. В эту базу попадают данные об оформлении новых страховых полисов ОСАГО из всех страховых компаний, информация о страховых случаях и выплатах, в которых указанный водитель был признан виновником. Эти данные учитывают при расчете КБМ водителя. Данные в АИС РСА могут вносить только страховые компании.

Справка о безаварийной езде — документ, который использовался ранее, когда водитель менял одну страховую компанию на другую. С появлением АИС РСА страховые компании стали запрашивать эти данные самостоятельно.

До появления единой базы эта справка требовалась в новой страховой компании, чтобы верно рассчитали КБМ. Справку о безаварийной езде или о наличии страховых выплат выдавала прежняя страховая компания.

Если водитель предоставил недостоверные сведения при отсутствии технической возможности получения их из базы. Сейчас сложно представить, что страховая выпишет полис без проверки КБМ водителя или собственника по базе РСА. Чтобы оформить полис, страховая компания должна сделать запрос в электронную базу РСА.

Но если водитель по какой-то причине предоставит на оформлении поддельное водительское удостоверение или другие данные, по которым нет истории страхования в базе, ему назначат КБМ в размере 1 — как новому водителю. Но при первом же ДТП при проверке в ГИБДД номера прав страховку признают недействительной, а случай — нестраховым, потому что страхователь предоставил страховщику ложные данные.

Как считается КБМ при оформлении ОСАГО

Раз в год 1 апреля КБМ водителя пересчитывается. Новый КБМ зависит от количества страховых случаев за прошлый год. Но есть и исключения: из-за перехода в 2019 году к новой системе расчета для некоторых пограничных случаев КБМ рассчитывается сложнее. Например, если вы целый год не страховались, то КБМ будет рассчитан с учетом истории страхования, а не обнулится.

Если вы уже страховались после 1 апреля 2019 года, значит, КБМ по новой формуле уже рассчитан. При оформлении страховки на следующий год КБМ можно узнать по таблице.

Таблица КБМ показывает, как изменяется КБМ. Для вычисления КБМ водителя нужно знать две вещи:

  1. КБМ водителя на предыдущий страховой период.
  2. Количество страховых случаев по вине этого водителя.

КБМ водителя на следующий страховой период находится на пересечении КБМ на начало предыдущего периода и количества страховых случаев.

Чем меньше КБМ, тем больше скидка. Например, КБМ 0,7 соответствует скидка 30%.

Источник:
http://journal.tinkoff.ru/guide/bonus-malus/

Таблица КБМ — определение коэффициента бонус-малус

КБМ — коэффициент бонус-малус — представляет собой систему тарифных коэффициентов, которая применяется для изменения размера страховой премии, то есть суммы, которую страхователь платит страховой компании за приобретаемую им страховку ОСАГО.

ОСАГО

Применение данного коэффициента призвано поощрить водителей, которые безаварийно управляют транспортным средством, а также финансово наказать тех, кто является виновником дорожно-транспортных происшествий. То есть, для тех, кто участвует в дорожном движении и при этом не становится участником ДТП, стоимость полиса ОСАГО оказывается ниже. Для тех, кто становится причиной возникновения ДТП, цена страховки повышается.

Разобраться в том, каким может быть данный коэффициент, позволяет таблица КБМ. Она включает следующие столбцы: класс на начало годового страхования, КБМ (коэффициент), а также класс по окончании годового срока страхования с учётом наличия страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования.

Итак, первый столбец — это класс страхования (страхователя), который присваивается каждому конкретному водителю. Если Вы являетесь начинающим водителем, то Вы относитесь к третьему классу, для которого коэффициент равен единице.

В дальнейшем такой класс может быть повышен или понижен. Максимальный — 13, минимальный — М. Общее число — 15 классов (М и от 0 до 13). Определение класса осуществляется один раз в год по итогам прошедшего года. Дата определения — 1 апреля (за период с 1 апреля предыдущего года по 31 марта текущего).

