Трасологическая экспертиза при дорожно-транспортном происшествии

Трасологическая экспертиза при дорожно-транспортном происшествии

Транспортно-трасологическая экспертиза очень важна при оценке ДТП. Она представляет собой исследование следов после дорожно-транспортного происшествия. Именно благодаря трансологической экспертизе можно расшифровать путь прохождения транспортных средств, виды движения, определить место удара, а главное – установить причину и обстоятельства, спровоцировавшие ДТП, определить виновника и решить вопросы о страховых выплатах. Рассмотрим особенности проведения трасологической экспертизы при ДТП и цели ее назначения.

Назначение трасологической экспертизы при ДТП

Трасологическая экспертиза при ДТП назначается для того, чтобы восстановить картину, предшествующую аварии. Она позволяет разобраться в происшествии и отражает последовательность всех ее стадий – с самого начала и до конца. Назначить проверку можно на любой стадии производства по делу о происшествии, но более правильно ее проводить на стадии предварительного расследования. Именно на этой стадии определение виновного водителя позволит правильно разрешить дело.

Значение транспортно-трасологической оценки ДТП очень велико, особенно если никто из участников аварии не признает себя виновным и утверждает свою правоту. В такой ситуации без трасологии невозможно понять, кто куда перестраивался, кто куда двигался, кто нарушил, кто из участников первый нарушил ПДД и т.д. Кроме того такая оценка проводится в том случае, если требуется сравнить следы происшествия с представленными образцами, либо идентифицировать найденные следы.

Например, трасология может помочь установить транспортное средство, которое скрылось с места аварии, и по найденным следам доказать его причастность.

Трасологическая проверка назначается судьей, государственным органом или должностным лицом, которые занимаются производством дела о ДТП и, соответственно, они выносят определение о ее назначении, если она требуется, согласно ст. 26.4. КоАП РФ. Такая экспертиза назначается на основании следующих документов:

1. Определения суда.

2. Постановления судебного органа, органов дознания, следствия, прокурора или другого должностного лица, которое рассматривает дело об административном правонарушении.

3. Ходатайства участника судопроизводства, в качестве которого может выступать истец, ответчик, обвиняемый, потерпевший, защитник, представитель и т.д.

В определении должны быть отражены следующие сведения:

  • основания, в соответствии с которыми назначается проверка;
  • полные сведения об эксперте или учреждении, в котором должна быть произведена экспертиза;
  • перечислен список вопросов, которые ставят перед экспертом;
  • список материалов, которые предоставляются в распоряжение эксперта.

Сроки проведения трасологической экспертизы устанавливаются судом и зависят от сложности происшествия.

Закон о проведении

Трасологическая проверка проводится на основании нескольких нормативных документах, которыми также определяется порядок ее проведения. Ими являются:

2. Уголовно-процессуальный кодекс, глава 27, ст. 195 – 207.

3. Гражданско-процессуальный кодекс, ст. 79 – 87.

4. Арбитражно-процессуальный кодекс ст. 82 – 87.

5. Кодекс об административных правонарушениях, ст. 26.4. – 26.5.

Каждый нормативный документ регулирует вопросы о назначении, порядке проведения, о комиссионной и комплексной экспертизе, о ее заключении.

Проведение трасологической экспертизы при дорожно-транспортном происшествии

Проводится транспортно-трасологическая экспертиза экспертом либо несколькими экспертами. Прежде чем начать работать специалист-трасолог собирает информацию о происшествии, чтобы представить общую картину и смоделировать примерную схему ДТП, а после предоставить заключение. Также эксперту могут потребоваться дополнительные материалы, приборы и документы. Перечень требований формируется после того, как эксперту ставится задача и цель проведения экспертизы.

Примерный список необходимых материалов и документов, который может потребоваться трасологу-эксперту:

1. Схема места происшествия, которая может быть составлена участниками аварии, сотрудниками государственных органов и должностными лицами.

2. Протокол осмотра места ДТП, предоставляется, как правило, сотрудниками дорожной полиции.

3. Материалы фото- и видеосъемки, которые прилагаются к протоколу осмотра места происшествия.

4. Транспортные средства, являющиеся непосредственными участниками ДТП, чтобы обследовать их снаружи.

5. Материал фото и видеосъемки автомобилей, но они должны отвечать определенным требованиям.

6. Протокол осмотра и проверки технического состояния автомобильного средства. Этот документ может подтвердить исправно ли было транспортное средство до момента ДТП.

7. Справка о ДТП, которая оформляется сотрудниками органов дорожно-патрульной службы.

8. Какие-либо дополнительные материалы и документы.

Вышеуказанный перечень представлен для ознакомления и может изменяться в зависимости от задач проверки, требований эксперта, существующих сведений и т. д.

Вопросы эксперту

Вопросы, которые ставятся перед экспертом трасологической экспертизы, должны быть занесены в определение о назначении. Вопросы формируются и составляются так, чтобы эксперт благодаря им смог правильно и наиболее полно сформировать картину ДТП и предоставить информацию, которая позволит правильно и точно разрешить дело об административном правонарушении.

Вопросы, которые ставятся перед экспертом-трасологом, не могут выходить за рамки его специальных познаний.

Потерпевший и обвиняемый в деле об рассматриваемом административном правонарушении также могут участвовать в деятельности эксперта путем составления для него вопросов, на которые они хотели бы получить ответы в заключении эксперта.

Существует целый перечень типовых вопросов, которые задаются эксперту при трасологической экспертизе. Условно вопросы можно разделить на несколько групп, каждая из которых зависит от исследуемого объекта, целей и задач.

