7 подземных городов: что скрывается под тротуарами Москвы и Монреаля

7 подземных городов: что скрывается под тротуарами Москвы и Монреаля

При упоминании поселений под землей обычно представляют древние пещеры троглодитов или фантастические произведения на тему постапокалипсиса. Но в мире существуют подземные системы, которые стали частью современных мегаполисов или были построены, чтобы выжить в экстремальном климате.

Делимся фактами и легендами о подземной жизни в семи городах мира.

В 2019 году британская газета The Telegraph назвала Кубер-Педи — крупнейшее на земле месторождение опалов — самым странным городом в мире. Поселение старателей было основано в 1920-е годы, и его название дословно переводится с языка аборигенов как «подземная нора белого человека». Причинами, по которым жилища выстроили под землей, стали суровый жаркий климат Южной Австралии и желание укрыться от нападений местных диких собак динго. Шахты и разработки в подземном городе соседствуют с домами, ресторанами, кафе, магазинами, церквями и другими атрибутами обычной городской жизни, включая кладбище. В этом регионе почти нет растительности даже на поверхности земли, поэтому деревья в Кубер-Педи сварены из обрезков железа.

Жители «опаловой столицы» считают город уютным и удобным. Во многих домах по-прежнему нет кондиционеров — оптимальный температурный режим поддерживается сам собой. Наверх горожане поднимаются ночью, чтобы в прохладное время поиграть в футбол или гольф. Удивительный город открыт для туристов — здесь можно арендовать комнату или квартиру. А еще на фоне «подземной норы» снят фильм «Безумный Макс 3: под куполом грома».

Город Криково расположен в шахтах, оставшихся от добычи котельца — разновидности строительного известняка. В 1960 году разработка прекратилась, а на ее месте было создано винодельческое предприятие, поскольку климат под землей идеально подходил для созревания вина. В 2005 году город был внесен в Книгу рекордов Гиннесса как место, где находятся самые большие винные погреба в мире. Криково, общая площадь которого 240 кв. км, соединяют улицы и проспекты, названные в честь марок молдавского вина. Посетители передвигаются по городу на машинах или велосипедах — здесь действуют наземные правила дорожного движения, есть разметка и светофоры.

Подземный комплекс Берлингтон в графстве Уилшир называют городом холодной войны. Его возвели в 1950-х годах как убежище для британского правительства и 4 тыс. ключевых государственных служащих на случай нападения Советского Союза. Попасть в укрытие могли только сотрудники — брать с собой семьи запрещалось. А еще до сих пор неизвестно, имела ли право на убежище королевская семья. Подземный город занимает 95 кв. км — там расположены госпитали, железнодорожная станция, паб и точка вещания BBC, откуда британский премьер мог обратиться к нации после ядерной атаки СССР. В бункере возможно было прожить 90 дней, не выходя на поверхность. Город холодной войны существовал в режиме готовности к атаке до 1991 года — момента официального прекращения ядерного противостояния. Информация о существовании Берлингтона была раскрыта в 2004 году, в специальном сообщении Министерства обороны Великобритании. Правительство страны до сих пор пытается продать ставший ненужным бункер либо найти ему коммерческое применение.

В 1969 году Мао Цзэдун приказал построить под китайской столицей 10 тыс. соединенных тоннелями бункеров, которые должны были стать убежищем от бомбежек. Общая площадь подземного города — 30 кв. км, там есть дома, школы и даже каток для роллеров. По слухам, в каждом доме был люк, чтобы горожане могли без промедления попасть в убежище. Подземный комплекс никогда не использовался и потерял стратегическое значение в конце 1980-х годов. Найти бункеры не составляет труда, но попасть внутрь туристам непросто. Для этого нужно договориться с местными жителями — в бывших бомбоубежищах живут люди, хотя селиться под землей власти запретили в 2010 году. Но купить или снять квартиру в китайской столице обходится дорого, и те, кому не хватило денег на жилье, перебрались в заброшенные бункеры. В 2017 году канал National Geographic опубликовал репортаж о том, что в подземном комплексе живет около миллиона китайцев — в основном мигранты и студенты.

Торговый центр La Ville — главная туристическая достопримечательность столицы провинции Квебек. Подземный город был построен в 1962 году, чтобы помочь горожанам легче переносить суровые зимы, ветра и влажное лето Монреаля. В La Ville есть жилые дома, магазины, университеты, банки, офисы, театры, школы, стадионы и галереи. Здания связывают между собой 32 км пешеходных тоннелей, а также автобусы и поезда метро, которые соединены с наземным транспортом. Вниз ведут 120 отдельных входов, поскольку в подземную сеть включены торговые и офисные комплексы, государственные и культурные центры по всему Монреалю. Ежедневно La Ville посещают полмиллиона человек, от туристов до студентов и офисных сотрудников. Многие клерки со временем перебираются жить под землю, чтобы не покупать автомобили и не тратить время в пробках. Для тех, кто остается на поверхности, подземный комплекс — удобный способ добраться из одной части города в другую, отправиться за покупками либо посетить театр или музей в плохую погоду. Мэрия Монреаля рассматривает возможности расширения подземного города.