Если за прошедший период Вы не становились виновником ДТП, то есть страховщиком не осуществлялось страховое возмещение, Ваш класс повышается на единицу. То есть для начинающего водителя за один год безаварийной езды, класс страхования становится равным 4, а КБМ составит 0,95. Из этого следует, что стоимость полиса ОСАГО станет ниже, а именно сократится на 5%.

За каждый последующий год безаварийной езды стоимость ОСАГО оказывается уменьшенной ещё на 5% процентов. Наименьшей цена страховки окажется для водителей с 13 классом страхования. Такой водитель может рассчитывать на максимально возможное уменьшение полиса — в 50%.

Самой высокой стоимость полиса окажется для водителя с классом страхования М. Для него цена будет увеличенной на 145%, а КБМ окажется равным 2,45.

То, как повышается класс страхования, вопросов не вызывает. Однако возможно не только повышение, но и понижение. О том, как изменится Ваш класс страхователя, если Вы окажетесь участником ДТП и произойдут страховые возмещения, информирует таблица КБМ. С её помощью можно самостоятельно определить новый класс страхования.

Для этого в первом столбце необходимо выбрать текущее значение (для начинающих водителей — 3, для остальных в зависимости от безаварийности езды за прошедшие периоды). В соседнем столбце указывается значение коэффициента бонус-малуса, которое может находиться в пределах от 05 до 2,45. Далее следует выбрать количество страховых случаев, которые произошли на протяжении срока страхования (одного года). Здесь следует принимать во внимание только те из них, которые произошли по вине данного водителя.

На пересечении строки с классом страхования и столбца с количеством страховых случаев отображается значение на следующий год. Например, для водителя с классом 3 за год безаварийной езды оно увеличивается до 4. Если за срок страхования (год) была осуществлена одна страховая выплата, класс такого водителя становится равным 1, при количестве страховых случаев от 2 и более, водителю присваивается класс М.

Следует отметить, что чем выше класс страхователя, тем большее количество страховых случаев должно быть осуществлено для такого водителя, чтобы его класс оказался минимальным. Так, для водителя с классом 13, который является максимальным, необходимо на протяжении года (периода страхования) стать виновником 4-х дорожно-транспортных происшествий. Если же такой водитель станет виновником одного ДТП, то его класс уменьшится до 7, двух — до 3, а трёх — до 1.

Таким образом, таблица является достаточно наглядной и позволяет без особых трудностей самостоятельно определить, каким станет коэффициент бонус-малус на следующий период страхования. Также не составит труда отыскать такую таблицу на просторах Интернета. При необходимости она может быть сохранена на Ваше устройство (стационарное или мобильное) или распечатана, чтобы обратиться к ней можно было в любое удобное для себя время.

Страховые компании в свою очередь проверяют КБМ конкретного водителя по базе АИС РСА. Далее проверяется наличие и количество страховых ситуаций, которые произошли за год страхования по вине данного водителя. После этого ему присваивается новый класс на следующий период страхования.

Для определения коэффициента на официальном сайте РСА — Российского союза автостраховщиков потребуется указать требуемые корректные реквизиты. К числу таковых относится дата заключения договора или дополнительного соглашения, выбрать которую можно в предложенном здесь же календаре. Также потребуется указать тип собственника. Это может быть юридическое или физическое лицо. В последнем случае также понадобится выбрать пункт, касающийся того, ограничен ли договор количеством водителей, допущенных к управлению транспортным средством. После заполнения всей необходимой информации достаточно нажать на кнопку «Применить» и ознакомиться с результатом.

Необходимо отметить, что с 1 июля 2014 года база АИС РСА была определена в качестве единственного источника получения сведений, касающихся предыдущего периода страхования. Именно тогда она стала использоваться для осуществления расчёта правильного КБМ. Эта информационная система содержит данные о договорах ОСАГО, которые были заключены с 1 января 2011 года.

Сегодня каждая страховая компания обязана передавать сведения о заключённом договоре обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в АИС РСА не позднее чем в течение одного рабочего дня от даты заключения соответствующего договора. Вносить, а также изменять данные в такой базе могут только страховые компании, которые имеют право на осуществление деятельности по заключению договоров ОСАГО. При этом Российский союз автостраховщиков вносить какие-либо изменения в АИС не имеет права.