1 группа – вопросы, связанные с определением групповой принадлежности транспортных средств. Примерный список:

  • какому виду транспорта принадлежат следы, которые оставили на месте ДТП?
  • какая модель шин оставила следы, который был изъят с места ДТП?
  • соответствуют ли оставленные следы указанному виду транспортного средства?
  • исходя из выявленных форм, размеров и расположения следов на транспортных средствах возможно ли было соударение автомобилей?

2 группа – используется для того, чтобы можно было установить во время трасологической экспертизы целую картину по имеющимся частям. Примерный перечень:

  • действительно ли объекты деталей, которые были обнаружены на месте ДТП частями определенного транспортного средства?
  • являлись ли одним целым частицы краски, стекол, пластмассы, которые были обнаружены на месте аварии и на транспортных средствах, до момента ДТП?
  • перестраивалось ли какое-нибудь из транспортных средств в момент столкновения, исходя из найденных следов?

3 группа – применяется с той целью, чтобы установить конкретное транспортное средство

  • принадлежат ли обнаруженные следы указанному транспортному средству?
  • следы, найденные на месте ДТП, принадлежат одному или нескольким транспортным средствам?
  • найденный след оставлен именно этим автомобилем или другим?

4 группа – вопросы, которые помогают определить место ДТП

  • в каком ряду произошло ДТП?
  • на какой полосе движения произошло ДТП?
  • ДТП произошло на обочине или на проезжей части дороги?
  • как располагались транспортные средства относительно границ проезжей части во время столкновения?

5 группа – вопросы трасологической экспертизы, направленные на установление процесса столкновения?

  • под каким углом произошло столкновение?
  • какое из ТС в момент столкновения двигалось с большей скоростью?
  • в момент ДТП транспортное средство стояло или находилось в движении?
  • в каком направлении двигались ТС перед самим столкновением?

Вышеуказанный перечень вопросов является всего лишь примерным, более точный список формируется тогда, когда известны подробности аварии, участники и т.д.

Ходатайство о трасологической экспертизе ДТП

Ходатайство о назначении трасологической экспертизы при ДТП – это документ, в котором указывается просьба гражданина или организации о том, чтобы было проведено исследование доказательств, следов, места происшествия по делу с привлечением эксперта. Ходатайство заявляется в письменной форме. Ходатайствовать о проведении трасологической экспертизы может любой участник делопроизводства.

Ходатайствовать можно на любой из стадий производства:

1. До начала судебных тяжб на стадии предварительного расследования.

2. В суде первой инстанции.

3. На стадии апелляции.

Если ходатайство подавалось на апелляционной стадии, участник подавший, ее должен указать уважительную причину, из-за которой он не сделал это на предыдущих судебных слушаниях и разбирательствах.

Конечно, самое лучшее время для проведения трасологической экспертизы – сразу после происшествия. В этот момент эксперт сможет не только увидеть все оставленные следы, но и саму картину аварии.

Подавать и заявлять ходатайство можно в любой момент, но до того, как судья примет окончательное решение по рассматриваемому вопросу. Пишется ходатайство в свободной форме. Однако в нем стоит указать следующие обязательные сведения:

  • реквизиты суда, номер дела, полные сведения об участниках дела, дату и подпись ходатайствующего;
  • причины, вследствие которых возникает необходимость проведения экспертизы и из-за которых подается ходатайство;
  • кому вы желаете поручить проведение экспертизы;
  • примерный список вопросов, на которые требуется ответить эксперту;
  • список материалов, документов, сведений, которые вы можете предоставить эксперту со своей стороны
  • указать тип транспортно-трасологической экспертизы.

Ходатайство о проведении трасологической экспертизы может быть отклонено судом, но при этом должна быть предоставлена и обоснована причина отказа.

Стоимость трасологической экспертизы зависит от срочности и сложности происшествия, от региона проведения, репутации и известности экспертного учреждения или эксперта. Самая дешевая стоимость экспертизы равняется примерно 3 – 5 тысячам рублей, но это, если авария «простая» и вызов не срочный. Сложное дорожно-транспортное происшествие, например, если в него были вовлечены несколько участников, либо имеются пострадавшие, или причинен значительный ущерб, то цена такой экспертизы возрастает в разы и минимальная цена на нее начинается примерно с 10 тысяч рублей.

Оплату стоимости трасологической экспертизы может взять на себя один из участников ДТП на добровольной основе. Также участник дела, направлявший ходатайство о проведении экспертизы, может включить ее стоимость в сумму трат, которые указываются в ходатайстве, а также указать на то, чтобы она была оплачена той стороной, которая проиграет, то есть будет признана виновной.

В ситуации, когда ни одна из сторон, участвующая в делопроизводстве не согласна брать на себя затраты по оплате услуг эксперта, а провести экспертизу необходимо, то вопрос о том, кто ее будет оплачивать решает суд и устанавливает доли.

Заключение трасологической экспертизы

Перед тем как поручить проверку эксперту разъясняют все права и обязанности, предупреждают его об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Поэтому результат таких проверок бывает максимально точным и правильным.

Эксперт трасологической экспертизы представляет заключение в письменной форме и от своего имени. В нем он указывает, кто и на каком основании проводил экспертизу, ее содержание, предоставляются обоснованные ответы на все вопросы, которые были заданы эксперту, а также сделаны соответствующие выводы. Благодаря заключению эксперта можно понять, кто стал виновником аварии, кто понесет наказание, кто получит выплаты от страховой организации и т.д.

Читайте также  Правила буксировки транспортных средств в 2020 году по ПДД

Трасологическая экспертиза при ДТП в последнее время стала востребованной услугой. Данная услуга помогает не только восстановить картину дорожно-транспортного происшествия, но и установить виновного, разрешить дело правильно и честно. Одним важным условием при этом является обращение к добросовестным, исполнительным и ответственным экспертам, которые не будут пытаться «содрать» деньги, а действительно помогут.