В небольшом поселении Матмата на юге Туниса люди столетиями живут в полуподземных домах. Считается, что землянки в твердом грунте выдолбили в те времена, когда территорию захватили римляне: местным жителям пришлось перебраться под землю. Постройки считаются уникальными — нечто подобное есть только на юге Ливии. Другие народы, живущие в пустыне, строят наземные хижины из камня и глины. Пещеры защищают обитателей Матматы от летней жары и зимних ветров.

В 1967 году в регионе произошло наводнение и подземелья затопило. Для пострадавших возвели обычные дома, но часть жителей Матматы остались в традиционных землянках. Некоторые строят рядом наземные жилища, но используют пещеры под мастерские, кладовые и магазины, а также за небольшую плату приглашают к себе туристов. Отель-землянка Sidi Driss стал кинематографической достопримечательностью — в эпизодах «Звездные войны: новая надежда» и «Атака клонов» там располагался дом Люка Скайуокера на его родной планете Татуин.

Первым о городе под столицей написал археолог Игнатий Стеллецкий в книге «Поиски библиотеки Ивана Грозного». Он считал, что подземное строительство началось в XV веке. Стеллецкий составил план тайной Москвы, систематизировав данные о 350 объектах — помещениях, колодцах, лестницах, подземных ходах, некрополях, — и пришел к выводу, что город уходит вниз на 12 уровней. Исследователь мечтал о создании музея подземной Москвы, но метрополитен не выделил помещения и собранные экспонаты хранились в квартире археолога.

Существуют десятки городских легенд о подземных военных объектах под городом, однако почти ни одна не имеет официального подтверждения. В 2006 году на Таганке открылся музей и ресторан «Бункер 42», который занял часть помещений, служивших пунктом командования войсками стратегического назначения. Бункер начали строить по приказу Сталина, но закончили строительство уже после его смерти, в 1956 году. До середины 1980-х годов подземное убежище оставалось военным секретным объектом. Что произошло в 1990-е годы, с точностью утверждать нельзя. Самая распространенная теория сводится к тому, что теперь командный пункт расположен под территорией подмосковных Раменок, в подземном городе Раменки-43, и туда ведут тоннели из-под главного здания Московского государственного университета.

Источник:
http://realty.rbc.ru/news/5e274fbb9a7947ac96dd4997

12 самых необычных в мире паркингов

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Autostadt – башня-паркинг в технопарке компании Volkswagen

В немецком городе Вольфсбург несколько лет открылся технопарк компании Volkswagen с названием Autostadt, который представляет собой целый город с офисными, музейными и производственными пространствами. А самыми известными его объектами являются две бывших силосных башни, в которых сейчас оборудован многоуровневый паркинг.

Каждая из этих башен имеет 48 метров в высоту. Это шестнадцать функциональных этажей, на которых может храниться одновременно четыреста только что произведенных на заводе компании Volkswagen автомобилей.

При этом машины попадают на верхние этажи башен не по круговому пандусу, а на специальных лифтах. Эти же подъемники могут доставить наверх и туристов, которые ежедневно штурмуют технопарк Autostadt.

1111 Lincoln Road – авангардный паркинг в Майами

Город Майами во Флориде обладает одним из самых необычных в мире паркингов. Это, казалось бы, техническое здание является шедевром современной архитектуры, построенным по проекту известной студии Herzog & de Meuron. А на создание комплекса было потрачено 70 миллионов американских долларов.

Многоуровневый комплекс 1111 Lincoln Road находится в районе Майами-Бич, он создан для того, чтобы стать пристанищем для автомобилистов, приехавших отдохнуть на знаменитые на весь мир пляжи.

Интересно, что на верхнем этаже паркинга 1111 Lincoln Road расположено четыре элитных квартиры. Их владельцев совершенно не смутило соседство с трестами автомобилями. Более того, эта жилая недвижимость считается элитной, каждые апартаменты стоят несколько миллионов долларов.

Fietsflat – многоуровневый велопаркинг на железнодорожном вокзале Амстердама

Амстердам – это велосипедная столица мира. Автомобилям в этом голландском городе с каждым годом становится все меньше места, зато велосипедисты чувствуют себя все более комфортно и уверено.

В качестве доказательства тому можно привести тот факт, что рядом с главным железнодорожным вокзалом Амстердама, станцией Amsterdam Centraal, находится не автомобильный, а именно велосипедный многоуровневый паркинг – Fietsflat (Квартира велосипедов).

KRE House – дом для настоящего любителя автомобилей

В 2007 году в Токио появился жилой дом KRE House, построенный по проекту известного архитектора Takuya Tsuchida. Этот коттедж предназначен для людей, которые по-настоящему любят автомобили. Другие просто не смогут жить в доме, где машины стоят прямо посреди жилой комнаты.

Дело в том, что здание KRE House оборудовано специальным лифтом, который ведет из общей комнаты на первом этаже дома, в подземный гараж на несколько автомобилей. И владелец этого жилья может время от времени поднимать ту или ину любимую машину наверх, чтобы любоваться ею в минуты отдыха и релакса.