Рассчитать коэффициент бонус-малус помогает не только таблица, но и калькулятор КБМ, отыскать который можно, например, на веб-ресурсе Сравни ру. Для того чтобы произвести необходимый расчёт, следует указать следующие данные: фамилию, имя и отчество, дату рождения, серию и номер водительского удостоверения, а также дату запроса (указывается дата следующая после окончания действующего полиса ОСАГО).

Если расчёт осуществляется для ситуации «Без ограничений», следует отметить соответствующий пункт, после чего указать фамилию, имя и отчество, дату рождения, серию и номер паспорта, VIN и дату запроса. Для расчёта стоимости необходимо согласиться с правилами предоставления информации, ознакомиться с которыми можно по представленной здесь же ссылке.

Как только все данные указаны, остаётся нажать на кнопку «Проверить» и ознакомиться с представленной информацией.

Коэффициент бонус-малус оказывает влияние на стоимость ОСАГО. Однако следует отметить, что такой полис может быть как с ограниченным списком водителей, так и без ограничений.

Так, если договор обязательного страхования предусматривает ограниченное количество лиц, допущенных к управлению транспортным средством, КБМ рассчитывается исходя из сведений, которые касаются каждого из водителей. В этом случае коэффициент присваивается каждому из водителей, которые указаны в договоре. При этом при расчёте страховой премии учитывается КБМ, имеющий наибольшее значение. Если сведения о страховой истории конкретного лица отсутствуют, для него применяется КБМ, равный единице.

При расчёте стоимости ОСАГО, не имеющего ограничений по количеству допущенных к управлению ТС водителей (владельцем транспортного средства является физическое лицо), расчёт страхового тарифа осуществляется с применением коэффициента КБМ, который равен 1.

В том случае когда осуществляется заключение нового договора после досрочного расторжения предыдущего, КБМ окажется равным тому значению, которое было определено на 1 апреля текущего года.

Важно понимать, что изменение значения КБМ, рассчитать которое позволяет соответствующая таблица, в случае дорожно-транспортного происшествия происходит только для виновника ДТП. Если же Вы стали пострадавшей стороной в произошедшей аварии, это никак не повлияет на Ваш коэффициент бонус-малус.

Если происходит перерыв в страховании на один год и более, это никак не влияет на КБМ. Также не влияет на значение коэффициента смена страховой компании, то есть данный показатель не зависит от того, в какой из страховых компаний Вы осуществляете заключение договора обязательного страхования автогражданской ответственности.

Получить полное представление о том, как формируется стоимость ОСАГО, позволяет Федеральный закон от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». В частности факторам, влияющем на стоимость посвящена статья 9 данного закона. Это «Базовые ставки и коэффициенты страховых тарифов».

В целом страховые тарифы по ОСАГО регулируются не страховыми компаниями, с которыми заключается договор, а Банком России (до 2015 года они устанавливались Правительством РФ) и состоят из базовых ставок и коэффициентов. Одним из последних является и КБМ. Страховые премии, то есть плата, которую страхователь вносит страховщику, рассчитываются как произведение базовых ставок и коэффициентов.

Базовые ставки зависят от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения ТС, которые оказывают существенное влияние на вероятность причинения вреда в случае их использования, а также на потенциальный размер такого вреда.

В то же время коэффициенты зависят от территории, на которой осуществляется преимущественное использование транспортного средства. Такая территория определяется исходя из места жительства собственника ТС, которое указанно в паспорте транспортного средства, свидетельстве о его регистрации либо в паспорте гражданина. Это актуально для автомобиля, который принадлежит физическому лицу. В том случае когда ТС принадлежит юридическому лицу, его филиалу или представительству, территория определяется по месту нахождения такого лица, которое указывается в учредительном документе.

Также коэффициенты устанавливаются в зависимости от технических характеристик ТС, а именно наличия в договоре условия, которым предусмотрена возможность управления транспортным средством с прицепом к нему. Имеет значение и сезонное использование автомобиля, а также иные существенно влияющие на величину страхового риска обстоятельства.