Источник:
http://zakon-voditel.ru/oformlenie-dtp/trasologicheskaya-ekspertiza

Трасологическая

Виды трасологических экспертиз:

дактилоскопическая экспертиза,

экспертиза перчаток и их следов,

экспертиза следов обуви,

экспертиза следов зубов,

экспертиза следов губ и иных участков головы человека,

экспертиза механических повреждений на одежде,

экспертиза орудий, инструментов и оставленных ими следов,

экспертиза запирающих и предохранительных устройств,

экспертиза по установлению целого по частям,

экспертиза следов шин транспортных средств,

экспертиза узлов и петель,

экспертиза пломб.

Примерный перечень вопросов, которые могут быть поставлены на разрешение экспертов:

При назначении дактилоскопической экспертизы:

  • Имеются ли на представленных объектах следы папиллярных узоров пригодные для идентификации?
  • Оставлены ли следы папиллярных узоров конкретным лицом?

При этом необходимо учитывать следующее:

  • Объекты со следами папиллярных узоров необходимо упаковывать отдельно, избегая контакта поверхности с материалом упаковки.
  • Экспериментальные отпечатки на дактилоскопической карте подозреваемого должны быть не смазанными, полными.

При назначении экспертизы перчаток и их следов:

  • Перчаткой ли оставлены следы на представленном объекте?
  • Не оставлены ли следы представленной перчаткой?
  • Каков механизм образования следов перчаток (захват, касание и т.п.)?

При назначении экспертизы следов обуви:

  • Пригодны ли для идентификации следы, обнаруженные в ходе ОМП?
  • Не оставлены ли следы обувью, изъятой у подозреваемого?

В случае отсутствия обуви подозреваемого перед экспертом могут быть поставлены вопросы, связанные с установлением групповой принадлежности:

  • Мужской или женской обувью оставлены следы?
  • Обувью какого размера они образованы?

При этом необходимо учитывать следующее:

Перед тем, как изъять след обуви на месте происшествия, необходимо его сфотографировать по правилам масштабной съемки.

При назначении экспертизы следов зубов:

  • Оставлены ли следы, обнаруженные на месте происшествия, зубами человека?
  • Не оставлены ли следы зубами конкретного человека?

При этом необходимо учитывать следующее:

В зависимости от объекта, на котором оставлены следы зубов, следует принять необходимые меры для сохранности его внешнего вида. При отсутствии такой возможности необходимо сфотографировать следы зубов по правилам масштабной съемки.

При назначении экспертизы следов губ и иных участков головы (кожного покрова) человека:

  • Пригодны ли следы губ для идентификации?
  • Не оставлены ли следы губ конкретным человеком?

В случае отсутствия подозреваемого перед экспертом могут быть поставлены вопросы, связанные с установлением групповой принадлежности:

Имеются ли какие-либо особенности в строении губ, а также нет ли каких-нибудь приобретенных признаков (шрамов и т.п.)?

При этом необходимо учитывать следующее:

Обнаружение, фиксация и изъятие таких следов осуществляется по тем же принципам и правилам, что и потожировых следов.

При назначении экспертизы механических повреждений на одежде:

  • Имеются ли на представленных предметах одежды колото-резаные (резаные, рубленые и т.д.) повреждения?
  • Каков механизм образования повреждений на одежде? (под механизмом образования повреждений подразумевается расположение и направление воздействия орудия, что по единичным (однослойным) предметам одежды невозможно определить).
  • Образованы ли повреждения на одежде представленным ножом (топором, шилом и т.д.)?
  • Каким орудием образованы повреждения, имеющиеся на одежде? (поисковый вопрос – когда нет конкретного орудия).

При этом необходимо учитывать следующее:

  • Предметы одежды должны быть просушены. При упаковке непросушенных объектов может произойти видоизменение повреждений (образования плесени, слипание и высыхание ткани), в результате чего повреждения могут стать непригодными для решения поставленных вопросов.
  • Наряду с объектами исследования, необходимо предоставлять: заключение судебно-медицинской экспертизы по трупу (в полном объеме), выписки из истории болезни (по живым лицам) с характеристикой повреждений, заключение медико-криминалистической экспертизы повреждений кожных лоскутов.
  • В случае предоставлении ножа в постановлении необходимо указывать разрешение на видоизменение объекта.

При назначении экспертизы следов орудий и инструментов:

  • Не оставлены ли следы, обнаруженные на месте происшествия, орудием (инструментом), изъятым у подозреваемого?
  • Орудием какого вида оставлены следы?
  • Каков механизм образования следов?
  • Оставлены ли следы представленным орудием (инструментом)?

При этом необходимо учитывать следующее:

  • Если нельзя изъять объект со следами орудий и инструментов целиком, можно предоставить часть предмета с обнаруженными следами, предварительно сделав фотоснимки с масштабной линейкой.
  • Вместе с объектами исследования необходимо предоставлять протокол осмотра места происшествия и фототаблицу.

При назначении экспертизы замков:

  • Исправен ли представленный на исследование замок?
  • Если не исправен, то какова причина его неисправности?
  • Не открывали ли замок поддельным ключом, отмычкой либо другим предметом?
  • В каком состоянии – запертом или отпертом- поврежден замок?

При этом необходимо учитывать следующее:

  • Вместе с объектами исследования необходимо предоставлять протокол осмотра места происшествия и фототаблицу.
  • Не вводить ключи в замочную скважину, не разбирать короб замка.