Читайте также  Экзамен, теория, трактора и спецтехника категории С, билеты C 1 ПО 5

Shinjuku Gardens – самый зеленый в мире паркинг

В скором времени в Токио может появиться самый зеленый в мире автомобильный паркинг. И слово «зеленый» в данном случае имеет сразу два смысла. Во-первых, парковка Shinjuku Gardens будет весьма экологичной, она сможет очищать грязный от выхлопных газов автомобилей воздух.

Во-вторых, стены у этого паркинга будут сооружены из живой травы и кустарников. Они дадут Shinjuku Gardens невероятно красивое визуальное оформление и станут природным фильтром между внутренним пространством этого двухуровневого сооружения и загазованной улицей.

Michigan Theatre – паркинг для настоящих театралов в центре Детройта

С семидесятых годов двадцатого века центральная часть Детройта переживает невиданную депопуляцию – люди и компании переезжают в пригороды этого некогда шумного мегаполиса, улицы стали практически безлюдными, а пятидесятиэтажные небоскребы глядят на немногочисленных прохожих пустыми глазницами окон.

Опустел, перестал работать по прямому назначению и известный некогда театр Michigan Theatre в самом центре Детройта. В последние годы в стенах, где раньше ставились лучшие пьесы самых модных драматургов, где происходили премьеры известных фильмов, находится паркинг для машин людей, которые продолжают работать в даун-тауне «автомобильной столицы Америки». Некоторые компании все еще держат офисы в центре города.

Santa Monica Civic Center Parking Structure – самый яркий и красочный в мире паркинг

Парковочный комплекс Santa Monica Civic Center Parking Structure является не только одним из самых ярких зданий в американском городе Санта-Моника, но и, несомненно, самым красочным гаражом на планете!

Внешне это здание больше похоже на торговый центр, построенный по проекту какого-нибудь хорошего современного архитектора. Фасад паркинга украшен разноцветными стеклами, которые в темное время суток подсвечиваются яркими огнями, придавая сооружению невообразимо красивый внешний вид.

Книжный паркинг Общественной библиотеки города Канзас

Это здание, внешние стены которого стилизованы под огромную полку с двадцатью двумя книгами известных авторов, нередко называют «самой красивой библиотекой в мире». Оно, действительно, является частью комплекса Kansas City Public Library, общественной библиотеки города Канзас. Но, на самом деле, это не читальные залы, а паркинг.

Parkhaus Engelenschanze – стеклянный паркинг в Мюнстере

Parkhaus Engelenschanze – это еще одно здание, глядя на которое неподготовленный человек вряд ли догадается, какую роль оно выполняет. Внешне это семиэтажное сооружение больше похоже на современный офисный или торговый центр, может быть, большой сетевой отель, но уж никак не на паркинг.

Parkhaus Engelenschanze рассчитан на триста шестьдесят мест для легковых автомобилей. Причем внутри этого здания расположен не только безликий многоуровневый паркинг, но и небольшой зимний сад с живыми деревьями, в котором автомобилисты могут прогуляться, отдыхая от суеты большого города.

Sinking Ship – провалившийся под землю паркинг в Сиэтле

Одной из главных достопримечательностей города Сиэтл является 38-этажная башня Smith Tower, один из самых первых небоскребов в Соединенных Штатах Америки, отмечающий в 2014 году свой столетний юбилей. Но практически все туристы, которые приходят любоваться этим сооружением, видят еще одно примечательное здание – необычный паркинг, получивший прозвище Sinking Ship, Тонущий корабль.

Дело в том, что внешне этот многоуровневый паркинг выглядит, будто он частично провалился под землю. И видимая часть сооружения торчит из асфальта, как нос идущего ко дну корабля.

Garagenatelier – подземный паркинг, который растет из холма

Дети в швейцарском городе Хердерн наверняка думают, что автомобили, на самом деле, производят не на заводах, а выкапывают из-под земли. Ведь в этом населенном пункте в 2012 году появился один из самых необычных в мире паркингов.

Сооружение с названием Garagenatelier удачно интегрировано в небольшой холм. Парковочные места находятся прямо внутри этого ландшафтного объекта. С одной стороны холма наружу выходят въезд и выезд из паркинга, а с другой – пять стеклянных боксов, которые и придают сооружению по-настоящему сказочный внешний вид.

Cardok – подземный паркинг с садом на крыше

Cardok – эти идеальный вариант организации паркинга в тех местах, где нет для этого достаточно места. Ведь эта технология позволяет совместить на одном небольшом пространстве одновременно гараж и, к примеру, детскую площадку или сад.

Cardok – это необычный лифт, который может унести ваш автомобиль в подземный гараж в то время, когда на крыше у данной транспортной системы находится часть газона, сада, спортивной площадки или любого другого плоскостного сооружения.

И что самое лучшее, из паркинга Cardok совершенно невозможно угнать машину. Более того, потенциальный угонщик даже подозревать не будет, что где-то под этими кустами с розами или магнолиями скрывается шикарный автомобиль Porsche.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник:
http://novate.ru/blogs/311014/28396/

10 важнейших археологических находок

Как ты нашел ключи от машины в грязном белье и каким-то чудом не опоздал на работу — не считается.