Здесь же представлена информация о КБМ, значение которого зависит от наличия или отсутствия страхового возмещения, которое было произведено страховщиком в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования автогражданской ответственности. О том, как наличие таких возмещений оказывает влияние на значение коэффициента бонус-малус, информирует таблица КБМ.

Таким образом, коэффициент бонус-малус представляет собой коэффициент страховых тарифов, который зависит от наличия либо отсутствия страхового возмещения, осуществлённого страховщиком в предшествующий период. В качестве такого периода рассматривается один год — с 1 апреля предыдущего до 31 марта включительно следующего года.

КБМ призван поощрять тех водителей, которые не являются виновниками ДТП, снижая стоимость полиса ОСАГО вплоть до 50%. В то же время водители, которые часто становятся виновниками ДТП, повышают для себя стоимость полиса вплоть до плюс 145%.

Ознакомиться со всеми классами страхования и размером коэффициента для каждого из них позволяет таблица КБМ. С её помощью также можно узнать коэффициент на следующий год, в чём помогают столбцы, в которых отображаются данные, касающиеся наличия страховых выплат. Благодаря им можно узнать класс, который окажется присвоенным при наличии или отсутствии страховых случаев, которые произошли в период действия предыдущих договоров ОСАГО.

Беспокоиться о возможном повышении полиса должны только те водители, по вине которых происходят аварии. Если же Вы являетесь пострадавшей стороной в дорожно-транспортном происшествии, это никак не повлияет на изменение КБМ.

Читайте также  Я умышленно поцарапала машину мужу, свидетелей нет, сейчас иду к участковому, что говорить

При необходимости также можно воспользоваться калькулятором КБМ, который позволит рассчитать соответствующий показатель на основании указанных данных о собственнике авто. Также на помощь приходит АИС РСА — автоматизированная информационная система, данные в которую поступают непосредственно от страховых компаний, с которыми заключаются договоры ОСАГО или дополнительные соглашения.

Помочь разобраться в формировании стоимости обязательного страхования автогражданской ответственности призвано российское законодательство, в частности Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Главное, что необходимо знать о КБМ, это то, что чем внимательнее и безопаснее Вы ведёте себя на дороге, тем меньшая вероятность попадания в дорожно-транспортное происшествие и тем дешевле оказывается ОСАГО, которое относится к числу обязательных документов, которые должны быть у лица, управляющего транспортным средством.

Источник:
http://rsa.su/tablitsa-kbm/

Страховой сексизм: Кто будет больше платить за ОСАГО – мужчины или женщины

С конца августа в России действуют новые правила тарификации «автогражданки». Как декларировали в ЦБ , главная цель реформы ОСАГО – сделать цену полиса более справедливой. То есть привязать ее к реальному риску попадания конкретного водителя в аварию. Чтобы лихачи платили за полис больше, а аккуратные водители – меньше. Но, помимо этого, в законе появились «иные факторы», которые страховые компании могут применять на свое усмотрение. Один из них – пол водителя. Как он повлияет на стоимость полиса, выяснила « КП ».

Аудио: ОСАГО для женщины с детьми будет дешевле, чем для холостого мужчины. Дискриминация по половому признаку?

СЕМЕЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ДАЖЕ ЦВЕТ МАШИНЫ

Полис ОСАГО все автолюбители покупают каждый год. Но мало кто знает, что влияет на цену. Система оценки сложная. Есть целые таблицы общих коэффициентов, утвержденных ЦБ. Это регион регистрации авто, мощность двигателя, возраст водителя, его стаж за рулем, как часто он попадает в аварии и некоторые другие (подробнее см. «Справка КП»).

С сентября страховым компаниям дали больше свободы. Как показал опрос «КП», теперь они используют до 20 дополнительных факторов. Среди них: семейное положение, наличие детей, марка, модель, цвет машины и даже пол водителя.

– Тарифные факторы различны. Все зависит от статистики конкретной страховой компании, – говорит Евгений Уфимцев, исполнительный директор Российского союза автостраховщиков (РСА). – К примеру, полис для владельца спортивного автомобиля красного цвета будет дороже, поскольку по статистике они ездят агрессивнее. При этом люди, у которых есть семья и дети, ездят аккуратнее.