При назначении экспертизы с целью установления целого по частям:

  • Составлял ли ранее объект, изъятый в ходе ОМП, и объект, изъятый (указать место обнаружения), единое целое?

При этом необходимо учитывать следующее:

  • Объекты исследования помещать в разные упаковки.
  • Если исследуемые фрагменты (веревки, проволоки и.т.д.) частично сняты с трупа, необходимо отметить концы, которые разделялись в момент осмотра места происшествия, а какие были свободными.

При назначении экспертизы следов шин транспортных средств:

  • Пригоден ли след, обнаруженный на месте происшествия, для идентификации транспортного средства?
  • Оставлен ли след, обнаруженный на месте происшествия (на одежде потерпевшего), представленным на исследование колесом?

При этом необходимо учитывать следующее:

  • По возможности предоставлять на исследование сам след (следы).
  • Сфотографировать след по правилам масштабной съемки до его изъятия.
  • Наряду с объектами исследования необходимо предоставлять протокол осмотра места происшествия и фототаблицу.

При назначении экспертизы узлов и петель:

  • К какому виду узлов относится исследуемы узел?
  • Обладал ли человек, завязавший узел (петлю), профессиональными навыками?
  • Не завязан ли узел подозреваемым?
  • Мог ли потерпевший сам завязать узел?
  • Одним ли способом завязаны узлы на разных представленных на исследование объектах (например, узел на веревке, изъятой на месте преступления, и узлы на предметах в доме подозреваемого)

При этом необходимо учитывать следующее:

  • обнаруженные на месте происшествия объекты с узлами необходимо зафиксировать: сначала сфотографировать узел на объекте, а затем – после снятия с него.
  • при изъятии завязанных веревок с трупов, объектов обстановки, необходимо маркировать и фиксировать разделенные (разрезанные) при снятии концы в том положении, в котором они были до разделения. Отсутствие такой фиксации может привести к невозможности решения вопроса о действительном способе завязывания и характере узлов (утрата элемента).
  • разрезать веревку необходимо на стороне, противоположной местонахождению узла.

При назначении экспертизы пломб:

  • Нарушалась ли пломба после первоначального опломбирования?
  • Каким способом нарушена пломба?
  • Одним ли пломбиром образованы оттиски на нескольких представленных пломбах?
  • Образованы ли оттиски на пломбе данным пломбиром?
  • Каким предметом повреждена пломба?

При этом необходимо учитывать следующее:

  • Наряду с объектами исследования необходимо предоставлять протокол осмотра места происшествия и фототаблицу.
  • В случае предоставления нескольких пломб, упаковывать их отдельно.
  • При снятии пломб с объектов исследования необходимо отмечать концы, которые были разделены в ходе осмотра места происшествия

    Трасологическое диагностическое исследование запорно-пломбировочных устройств (ЗПУ), защитных наклеек, поверительных клейм, используемых для инкассации, опломбирования складских и офисных помещений, огнетушителей, автотранспорта, маркировки приборов учета, оргтехники и др.

    Исследование включает в себя:

    • установление наличия или отсутствия следов постороннего воздействия;
    • повторного перевешивания и функциональных изменений ЗПУ;
    • установление нарушения конструктивной целостности ЗПУ;
    • установление изменений или подмены элементов ЗПУ;
    • видоизменение маркировочных обозначений на ЗПУ;
    • установление нарушения антимагнитных пломб (магнитных наклеек), и других самоклеящихся номерных пломб.

    На разрешения эксперта могут быть поставлены следующие вопросы:

    Имеются ли на представленном ЗПУ следы постороннего воздействия, не связаны ли данные следы с попыткой несанкционированного взлома (вскрытия) ЗПУ?

    Подвергалось ли представленное запорно-пломбировочное устройство взлому? Если да, то каким способом, при помощи каких инструментов и приспособлений?

    Нарушались ли поверительные клейма, гарантийные наклейки, голографические защитные наклейки предприятия-изготовителя?

    Имеются ли в электрическом счетчике следы постороннего механического воздействия (на детали, устройства, узлы)?

    Возможно ли вскрытие ЗПУ без нарушения его целостности? Возможно ли повторное навешивание ЗПУ после его вскрытия?

    Имеются ли на представленном ЗПУ следы, свидетельствующие о его повторном использовании?

    Имеются ли на представленном ЗПУ (его частях) следы, свидетельствующие о том, что оно в целом или его элементы были подменены после первоначального навешивания? Составляли ли ранее части не моноблочного ЗПУ один комплект? Составляли ли ранее представленные фрагменты единое целое – закрытое ЗПУ?

    Соответствует ли форма и содержание маркировочного обозначения, имеющегося на ЗПУ, форме и содержанию маркировочного обозначения на контрольных образцах ЗПУ или содержанию обозначения в сопроводительных и иных документах?

    Имеются ли на представленном ЗПУ следы, свидетельствующие о его установке (снятии) с нарушением установленных правил?

    Возможно ли получение доступа к опломбированному хранилищу (его содержимому), с использованием фактора неправильного опломбирования хранилища, конструктивных недостатков запорно-пломбировочного устройства или его повреждения?

    Трасологическое диагностическое исследование проточных магистральных фильтров для очистки воды.

    Исследование включает в себя:

    • установление наличия или отсутствия следов постороннего воздействия;
    • установление механизма образования повреждений;
    • установление возможных причин нарушения конструктивной целостности магистрального фильтра воды.

    На разрешения эксперта могут быть поставлены следующие вопросы:

    Имеются ли на представленном магистральном фильтре воды следы постороннего воздействия?

    Не связано ли разрушение целостности магистрального фильтра воды с неправильным монтажом?