Подглядывать за другими, копаться в чужих вещах, читать чужие письма — это ужасное поведение. Не делай так. Разве что ты археолог, а объект твоих изысканий помер пару тысяч лет назад. Тогда — можно.

Человечество до изобретения средств связи развивалось очень неравномерно: какие-то регионы сильно вырывались вперед, а потом их разоряли варвары и все знания исчезали. Археологи за XX столетие смогли выяснить, что происходило за последние тысяч пять лет, и на большинство их находок теперь можно посмотреть либо в музеях, либо на местах раскопок.

1. Библиотека Ашурбанипала (открыта в 1849 г.)

Ашурбанипал построил одну из самых первых больших библиотек в истории: в ней сохранилось более 30 тысяч табличек со всех концов Месопотамии. Большая часть наших знаний про ассирийцев, шумерцев, вавилонян и других народов — отсюда. Находилась библиотека в городе Ниневия, ныне Мосул, Ирак.

2. Терракотовая армия (1974)

Личная охрана в гробнице императора Циня Шихуанди состояла из восьми тысяч глиняных солдат. Сделаны солдаты совсем не по-китайски: каждый воин оригинален, со своим выражением лица. Помимо солдат в терракотовой свите есть лошади, колесницы и даже танцовщицы. Впрочем, вместе со статуями во время раскопок были найдены останки примерно 70 тысяч человек — предположительно рабочих, строивших императорскую гробницу.

3. Деринкую (1963)

Огромный подземный город в турецком регионе Каппадокия, способный вместить до 20 тысяч жителей. Во время раскопок археологи обнаружили подземный акведук, воздушные шахты, кухни, молельни, спальни и т.д. Максимальная глубина залегания города — 113 метров, а находка доступна для осмотра туристами.

4. Саксайуаман (1934)

Невероятной сложности постройка времен империей инков. Строили ее 20 тысяч человек на протяжении 70 лет. Каким образом инкам удавалось так филигранно подгонять камни, ученые гадают до сих пор, ведь до открытия ближайшего магазина со стройтоварами оставалось несколько десятков веков.

5. Помпеи (1748)

Наверное, самый известный археологической комплекс. Древнеримский город засыпало пеплом из близлежащего Везувия (см. «Инстаграм» Брюллова), застав 20 тысяч местных жителей врасплох. Их, конечно, жалко, но археологи получили бесценную информацию о быте того времени.

6. Остров Пасхи (1770)

В лингвистической войне «силиконовой» против «кремниевой» — главный аргумент сторонников перевода топонимов. Хотя оригинальное название острова — Рапануи. Археологическая находка — сам остров, который обладает очень странной монокультурой. Его открыли испанцы и провели перепись туземцев. Получилось 3300 человек. За один век население сократилось до 111 человек (привет, европейские микроорганизмы). Сейчас остров живет в основном за счет желания туристов посмотреть на очень странные статуи.

7. Антикитерский механизм (1901)

Некоторые ученые называют его первым компьютером. Его нашли в начале XX века, и понадобилось 70 лет, чтобы разобраться, для чего он нужен. Оказалось, что это астрономические часы, по которым древние греки могли точно отсчитывать время суток. Также одна из самых загадочных археологических находок, потому что не очень соответствует технологическому уровню времени своего происхождения.

8. Розеттский камень (1799)

Талисман переводчиков всего мира, с 1802 года хранится в Британском музее. Камень стал первой исторической табличкой, на которой была запись на трех языках: древнегреческий язык и два древнеегипетских — с использованием древнеегипетских иероглифов и демотического письма. На тот момент ученые хорошо знали древнегреческий и по розеттскому камню смогли восстановить две другие письменности.

9. Человек из Гроболла (1952)

Этому мужчине лет тридцати сильно не повезло: его принесли в жертву и скинули в болото. Зато повезло тем, кто его нашел: торфяное болото его мумифицировало и ученые получили очень хорошо сохранившееся тело для своих научных дел. Для каких именно, наверное, лучше не знать.

10. Пещера Альтамира (1862)

Если когда-нибудь наткнешься на статью про культуру доисторических людей, то, скорее всего, она будет проиллюстрирована именно этими рисунками быков и кабанов. Их нашли в пещере на самом севере Испании, но на подтверждение аутентичности понадобилось несколько десятков лет. Как предполагают археологи, рисунки были сделаны во времена позднего палеолита. До ее открытия считалось, что у людей того времени культуры не было вовсе.

Источник:
http://www.maximonline.ru/longreads/_article/10-vazhneishikh-arkheologicheskikh-nakhodok/

Все за сегодня

Война и ВПК

Мультимедиа

Под Москвой находится особый подземный мир, до самой секретной части которого добираются только единицы

«Я выглянул из люка рядом с Кремлем, и никто не обратил на меня внимания»

Здание желтого цвета, расположенное по адресу Котельнический переулок 11 (так в оригинале статьи — прим.ред.), выглядит как обычный жилой дом сталинских времен. Оно в довольно хорошем состоянии, и вряд ли ему угрожает снос. Хотя кто знает, ведь дом расположен в хорошем месте: 400 метров от станции метро Таганская в сторону Кремля. Дорогой земельный участок.