Для каждого фактора страховая компания устанавливает коэффициент, который зависит от того, как он влияет на потенциальную убыточность клиента. Конечную стоимость полиса вычисляют по совокупности всех факторов (и общих, и индивидуальных).

ДИСКРИМИНАЦИЯ ПО ПОЛУ? НЕТ, НЕ СЛЫШАЛИ!

ЦБ дал страховым компаниям свободу для творчества. Но поставил два жестких ограничения. Во-первых, есть минимальный и максимальный базовый тариф. Заходить за его рамки нельзя. Во-вторых, есть дискриминационные факторы, которые запрещено использовать при расчетах. Это национальность, религия, политические убеждения и должность. Некоторые эксперты посчитали, что в этом списке не хватает пола. Мол, будет несправедливо, если при прочих равных женщины будут платить за полис больше мужчин. Но в страховых компаниях, считают, что это нормально.

– В спорте есть отдельно женские и мужские соревнования – и это не считается дискриминацией, а считается отражением объективно существующих между людьми различий. Аналогично и страховщики вправе использовать те тарифные факторы, которые, согласно их статистике, объективно влияют на аварийность автовладельца, – считает Евгений Уфимцев.

Отрицать разницу в стиле вождения между мужчинами и женщинами и правда странно. Спросите любого автолюбителя, и он с вероятностью в 90% определит, кто сидит за рулем впереди едущей машины. Статистика этот жизненный опыт подтверждает. Причем в пользу прекрасной половины.

– Пол водителя является статистически значимым фактором. Водители-женщины в целом (когда учитывается и то, как часто водитель становится виновником ДТП , и размер нанесенного ущерба) несут меньший риск, чем водители-мужчины, – пояснили в пресс-службе Центробанка.

Другими словами, женщины чаще попадают в аварии, но обычно в мелкие: притерлась к другой машине при парковке, не успела затормозить в пробке и т.д. Мужчины наоборот: в аварии попадают реже , но они более серьезные. Лихачей среди сильного пола куда больше.

– По нашей статистике, женщины попадают в ДТП в среднем на 5 – 10% чаще мужчин, но при этом у мужчин аварии более разрушительные. Средний убыток у них несколько больше (на 2 – 3%). При этом пол – один из самых малозначительных факторов, то есть можно сказать, что он практически никакого влияния на тариф не оказывает, – говорит Андрей Ковалев, директор департамента андеррайтинга и управления продуктами страховой компании «Согласие» .

– По нашим данным, пока всего несколько страховщиков применяют или планируют применять фактор пола водителя при определении стоимости полиса. Но даже те компании, которые используют этот фактор, действуют последовательно и устанавливают на первом этапе минимальные различия в базовой ставке тарифа. Мы продолжим следить за развитием ситуации и, если увидим какие-либо перекосы в ценообразовании, вернемся к обсуждению факторов, которые компании не могут использовать, – пояснили в пресс-службе ЦБ.

СКОРО БУДУТ СЧИТАТЬ И ШТРАФЫ

Кстати, еще один важный фактор, который появился в законе и который могут использовать страховые компании – количество штрафов и характер нарушений правил дорожного движения. До недавнего времени страховщики считали только аварии. То есть, при прочих равных, водитель с нулевым числом штрафов и злостный нарушитель скоростного режима платили одинаково. Вскоре все изменится.

– В новом законе определены нарушения ПДД, которые страховщики могут учитывать в качестве факторов при определении базового тарифа ОСАГО. К примеру, это проезд на красный свет, выезд на встречную полосу, превышение скорости более чем на 60 км/ч и другие грубые нарушения. Эти факторы существенно влияют на аварийность водителя и на стоимость причиняемого вреда, – поясняют в Банке России.

Эти коэффициенты страховые компании использовать пока не начали. Им сначала нужно наладить взаимодействие с ГИБДД . Чтобы можно было оперативно получать всю информацию о водителе.