    Какой механизм образования повреждений магистрального фильтра воды?

    Трасологическое диагностическое исследование замков.

    Для запирания различных помещений, сейфов, шкафов, ящиков столов и иного рода объектов используются различные механизмы и приспособления. Одним из наиболее распространенных средств запирания являются замки.

    Замок – это устройство, предназначенное для фиксации тех или иных преград, предотвращения проникновения в помещение, свободного доступа к материальным и иным ценностям; к каждому из них прилагаются штатные ключи.

    Эксперт-трасолог строит свои выводы на основе анализа следовой информации, отобразившейся на исследуемых объектах. Информация, на основе которой делаются выводы в отношении замков, как правило, представлена в виде наличия или отсутствия:

    • следов-отображений контактных частей предметов, воздействовавших на наружные поверхности замков и деталей запирающего механизма, как статического, так и динамического характера;
    • деформаций и поломок как корпуса замка, так и деталей его механизма;
    • нарушений взаимодействия деталей механизма;
    • положения деталей механизма в промежуточных (не фиксированных) положениях;
    • частей (деталей) механизма;
    • элементов, несвойственных данному механизму замка.

    На разрешения эксперта могут быть поставлены следующие вопросы:

    – в исправном ли состоянии находится замок?

    – не отпирался ли замок отмычками, подобранным или поддельным ключами?

    – не отпирался ли замок при помощи конкретного предмета (ключа, отмычкой, т.д.)?

    – каким способом отперт (взломан) замок?

    – в запертом или отпертом состоянии произведен взлом замка?

    В отдельных случаях в рамках экспертизы замков решаются вопросы в отношении способа изготовления ключей, а именно однородности следов механизмов, использовавшихся для изготовления штатного и исследуемого ключа: не изготовлены ли ключи, поступившие на исследование, при помощи одних и тех же механизмов (одних и тех же технологических процессов). При исследовании используется методика трасологического исследования следов производственных механизмов.

    При расследовании конкретных уголовных дел может возникнуть целый ряд других вопросов, постановку которых желательно согласовать с экспертами отдела. Телефон отдела – +7 (343) 350-60-61

    Источник:
    http://ural-sud-expert.ru/jekspertizy-i-issledovanija/trasologicheskaja/

    1. Назначение трасологической экспертизы.

    Трасологическая экспертиза – это процессуальное действие, проводимое по постановлению следователя экспертом и заключающееся в изучении с помощью специально разработанных методов исследования поверхностных или объемных следов с целью установления фактических обстоятельств, связанных с идентификацией объектов, оставивших эти следы на месте происшествия.

    Назначение трасологической экспертизы состоит из следующих элементов:

    – формирования задач исследования;

    – определения материалов дела, содержащих исходные данные для назначения данной экспертизы;

    – отбора объектов экспертизы;

    – составление постановления о назначении трасологической экспертизы.

    Задачи исследования определяются теми вопросами, которые будут поставлены на разрешение эксперта. Эти вопросы должны быть в пределах компетенции эксперта, не носить правовой характер, должны быть логически обоснованными и взаимосвязанными.

    Назначению трасологической экспертизы предшествует отбор необходимых объектов экспертизы, которые выполняют в материалах уголовного дела роль вещественных доказательств, подлежащих исследованию. Вещественные доказательства – носители определенной криминалистически значимой информации, которая может быть извлечена следователем или судом либо экспертом (если для этого необходимы специальные знания).

    Предоставляемые на экспертизу вещественные доказательства должны отвечать требованиям относимости и допустимости. Поскольку в материалах уголовного дела может содержаться необходимая для производства экспертизы информация, в частности, в протоколах осмотра места происшествия, допросов или иных следственных действий, то эти процессуальные документы предоставляются в распоряжение эксперта – по инициативе следователя или по ходатайству эксперта.

    В отдельных случаях на экспертизу представляются образцы для сравнительного исследования. Уже упоминалось, что в отличие от вещественных доказательств, образцы для сравнительного исследования не связаны с расследуемым событием и сами доказательствами не являются.

    По способу получения образцы для сравнительного исследования подразделяются на свободные, условно-свободные и экспериментальные.

    Помимо несомненности происхождения образцы должны быть надлежащего качества и получены в количестве, требуемом для производства данной экспертизы.

    Под надлежащим качеством понимается выражение образцами необходимых для целей экспертного исследования индивидуальных и групповых признаков того объекта от которого они получены.

    Количество образцов для сравнительного исследования должно быть таким, чтобы можно было сделать вывод о необходимости или случайности соответствующих признаков и их вариативности.

    Реализация этих требований к образцам для сравнительного исследования обеспечивается соответствующими тактическими приемами их получения. Так, условия получения образцов для сравнительного исследования должны максимально соответствовать условиям образования исследуемого объекта; желательно, чтобы образцы были получены на таком же материале, что и исследуемый объект, аналогичными орудиями и средствами и т. п [23] .

    В процессе предварительного расследования следователь (дознаватель) руководствуясь ст.195 (196) и 199 УПК РФ сразу же, как только возникает необходимость использования специальных знаний, назначает трасологическую экспертизу, о чем выносит мотивированное постановление, которое является процессуальный основанием для её производства. Постановление о назначении трасологической экспертизы состоит из трех частей: вводной, описательной и резолютивной.

    В вводной части постановления о назначении трасологической экспертизы отмечается место и дата составления; кем вынесено (должность следователя классный чин или звание, фамилия, инициалы следователя и уголовное дело по которому она назначена.

    Описательная часть содержит краткую фабулу дела, условия обнаружения, изъятия и хранения объектов исследования до момента назначения трасологической экспертизы, необходимые исходные данные, в связи с которыми возникла потребность в специальных криминалистических знаниях.