Вход в здание расположен справа от ворот. Толстая стальная дверь окрашена в зеленый цвет, ее украшают надписи из алых букв: «Музей Бункер» и «Ресторан». На интернет-странице музея сообщается, что здесь организуются экскурсии и даже проводят показы моды.

Однако дверь закрыта. Чтобы попасть внутрь, надо позвонить.

«Кто?— кричит охранник в телефон. — Вы же должны были прийти только через полчаса!»

Читайте также  Независимая оценочная экспертиза

На самом деле это очень необычное здание. Изначально оно было построено для того, чтобы защитить и замаскировать главный вход на объект под названием «Бункер-42». Бетонные стены имеют толщину 1,5 метра, внутри они усилены металлическими пластинами в полтора сантиметра. Здание образует купол над лестницей и лифтовой шахтой, которая опускается на 18 этажей (то есть на 65 метров) вниз. Двери весят около двух тонн, так что вручную их не открыть. За дверями на площади 7 тысяч квадратных метров находится состоящий из четырех блоков бункер. Его главная часть расположена в так называемом четвертом блоке. Здесь находится кабинет командующего вооруженными силами и генеральский командный пункт.

Бункер начали строить при Иосифе Сталине, но диктатор умер до его открытия в 1956 году.

Вплоть до 1986 года сооружение действительно использовалось в качестве командного пункта войск стратегического назначения, из которого осуществлялась прямая связь — в том числе, со стратегическими бомбардировщиками.

Самыми жаркими днями были 17-27 октября 1962 года.

«Во время Карибского кризиса этот объект был в полной боевой готовности, — рассказывает офицер в отставке, директор музея Сергей Каменский. — Герметичные двери были закрыты, и все 600 сотрудников бункера находились здесь больше десяти дней».

В октябре 1962 года мир был так близок к началу ядерной войны, как не был ни до, ни после этого. Советский Союз размещал ракеты с ядерными боеголовками на Кубе в качестве ответа на размещение ракет США в Турции. Флот России приблизился к блокадному кольцу Кубы, был сбит американский разведывательный самолет.

«В любой момент именно из этого командного пункта мог быть отдан приказ о нанесении ядерного удара по Америке, — рассказывает Каменский. — Все ядерное оружие Советского Союза уже было приведено в боевую готовность, бомбардировщики были оснащены ракетами с ядерными боеголовками, всем командирам были известны их объекты в Соединенных Штатах».

Генеральный секретарь Никита Хрущев и президент Джон Кеннеди пришли к договоренности об урегулировании конфликта в последний момент. Хорошо, что кризис не продлился дольше: запасов продовольствия и горючего для работы водяных насосов и вентиляции хватило бы только на месяц.

Некоторое время хозяином бункера на Таганке был КГБ, хотя подземные помещения использовали вооруженные силы. Военные покинули бункер в 1986 году, однако, по словам Каменского, все осталось по-прежнему: городской музей открылся в 2006 году, но помещение до сих пор находится под надзором ФСБ.

Куда же переехал командный пункт? Официальной информации нет, но после распада Советского Союза в ближайшем окружении бывшего генерального секретаря Михаила Горбачева полагали, что он находится под землей на северо-востоке Москвы.

Есть и второй вариант. Из многих источников известно, что в Раменках, находящихся в десяти километрах к юго-западу от центра города, уже в 1960-х годах начали строительство большой системы бункеров. Говорят, что ее тоннели находятся на глубине 180-300 метров. Построенное в 1970-х годах убежище может при необходимости обеспечить укрытие 15 тысячам руководящих лиц российской столицы в течение года.

У жителей города этот подземный город получил название Раменки 43, потому что один из его входов якобы находится по адресу улица Раменки, 43. На этом месте расположено обветшалое промышленное здание, в котором находится автомастерская и шиномонтаж. По слухам, из бункера тоннели ведут в подвалы Московского Государственного Университета.

В эпоху холодной войны было страшнее

Как начинался Карибский кризис

Хельсинки готов уйти под землю

Однако в Москве есть люди, которые знают все подземные норы как свои пять пальцев. Надо спросить у них.

Между Даниловским кладбищем и Третьим транспортным кольцом к югу от центра Москвы есть полоса пустоши. С холма видны возвышающиеся за кольцевой дорогой красно-белые трубы ТЭЦ-20. Тяжело понять, где ты находишься.

«Здесь снимали финальную сцену фильма „Сталкер“», — говорит Даниил Давыдов.

Большая часть фильма Андрея Тарковского, вышедшего в 1979 году, была снята в Эстонии, но некоторые сцены — здесь. Надеваем спецодежду и спускаемся в недра земли.

Река Чура — один из самых маленьких притоков Москвы-реки. Как и многие подобные ей реки, она почти не заметна, потому что город построен поверх этих рек. Первой рекой, забранной в туннель, стала крохотная река Неглинка, которая течет в туннеле около кремлевской стены, появляется на Манежной площади и затем двумя потоками впадает в Москву. Ее спрятали еще в начале XIX века.