– Страховщики смогут использовать их после настройки соответствующей автоматизации обмена данными с базами ГИБДД, – говорит Михаил Черных, заместитель директора департамента андеррайтинга и перестрахования ООО «Абсолют Страхование» .

Правда, как уточняют в компаниях, поскольку для определения тарифа используется два десятка факторов, ни один из них априори не может слишком сильно повлиять на стоимость.

– Модель тарификации разработана таким образом, что ни один из факторов не оказывает существенного (определяющего) значения на размер базовой ставки тарифа. Так, понижение на основании одного из факторов может компенсироваться повышением в другом, – говорит Татьяна Кудрявцева, руководитель управления моторных видов страхования Страхового Дома ВСК.

ВОПРОС НА ЗАСЫПКУ

Как изменится цена полиса?

Как и на курс рубля, на стоимость полиса влияет очень много факторов. Одни могут тянуть его вверх, а другие – вниз. Все решает их совокупность у конкретного автовладельца. И здесь у страховых компаний появилось больше возможностей. Во-первых, выросло максимальное значение базового тарифа, который могут использовать компании (5436 рублей). Во-вторых, в законе отменили ограничение по максимальной стоимости. Раньше оно составляло 50 тысяч рублей в год, а сейчас потенциальная цена может достигать 150 тысяч (см. «Только цифры»).

И вот вопрос: при такой сложной системе оценки не будут ли страховые компании завышать стоимость полисов «автогражданки»?

– Страховщики только разворачивают обновленную систему тарификации. О результатах изменения цен для отдельных категорий водителей говорить еще рано. Но мы уже наблюдаем снижение средней стоимости полиса в сентябре по сравнению с августом текущего года. Страховые компании заинтересованы в хороших водителях и конкурируют за таких клиентов, – пояснили в пресс-службе ЦБ.

Это опять же доказывают цифры статистики. По итогам первого этапа реформы ОСАГО в 2019 году стоимость полиса даже снизилась – почти на 5%.

– И раньше, и сейчас при покупке полиса ОСАГО автовладелец в обязательном порядке получает расчет стоимости. В результате клиент может выбрать тот тариф и того страховщика, которые покажутся ему наиболее привлекательными, – поясняет Евгений Уфимцев.

СПРАВКА «КП»

Как считается стоимость ОСАГО

Цена полиса зависит от множества факторов. Вот основные из них. Чтобы получить конечную стоимость, нужно перемножить базовый тариф на все коэффициенты.

1. Базовый тариф

Его определяет страховая компания. Это совокупность тех самых личных факторов, в том числе и пола. По новым правилам минимальный тариф составляет 2471 рубль, а максимальный – 5436 рублей.

2. Территориальный коэффициент

Зависит от места регистрации авто. Составляет от 0,64 (например, в сельских районах Бурятии и Хакасии ) до 1,99 (в Мурманске и Челябинске ).

3. «Бонус-малус» (КБМ)

Зависит от количества ДТП, в которые попадал водитель в прошлые годы. Минимальное значение – 0,5 (если не попадал в аварии 10 лет и более). Максимальное – 2,45 (если было три и более аварий за последний год).

4. Мощность двигателя

Чем больше лошадиных сил, тем дороже полис. Минимальный коэффициент – 0,6 (для владельца малолитражки до 50 л.с.).Максимальный – 1,5 (при мощности двигателя больше 150 л.с.).

5. Возраст и стаж

Минимальное значение – 0,9 (скидку получат водители старше 59 лет со стажем за рулем больше 14 лет). А максимально переплатить (в 1,93 раза) придется молодым людям до 21 года с опытом вождения меньше одного года.

6. Число допущенных к управлению

Если ограниченное число водителей, то коэффициент – 1 (но остальные параметры определяются по самому неопытному и аварийному). Если неограниченное – коэффициент вырастает до 1,94.

7. Сезонность

Если машина нужна только три месяца в году и именно на этот срок покупается полис, то коэффициент составит 0,5. А если весь год – 1.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

Полис ОСАГО может стоить от 200 рублей до 150 тысяч!