    В резолютивной части постановления о назначении трасологической экспертизы указывается адресат назначения экспертизы (экспертное учреждение или конкретный эксперт) и вопросы, подлежащие разрешению. В конце приводится четкий перечень представленных объектов и образцов (с указанием номеров упаковок и иных реквизитов).

    Далее разъясняется эксперту его права и обязанности, предусмотренные ст. 57 УПК РФ, и он предупреждается об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения, о чем имеется подпись следователя (дознавателя).

    Заканчивается постановление словами, что права и обязанности, предусмотренные ст. 57 УПК РФ, эксперту разъяснены и он предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения заверенная, удостоверенная подписью эксперта.

    Объектами трасологической экспертизы являются следы ступней ног и обуви, следы зубов, следы ног и копыт животных, следы орудий взлома и инструментов, следы транспортных средств, замки и запирающие устройства, пломбы и закрутки, изделия массового производства, узлов и петель.

    При направлении на исследование следов обуви могут бытъ поставлены следующие вопросы:

    1. Пригоден ли след обуви, изъятый с места происшествия, для идентификации обуви, ее оставившего?

    2. Если да, то не оставлен ли данный след обуви обувью, изъятой у подозреваемого?

    3. Обувью какого вида оставлены следы (сапоги, ботинки, спортивная обувь и т.п.)?

    4. Каков рост человека, оставившего след обуви?

    5. Каковы анатомические особенности человека, следы обуви которого обнаружены на месте происшествия?

    6. Не оставлены ли следы обувью, изъятой у конкретного лица?

    7. Не носило ли обувь, обнаруженную на месте происшествие, конкретное лицо и другие.

    По следам зубов экспертиза может решить:

    1. Зубами человека, животного или чем – либо иным оставлены следы на данном объекте?

    2. Каковы анатомические особенности зубного аппарата человека, оставившего следы?

    3. Данным ли человеком оставлены следы зубов на представленном объекте.

    Если оставлены следы животными, экспертизой устанавливается:

    1. Каким животным оставлены следы?

    2. Не оставлены ли следы данным животным?

    3. Оставлены ли следы ног (подков, копыт) одним и тем же животным или разными?

    При исследовании следов орудий взлома и инструментов эксперт решает:

    1. С какой стороны произведено повреждение?

    2. Каков механизм образования следов?

    3. К какому виду или типу относится орудие или инструмент, которым оставлены следы?

    4. Одним или несколькими орудиями образованы следы?

    5. Не образованы ли следы на разных объектах одним и тем же орудием (инструментом)?

    6. Не образованы ли следы представленным на экспертизу орудием?

    По следам транспортных средств экспертизой устанавливается:

    1. Каким типом и моделью транспортного средства, какими его частями оставлены следы?

    2. Одним или несколькими транспортными средствами оставлены следы?

    3. В каком направлении двигалось транспортное средство?

    4. Оставлены следы данным транспортным средством?

    5. Не является ли обнаруженный предмет частью данного транспортного средства?

    6. Каково было взаимное расположение транспортных средств в момент столкновения?

    При исследовании замков и запирающих устройств трасологической экспертизой можно установитъ:

    1. Исправен ли механизм замков?

    2. Имеются ли на замке следы, оставленные посторонним предметом?

    3. Можно ли открыть представленный замок отмычкой?

    4. Не данным ли орудием оставлены имеющиеся на замке следы и др.

    При исследовании пломб и закруток экспертиза может ответить:

    1. Вскрывалась ли пломба, и каким способом?

    2. Возможно ли извлечение проволоки из корпуса пломбы без оставления следов?

    3. Каково содержание цифровых и буквенных оттисков на пломбе?

    4. Обжималась ли пломба представленными пломбировочными тисками?

    5. Подвергалась ли раскрутке и повторному скручиванию закрутка?

    При экспертизе целого по частям устанавливается:

    1. Частью какого предмета является данный объект?

    2. Составляли ли ранее данные объекты одно целое?

    3. Не разделялся ли данный объект на части конкретным предметом?

    При исследовании изделий массового спроса обычно решаются вопросы:

    1. Не изготовлены ли изделия или полуфабрикаты, изъятые у конкретного лица, на определенном станке или с использованием конкретных деталей, пресс-форм, матриц и т.п.?

    2. Не изготовлено ли изделие, обнаруженное на месте происшествия и изъятое у подозреваемого на одном и том же устройстве?

    При исследовании узлов и петель трасологическая экспертиза устанавливает:

    1. К какому виду относятся узлы и петли?

    2. Являются ли узлы и петли профессиональными и если да, то для какой профессии характерны?

    Если на исследование направляются следы одежды, то наиболее часто перед экспертизой ставятся вопросы:

    1. Оставлены ли следы участками одежды конкретного лица?

    2. Каков механизм образования повреждений на одежде?

    3. Орудием какого вида образованы повреждения на одежде?

    4. Не образованы ли повреждения на одежде данным конкретным предметом?

    Далее подробно остановимся на трасологической экспертизе по следам обуви. На разрешение учебной трасологической экспертизы поставлены следующие вопросы:

    1. Пригоден ли для целей идентификации след обуви, обнаруженный на месте происшествия, с которого изготовлен гипсовый слепок?

    2. Если да, то не оставлен ли данный след обувью, изъятой при обыске у подозреваемого Иванова Петра Васильевича?

    Для решения данных вопросов в распоряжение эксперта направляются:

    1. Копия постановления о назначении трасологической экспертизы по следам обуви.

    2. След обуви, обнаруженный на месте происшествия, с которого изготовлен гипсовый слепок.