«На территории современной столицы есть 160 рек, которые по большей части протекают под городом», — рассказывает Давыдов, пока бредет по пояс в воде реки Чура по туннелю под Третьим кольцом. Течение быстрое, вода в реке мутная. Но вскоре из туннеля меньших размеров поступает прозрачная вода. Это грунтовые воды из-под площади Гагарина. В месте слияния на воде появляются пузырьки газа. «Метан, — говорит Давыдов и закуривает. — Содержание метана в туннеле от этого не увеличится».

Это точно, под землей дует сильный ветер.

Ширина туннеля реки Чуры — три метра в ширину и почти столько же в высоту. Если принять во внимание все каналы ливневой канализации в Москве, таких туннелей под Москвой — тысячи километров. Давыдов знает их все: он самый известный на данный момент диггер — исследователь подземного мира.

«Меня уже в детстве интересовали фантастические романы, в которых действие происходило под землей», — говорит 33-летний Давыдов.

«В 1990-х появились первые телевизионные программы и статьи о диггерах, и я вырезал их из газет. В 1999 году я случайно натолкнулся на улице на типов, на костюмах которых было написано „Диггеры планеты Андеграунд”. Позже я начал серьезно изучать подземную Москву и ее историю, а с 2004 года стал водить сюда группы».

«Еще в начале 2000-х годов все было иначе. Тогда можно было попасть в туннели метро и в некоторые бункеры. Мне случалось высовывать голову из люка рядом с Кремлем, и никто не обращал внимания. Сейчас даже под землей сигнализация и камеры».

А как насчет объектов Раменки 43 и Метро-2? Это только городские небылицы, или они действительно существуют?

«Конечно, существуют! Такие системы есть во всех городах-миллионниках мира. Но их охраняют военные, и за попытку проникновения туда можно получить срок как за создание террористической угрозы, или как за раскрытие государственной тайны».

Самая большая угроза подземной Москве — не террористический акт или ядерный удар, а вода. Вода везде, и ее много. Все системы, начиная с метро, должны быть защищены насосами и резервным питанием. «Бункер-42» не является исключением, скорее наоборот.

Впадающая в Москву-реку Яуза течет с его северной стороны, поэтому один из четырех блоков бункера занят дизель-генераторами, которые обслуживают насосы, и топливом для них.

«Если насосы перестанут работать, в коридорах через несколько часов будет метровый слой воды», — рассказывает директор музея Каменский.

Вторая проблема — качество почвы. Москва стоит на мягком известняке. Строителям подземного Хельсинки Каменский может только позавидовать: в Финляндии гранит находится прямо на поверхности, и его используют, создавая из береговых скал “сыр с дырками”. Прошлым летом сотрудники американского Wall Street Journal побывали в туннелях Хельсинки и связали их строительство с военной угрозой, исходящей от России.

«Строительство бункера именно здесь на Таганке связано с тем, что в этом месте находится скальный грунт, — говорит Каменский. — Не очень твердый, но все же».

«Это уникальный музей, — хвалится Каменский. — Мы открыли его для того, чтобы всем напомнить: поводов для использования таких сооружений быть не должно».

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Источник:
http://inosmi.ru/social/20171226/241098815.html

7 подземных городов: что скрывается под тротуарами Москвы и Монреаля

При упоминании поселений под землей обычно представляют древние пещеры троглодитов или фантастические произведения на тему постапокалипсиса. Но в мире существуют подземные системы, которые стали частью современных мегаполисов или были построены, чтобы выжить в экстремальном климате.

Делимся фактами и легендами о подземной жизни в семи городах мира.

В 2019 году британская газета The Telegraph назвала Кубер-Педи — крупнейшее на земле месторождение опалов — самым странным городом в мире. Поселение старателей было основано в 1920-е годы, и его название дословно переводится с языка аборигенов как «подземная нора белого человека». Причинами, по которым жилища выстроили под землей, стали суровый жаркий климат Южной Австралии и желание укрыться от нападений местных диких собак динго. Шахты и разработки в подземном городе соседствуют с домами, ресторанами, кафе, магазинами, церквями и другими атрибутами обычной городской жизни, включая кладбище. В этом регионе почти нет растительности даже на поверхности земли, поэтому деревья в Кубер-Педи сварены из обрезков железа.

Жители «опаловой столицы» считают город уютным и удобным. Во многих домах по-прежнему нет кондиционеров — оптимальный температурный режим поддерживается сам собой. Наверх горожане поднимаются ночью, чтобы в прохладное время поиграть в футбол или гольф. Удивительный город открыт для туристов — здесь можно арендовать комнату или квартиру. А еще на фоне «подземной норы» снят фильм «Безумный Макс 3: под куполом грома».

Город Криково расположен в шахтах, оставшихся от добычи котельца — разновидности строительного известняка. В 1960 году разработка прекратилась, а на ее месте было создано винодельческое предприятие, поскольку климат под землей идеально подходил для созревания вина. В 2005 году город был внесен в Книгу рекордов Гиннесса как место, где находятся самые большие винные погреба в мире. Криково, общая площадь которого 240 кв. км, соединяют улицы и проспекты, названные в честь марок молдавского вина. Посетители передвигаются по городу на машинах или велосипедах — здесь действуют наземные правила дорожного движения, есть разметка и светофоры.