Максимум

Если 20-летний водитель спортивного авто, часто попадающий в аварии, живет в Мурманске (где наивысший региональный коэффициент), приобретает полис без ограничения числа водителей на весь год, и страховщик рассчитал для него базовый тариф по верхней планке, то максимальная стоимость полиса составит:

5436 рублей х 1,99 х 2,45 х 1,5 х 1,93 х 1,94 х 1 = 148 850 рублей

Минимум

При этом 60-летний житель бурятского поселка, который ни разу в жизни не побывал ни в одной аварии, покупающий полис только на лето и никого не пускающий за руль своей малолитражки, заплатит за полис на несколько порядков меньше:

2471 рубль х 0,64 х 0,5 х 0,6 х 0,9 х 1 х 0,5 = 213,5 рубля

Данные – ЦБ. Расчеты – «КП».

Читайте также

Когда б вы знали, из какого сора растет ЦИАН, не ведая стыда

Как деньги из офшоров помогли добиться успехов одному из самых популярных сайтов по поиску жилья

В Пенсионном фонде пояснили, при каких условиях могут прекратить выплату пенсий

Разбираемся, как уберечь от государства свои честно заработанные

Каким будет «природный» налог: в России повысят плату за пользование дарами земли и воды

Рыболовы и дровосеки могут платить больше, считают в Госдуме

Почему курс рубля обновляет антирекорды: дешевая нефть и ожидание санкций

Курс евро уже превысил 90 рублей

Стариковская треть: средние пенсии сильно упали по отношению к средним зарплатам

Счетная палата наглядно показала, почему работать выгодно до последнего

Удаленка навсегда: Четыре из пяти российских компаний сохранят дистанционный режим работы

Это позволит им сэкономить на заработной плате

Поделись рабочим временем своим: переход на четырехдневку поможет победить растущую безработицу

Появился новый аргумент для увеличения выходных россиян. Но эксперты предупреждают, что зарплаты в таком случае могут упасть

Страховой сексизм: Кто будет больше платить за ОСАГО – мужчины или женщины

Страховые компании стали применять дополнительные коэффициенты для оценки водителей, в том числе по половому признаку

Взяла паузу: Глава Центробанка Эльвира Набиуллина показала новую брошь

На этот раз смысл украшения угадывается довольно легко

Небольшие доходы государства и большие расходы граждан – взрывной рост акциза на сигареты больно ударит по семейному бюджету

Средняя цена на пачку сигарет взлетит до 140 рублей

Исчезающая профессия: замена кассиров на роботов оставит без работы сотни тысяч россиян

Крупнейшие торговые сети запускают новую систему покупок без продавцов, но экономисты бьют тревогу: это непременно повлечет рост безработицы

«Совкомбанку» присвоен высший рейтинг привлекательности работодателя

Эксперты оценили заботу компании о сотрудниках и возможности для карьерного роста

Центробанк сохранил ключевую ставку на уровне 4,25% годовых

В регуляторе решили взять паузу, чтобы не привести к разгону инфляции

Две трети россиян с трудом обеспечивают базовые потребности своих семей

А каждый пятый считает, что его материальное положение скоро ухудшится

Бюджет сэкономит на пенсиях 200 миллиардов рублей

Правда, на размере выплат в следующем году это не отразится

«Без бумажки»: Чиновники хотят освободить бизнес от тонн макулатуры

В Минэкономразвития предлагают перевести бумажные документы в цифровой вид

Сырьевые компании поддержат бюджет России в условиях пандемии

Правительство планирует компенсировать выпадающие доходы бюджета за счет сырьевого сектора. При этом эксперты советуют не перегружать налогами нефтяников (их вклад и так превышает 40% федерального бюджета), а обратить внимание на более прибыльные отрасли

«Повышение налогов — это попытка в голодный год подстричь овцу. Все закончится падежом отары»

Экономист, сопредседатель Партии Роста Евгений Коган – о намерениях правительства повысить налоги в некоторых отраслях, чтобы покрыть дефицит бюджета

Возрастная категория сайта 18+

Источник:
http://www.kp.ru/daily/217184.5/4290166/