    3. Обувь, изъятая при обыске у подозреваемого Иванова Петра Васильевича.

    Данную трасологическую экспертизу по следам обуви студенты выполняют на лабораторно-практических занятиях.

    Источник:
    http://pravo.studio/kriminalisticheskaya-tehnika/naznachenie-trasologicheskoy-ekspertizyi-75298.html

    Порядок назначения трасологической экспертизы

    Точная стоимость зависит от конкретного случая. Оставьте заявку или уточняйте по телефону.

    Самыми распространенными, или одними из самых распространенных на сегодняшний день являются такие исследования, как трасологическая экспертиза дтп. Назначение трасологической экспертизы дтп состоит в том, чтобы точно разработать методику решения каждого конкретного случая, в котором требуется точно установить очередность и суть событий произошедших во время дорожно-транспортного происшествия.

    Проводятся такие исследования по инициации следственных органов, ГИБДД, пострадавших во время дорожно-транспортного происшествия пешеходов, их родственников, или владельцев автотранспортных средств, принимавших участие в случившемся.

    Причинами, по которым бывает нужно заказать и провести трасологическую независимую экспертизу, служат в частности следующие ситуации:

    • недостаточность сведений, имеющихся о произошедшем дорожно-транспортном происшествии;
    • нежелание страховых компаний признать факт неумышленного, со стороны владельца, повреждения имущества – и выплатить страховую сумму;
    • появление на следствии свидетелей, не присутствовавших на месте происшествия;
    • разногласия в показаниях свидетелей или участников дтп;
    • необходимость выявить виновников произошедшего дорожно-транспортного происшествия;
    • несоответствие между пунктами экспертного заключения, выданного первично проведенной трасологической экспертизой, или нарушение методики проводившими ее специалистами.

    Назначение трасологической экспертизы по тем или иным причинам влечет за собой работу трасологических экспертов, которые начинают ее с обозначения вопросов, в каждом конкретном случае являющихся наиболее важными для продвижения следствия. Для ответов на его вопросы, для создания схемы происшествия, доказательства фактов непредумышленного или, наоборот, предумышленного повреждения транспортных средств, выявления виновников случившегося. От правильно соблюдаемой методологии и точной формулировки вопросов зависит скорейшее получение результатов экспертизы, и их соответствие действительности.

    Последние несколько лет прекрасно справляется с такими задачами НП «Федерация Судебных Экспертов». Крупнейшая в России экспертная организация, успешно развивающаяся вот уже на протяжении шести лет, и ведущая активную экспертную деятельность во всех направлениях. Эта цифра оказывается очень маленькой, если обратить внимание на те успехи, которых наш экспертный и исследовательский институт достиг на данный момент. Сегодня назначение трасологической экспертизы в исполнении нашей организации – верный шаг на пути к установлению мельчайших деталей произошедших событий, и их точной последовательности.

    Сертифицированными работниками этого учреждения точно соблюдается вся необходимая методология постановки вопросов для подобных исследований, и их непосредственного проведения. С использованием всех современных достижений науки и техники, результаты подобных исследований, даже при малом количестве рассматриваемого материала, могут быть весьма впечатляющими. НП «Федерация Судебных Экспертов» сегодня располагает широкими возможностями. Это исследования от глубоких теоретических до практических молекулярных. Прибавляется к этому гигантская информационная база о прецедентах, объектах и материалах.

    Благодаря такому сочетанию факторов, назначение трасологической экспертизы в такой организации, как НП «Федерация Судебных Экспертов» помогает получить ответы в ситуациях, которые кажутся трудноразрешимыми для работников других экспертных учреждений, или служащих государственных структур. Не так уж редко обязанности по проведению экспертных работ передаются от одной организации к другой. В рассмотрении многих судебных процессов, уголовных, арбитражных или гражданских, обязанности провести сертифицированную экспертизу передаются авторитетным независимым учреждениям, тогда, когда с поставленной задачей не могут в полной мере справиться государственные следственные органы, другие независимые бюро или эксперты от страховых компаний.

    Если говорить об общих и основных целях таких исследований, то назначение трасологической экспертизы, как правило, состоит в том, чтобы была создана максимально, насколько этого требует каждое конкретное расследование, точная схема дорожно-транспортного происшествия. Путем правильного составления списка вопросов для проведения трасологической экспертизы, работники НП «Федерация Судебных Экспертов» облегчают и ускоряют достижение самого лучшего результата. Для этого могут рассматриваться любые следы или объекты на месте происшествия.

    Среди диагностических вопросов, которыми руководствуются в работе трасологические эксперты, основное внимание уделяется изучению оставленных следов. По ним сертифицированные специалисты могут определить траекторию движения транспортных средств или пешеходов. Выяснить скорость движения тех или иных объектов. Сообщить очередность произошедших событий и столкновений. В результате следствие или тот, кто захотел заказать трасологическую экспертизу, получают полную картину, или, говоря профессиональным языком, схему произошедшего дтп.

    Именно это помогает восстановить справедливость там, где кому-то был нанесен неправомерный ущерб. Или доказать необходимость получения страховых выплат от страховой компании. Вопросы, которые решает трасологическая экспертиза, могут быть самыми разными, например следующими:

    • какова была траектория движения транспортных средств и пешеходов до столкновения, в момент столкновения, и после него;
    • какова была скорость движения участников дтп;
    • каким образом столкнулись участники происшествия;
    • каким именно автомобилем были нанесены те или иные повреждения;
    • какие части кузова автомобилей были ударными в момент столкновения;
    • в какой последовательности происходили события, из которых состояло дорожно-транспортное происшествие;
    • сколько автомобилей, и каких марок, принимали участие в дтп;
    • какие факторы так повлияли на дорожное движение на изучаемом участке, что произошло дорожно-транспортное происшествие.