Подземный комплекс Берлингтон в графстве Уилшир называют городом холодной войны. Его возвели в 1950-х годах как убежище для британского правительства и 4 тыс. ключевых государственных служащих на случай нападения Советского Союза. Попасть в укрытие могли только сотрудники — брать с собой семьи запрещалось. А еще до сих пор неизвестно, имела ли право на убежище королевская семья. Подземный город занимает 95 кв. км — там расположены госпитали, железнодорожная станция, паб и точка вещания BBC, откуда британский премьер мог обратиться к нации после ядерной атаки СССР. В бункере возможно было прожить 90 дней, не выходя на поверхность. Город холодной войны существовал в режиме готовности к атаке до 1991 года — момента официального прекращения ядерного противостояния. Информация о существовании Берлингтона была раскрыта в 2004 году, в специальном сообщении Министерства обороны Великобритании. Правительство страны до сих пор пытается продать ставший ненужным бункер либо найти ему коммерческое применение.

Читайте также  Штраф или лишение за проезд на красный в 2020 году

В 1969 году Мао Цзэдун приказал построить под китайской столицей 10 тыс. соединенных тоннелями бункеров, которые должны были стать убежищем от бомбежек. Общая площадь подземного города — 30 кв. км, там есть дома, школы и даже каток для роллеров. По слухам, в каждом доме был люк, чтобы горожане могли без промедления попасть в убежище. Подземный комплекс никогда не использовался и потерял стратегическое значение в конце 1980-х годов. Найти бункеры не составляет труда, но попасть внутрь туристам непросто. Для этого нужно договориться с местными жителями — в бывших бомбоубежищах живут люди, хотя селиться под землей власти запретили в 2010 году. Но купить или снять квартиру в китайской столице обходится дорого, и те, кому не хватило денег на жилье, перебрались в заброшенные бункеры. В 2017 году канал National Geographic опубликовал репортаж о том, что в подземном комплексе живет около миллиона китайцев — в основном мигранты и студенты.

Торговый центр La Ville — главная туристическая достопримечательность столицы провинции Квебек. Подземный город был построен в 1962 году, чтобы помочь горожанам легче переносить суровые зимы, ветра и влажное лето Монреаля. В La Ville есть жилые дома, магазины, университеты, банки, офисы, театры, школы, стадионы и галереи. Здания связывают между собой 32 км пешеходных тоннелей, а также автобусы и поезда метро, которые соединены с наземным транспортом. Вниз ведут 120 отдельных входов, поскольку в подземную сеть включены торговые и офисные комплексы, государственные и культурные центры по всему Монреалю. Ежедневно La Ville посещают полмиллиона человек, от туристов до студентов и офисных сотрудников. Многие клерки со временем перебираются жить под землю, чтобы не покупать автомобили и не тратить время в пробках. Для тех, кто остается на поверхности, подземный комплекс — удобный способ добраться из одной части города в другую, отправиться за покупками либо посетить театр или музей в плохую погоду. Мэрия Монреаля рассматривает возможности расширения подземного города.

В небольшом поселении Матмата на юге Туниса люди столетиями живут в полуподземных домах. Считается, что землянки в твердом грунте выдолбили в те времена, когда территорию захватили римляне: местным жителям пришлось перебраться под землю. Постройки считаются уникальными — нечто подобное есть только на юге Ливии. Другие народы, живущие в пустыне, строят наземные хижины из камня и глины. Пещеры защищают обитателей Матматы от летней жары и зимних ветров.

В 1967 году в регионе произошло наводнение и подземелья затопило. Для пострадавших возвели обычные дома, но часть жителей Матматы остались в традиционных землянках. Некоторые строят рядом наземные жилища, но используют пещеры под мастерские, кладовые и магазины, а также за небольшую плату приглашают к себе туристов. Отель-землянка Sidi Driss стал кинематографической достопримечательностью — в эпизодах «Звездные войны: новая надежда» и «Атака клонов» там располагался дом Люка Скайуокера на его родной планете Татуин.

Первым о городе под столицей написал археолог Игнатий Стеллецкий в книге «Поиски библиотеки Ивана Грозного». Он считал, что подземное строительство началось в XV веке. Стеллецкий составил план тайной Москвы, систематизировав данные о 350 объектах — помещениях, колодцах, лестницах, подземных ходах, некрополях, — и пришел к выводу, что город уходит вниз на 12 уровней. Исследователь мечтал о создании музея подземной Москвы, но метрополитен не выделил помещения и собранные экспонаты хранились в квартире археолога.

Существуют десятки городских легенд о подземных военных объектах под городом, однако почти ни одна не имеет официального подтверждения. В 2006 году на Таганке открылся музей и ресторан «Бункер 42», который занял часть помещений, служивших пунктом командования войсками стратегического назначения. Бункер начали строить по приказу Сталина, но закончили строительство уже после его смерти, в 1956 году. До середины 1980-х годов подземное убежище оставалось военным секретным объектом. Что произошло в 1990-е годы, с точностью утверждать нельзя. Самая распространенная теория сводится к тому, что теперь командный пункт расположен под территорией подмосковных Раменок, в подземном городе Раменки-43, и туда ведут тоннели из-под главного здания Московского государственного университета.