    Рассматриваются нашими экспертами в их работе и другие нюансы и детали дорожно-транспортных происшествий. Подробнее о том, когда и как происходит назначение трасологической экспертизы, вы сможете узнать, обратившись в компанию НП «Федерация Судебных Экспертов», и там же заказать проведение трасологической экспертизы.

    Источник:
    http://sud-expertiza.ru/naznachenie-trasologicheskoy-ekspertizy/

    Что такое трасологическая экспертиза?

    Трасологическая экспертиза – это процессуальное мероприятие, целью которого является изучение следов в разных ситуациях. Преимущественно ее проводят при дорожно-транспортных происшествиях (ДТП). Позволяет установить механизм образования следов, причинно-следственную связь, другие объективные обстоятельства.

    Особенности трасологической экспертизы

    Отождествлять трасологическую экспертизу исключительно с исследованиями при ДТП – означает существенно сузить ее понятие. Даже в этом случае проводимые работы будут только одним из видов автотехнических экспертиз. В этом случае исследования сопряжены с применением знаний из других сфер, например, автотехники.

    Многим знакомы эпизоды из приключенческих фильмов, когда следопыты или пограничники изучают оставленный след. Кстати, в последнем случае военнослужащие:

    1. По характерным признакам следа устанавливают реальное направление и тип движения, количество следуемых лиц, их рост, вес, другие особенности, включая всевозможные ухищрения;
    2. Фиксируют след, принимают меры к сохранению отпечатка в интересах судопроизводства.

    То есть, на месте пограничники проводят трасологическое исследование, а в последствии предъявляют органам дознания и правосудию вещественные доказательства. Например, след фиксируется с помощью гипса, фотодокументируется, тщательно описывается в процессуальных актах.

    Все то же самое, только другими методами, применяется, если требуется трасологическая экспертиза при ДТП:

    1. Установление возможного нарушителя, характера движения транспортного средства;
    2. Документирование, фиксация выявленных следов в интересах административного или уголовного производства.

    Виды трасологических экспертиз

    Кроме того, различают следующие виды трасологических экспертиз:

    • дактилоскопическая;
    • перчаток и их следов;
    • следов обуви, зубов, губ и других частей головы человека;
    • механический повреждений на одежде;
    • орудий, инструментов и оставленных ими следов;
    • закрывающих, предохраняющих механизмов, узлов и петель, пломб;
    • шин транспортных средств, следов ноги человека.

    То есть, трасологическая экспертиза изучает следы, которые оставлены на любой поверхности живыми организмами, включая человека, или инструментами, техническими приспособлениями. Как правило, проводится комплексно с другими видами исследований в интересах досудебного или судебного разбирательства.

    В каких случаях проводится трасологическая экспертиза?

    К трасологической экспертизе прибегают, если требуется:

    1. Определить источник какого-либо повреждения;
    2. Установить виновное лицо.

    Например, при ДТП нередко возникает спор как с другим участником происшествия, так и со страховой компанией, которая отказывается компенсировать затраты на ремонт. И участник, и страховщик высказывают сомнения относительно источника повреждения, по-своему определяют виновного человека. Сотрудники ГИБДД также могут неверно определить виновное лицо, а также другие важные обстоятельства ДТП.

    Аргумент в этом случае – заключение трасологической экспертизы. Ее выводы имеют важное значение как в спорах со страховой, так и с другими участниками ДТП.

    Вопросы, решаемые трасологической экспертизой в случае аварии:

    1. Каким транспортным средством (или чем-то другим) причинен ущерб его тип;
    2. Детали механических устройств, который контактировали во время столкновения;
    3. Автомобиль, его тип, марка, который оставил следы и осколки на дороге;
    4. Механика аварии и возникновения повреждений;
    5. Направление движения и скорость транспортных средств перед ДТП;
    6. Место участка дороги, на котором произошел момент столкновения.

    Список вопросов не полный. При проведении иных видов трасологической экспертизы, не связанной с ДТП, стороны будут интересовать другие вопросы. Но их направленность очень схожа с указанными выше.

    Как проводится трасологическая экспертиза?

    Методика трасологической экспертизы основана на исследовании отдельных фрагментов (например, ДТП) и их признаков. Порядок проведения следующий:

    1. Начальный этап, на котором предварительно изучаются обстоятельства происшествия и фрагменты;
    2. Первый этап – основное и детальное изучение фрагментов и обстоятельств;
    3. Второй этап – оценка данных, формирование промежуточных и окончательного вывода;
    4. Оформление заключения эксперта.

    Экспертиза может проводится на любом этапе рассмотрения происшествия. Обязательно соблюдается необходимая процедура – подача заявки, оповещение всех заинтересованных лиц, согласование даты проведения.

    На предварительном этапе выполняются фотоснимки, изучаются и фиксируются выявленные повреждения. Для транспортных средств нередко требуется частичная разборка, чтобы получить доступ к другим деталям, выявить скрытые дефекты.

    При формировании заключения к нему обязательно прикладываются все сделанные фотографии, схемы и другие первичные документы. Обязательно указываются все использованные измерительные приборы, номера их сертификатов.

    Допускается проведение трасологической экспертизы даже по фотографии. Но такое заключение воспринимается скептически, потому что оно не дает точных ответов. Поэтому не рекомендуется проводить ремонт автомобиля до того, как проведена экспертиза и не получена компенсация от страховой компании.

    Источник:
    http://ekspertizy.org/blog/trasologicheskaya-ekspertiza/