Источник:
http://realty.rbc.ru/news/5e274fbb9a7947ac96dd4997

«Подземный город» под Павелецкой площадью: каким будет парк и уникальный торговый центр

Уже много лет Павелецкая площадь представляет собой большую стройплощадку. Но в этом году работы активизировались – утвердили новый проект. 3D-модель будущей Павелецкой площади – это изображение огромного парка и … стеклянной горы. Таким оригинальным способом архитекторы решили оформить вход в торговый центр. Компания Mall Management Group возведет здесь подземный комплекс, у которого нет аналогов в России.

Павелецкая площадь расположена в районе Замоскворечье в центре столицы. Она находится в окружении улиц Зацепский Вал, Дубининская, Кожевническая и здания вокзала.

На протяжении полутора десятилетий эта территория была по большей части огромной ямой глубиной 40 метров. Ее история началась еще в 2002 году, когда Москва и ЗАО «Ингеоком-Инвест» объединились для строительства. подземного торгового центра! Тогда было создано ОАО «Павелецкая», где 30% акций принадлежало городу, а 70% – инвестору.

В 2007 году все активы перекупила инвестиционно-промышленная группа «Евразия». Она планировала соорудить здесь торговый центр площадью 120 тыс. «квадратов», но успела построить только чуть более 7,3 тыс. кв. метров. Всему виной кризис 2008 года. В 2016 году объект выкупила ООО «Лэджи», а у нее в августе 2018 года компания «Хорус» акционера группы ПИК Сергея Гордеева. Сейчас она и является владельцем стройки. Застройщик – компания Mall Management Group.

В декабре 2017 года Архитектурный совет Москвы одобрил новый проект строительства многофункционального подземного торгового комплекса на Павелецкой площади. В июле 2019-го проект согласовала Москомархитектура.

Проектировщиком выступило бюро АПЕКС. Его архитекторы разработали торговый комплекс на основе концепции американской архитектурной студии 5+Design, которая известна созданием развлекательного центра «Аура» в Новосибирске и ТРЦ «Ривьера» в Москве. Для того чтобы воплотить такой сложный проект, здание разработали с использованием технологий информационного моделирования – BIM.

Чтобы гармонично вписать здание в окружающую застройку, архитекторы расположили основное пространство комплекса под землей. Подземный торговый центр построят с использованием двух технологий. Южную и западную части здания возведут по технологии, которая подразумевает сооружение открытого котлована с распорной системой – конструкцией из металлических труб для укрепления его стен.

По технологии – полу-топ-даун – построят северную и восточную части.

В технологии semi top-down (полу-сверху-вниз) использованы два способа сооружения здания. Обычно сначала выкапывают котлован и уже на основе его возводят дом. Но здесь все сложнее. Сначала устанавливается часть несущих конструкций по системе сверху-вниз. То есть вместе с выкапыванием котлована начинают сооружать здание вниз. Далее устанавливаются перекрытия и начинается обычное возведение снизу-вверх. Этот способ позволяет снизить неудобства от строительства для местных жителей.

Еще на этапе сооружения торговый комплекс войдет в состав траспортно-пересадочного узла (ТПУ). Посетители будут попадать сюда по подземным переходам сразу с двух станций метро. Проектировщики ожидают, что ежедневный пассажиропоток ТПУ превысит 350 тыс. человек.

Сейчас на площадке обустраивают временные дороги и проезды, прорабатывают оставшиеся детали проекта. Строительство планируют завершить в августе 2021 года, сообщили в Мосгосстройнадзоре.

Площадь торгового центра составит 73 тыс. кв. метров. Его главный вход разместят напротив Павелецкого вокзала. По открытой лестнице гости будут попадать на первый уровень, а далее по эскалаторам – в главную часть комплекса, над которой возведут стеклянный потолок.

Второй вход расположат ближе к ул. Дубининская. Он будет вести к малому атриуму с эксплуатируемой кровлей. Еще один вход обустроят со стороны Садового кольца.

На трех этажах комплекса расположатся торговые пассажи-галереи, а также рестораны и кафе.

На самом нижнем этаже оборудуют подземную парковку для посетителей на 277 машин.

На крыше торгового комплекса создадут парк. Основной его деталью станет вход в торговый центр. Он будет возвышаться над землей стеклянной крышей в форме ракушки. Вокруг него, в разных частях парка, разместят световые фонари. Они будут подсвечивать зону отдыха в ночное время.

В парковой зоне высадят деревья и кустарники, разобьют газоны и цветники, установят лавочки и урны. Здесь появится не только главная площадь, но и открытый амфитеатр, дорожки. Пешеходные зоны выложат из натурального камня.

Непросто оказалось вписать в облик площади неотъемлемые элементы любого здания – вентиляционные шахты и инженерные коммуникации. Но архитекторы убрали их с основных частей парка, сделав максимально незаметными и едва узнаваемыми.

Источник:
http://stroi.mos.ru/photo_lines/podziemnyi-ghorod-v-tsientrie-moskvy-kak-stroiat-unikal-nyi-torghovyi-tsientr-pod-pavielietskoi-ploshchad-iu