Как обогнать? Правила, положения, практика

Как обогнать? Правила, положения, практика

Обгон – где запрещен, а где нет?

Маневр обгона вызывает проблемы не только у начинающих водителей. К сожалению, неправильно выполненный обгон грозит тяжелыми последствиями. Наше интернет-издание напоминает вам, в каких ситуациях вы можете осуществлять обгон и когда это запрещено законом, а также какие штрафы грозят водителям за распространенные нарушения Правил дорожного движения, связанные с обгоном.

Обгон – одна из самых рискованных ситуаций на дороге, особенно если во время этого маневра вам необходимо выехать на полосу встречного движения. При выезде на встречку для обгона ваш автомобиль может стать угрозой для всех участников дорожного движения. Наиболее важным в этом случае является правильная оценка ситуации перед обгоном. Например, вы должны убедиться, что есть достаточно места для обгона, чтобы закончить его до участка дороги, на котором осуществлять обгон запрещено. Это необходимо, чтобы не создавать опасность на дороге.

Перед началом обгона водителям следует также проверить, не начал ли обгон впереди идущий автомобиль, а также не приступил ли водитель позади идущей машины к выполнению этого же маневра. В том числе перед началом обгона водители должны убедиться, достаточно ли видимости на дороге. Быстрая оценка расстояния, необходимого для обгона, требует, как правило, значительного опыта вождения.

Особенно в темное время суток или во время дождя или снегопада. Если вы движетесь со скоростью 110 км/ч, вам нужно примерно 340 метров, чтобы обогнать автомобиль, который едет со скоростью 100 км/ч. Вот почему на шоссе так тяжело обгонять грузовики, которые движутся достаточно быстро (примерно с той же скоростью, что и легковые автомобили). Из-за их размера для обгона требуется куда больше метров, чем при обгоне легкового автомобиля. В итоге многие неопытные водители недооценивают необходимое пространство, что часто приводит к плачевным событиям.

Давайте вспомним, что же такое обгон согласно Правилам дорожного движения:

«Обгон» – опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части)

(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.05.2010 № 316).

А вот что такое опережение:

«Опережение» – движение транспортного средства со скоростью, большей скорости попутного транспортного средства

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 10.05.2010 № 316).

Основные принципы, которые должен знать каждый водитель:

  • На перекрестке запрещается обгонять, если перекресток является регулируемым. На нерегулируемых перекрестках также запрещено осуществлять обгон, если движение осуществляется не по главной дороге.
  • Нельзя обгонять автотранспорт на пешеходном переходе, на ж/д переездах и ближе чем за 100 метров перед ними.
  • Обгон запрещен на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях.
  • Запрещается обгонять автомобиль, который движется впереди, если он производит обгон или объезд препятствия.
  • Если транспортное средство перед вами включило сигнал поворота налево, обгон также запрещен.
  • Также осуществление обгона запрещено, если следующий автомобиль за впереди идущей машиной начал обгон.
  • Обгон запрещен, если при его осуществлении будет создана опасность для движения и помеха обгоняемой машине.
  • Не обгоняйте при приближении к концу подъема, на опасных поворотах и на других участках дороги, где ограничена видимость.

По нашему мнению

Ситуация с аварийностью на дорогах оставляет желать лучшего. Власти за последние годы сделали многое, чтобы навести порядок на дорогах страны. К сожалению, этих мер недостаточно – количество аварий существенно не снизилось. Естественно, тут играет роль человеческий фактор. Все дело в том, что в нашей стране очень низкая культура вождения и чувство ответственности по отношению к окружающим.

Также наш простой русский авось часто приводит к глупым ДТП с тяжелыми последствиями. Так что не мешало бы многим автомобилистам перестать ругать государство за засилье камер ГИБДД на дороге, за увеличение административной ответственности по ряду нарушений ПДД, а в первую очередь посмотреть на себя со стороны. Может, чтобы навести порядок на дорогах, нужно в первую очередь перестать самим нарушать ПДД?

А теперь давайте рассмотрим наиболее распространенные вопросы, которые задают водители в Сети:

Можно ли обгонять грузовики в местах, где стоит знак «Обгон запрещен»?

В российском законодательстве нет запрета на обгон большегрузных автомобилей, грузовых автомобилей и другого транспорта, если это прямо не запрещено дорожной разметкой, дорожными знаками и другими пунктами ПДД. Но многие спрашивают, как быть, если по дороге, где запрещен обгон, едет грузовик или трактор на медленной скорости, собирая за собой целую вереницу транспорта.

Согласно ПДД, дорожный знак 3.20 «Обгон запрещен» говорит о том, что на участке дороги, где он установлен, запрещен обгон всех транспортных средств, кроме тихоходных транспортных средств, гужевых повозок, велосипедов, мопедов и двухколесных мотоциклов без бокового прицепа.

Что же такое тихоходное транспортное средство? Согласно ПДД, тихоходное транспортное средство – это механический транспорт, конструктивная скорость которого не превышает 30 км/ч. Тихоходные транспортные средства должны иметь специальный знак (равносторонний красный треугольник с желтой окантовкой). Так что, увидев грузовик или трактор с таким знаком, даже при наличии знака «Обгон запрещен» можете осуществлять обгон.

Если перед вами «тошнит» фура, грузовик и т. п., которые не относятся к тихоходным транспортным средствам, обгон можно осуществлять только в местах, где это разрешено разметкой и дорожными знаками.

Кстати, не забывайте, что если вы видите дорожный знак «Обгон запрещен» и сплошную линию разметки, обгонять тихоходное транспортное средство разрешено. Если знака нет, а есть сплошная линия разметки 1.1 или 1.11, обгонять тихохода запрещено.

Можно ли обгонять автомобили со спецсигналом?

Согласно пункту 3.2 ПДД РФ, водителям запрещается осуществлять обгон автотранспорта, который имеет на наружной поверхности кузова специальные цветографические схемы, а также включенный проблесковый маяк синего цвета и звуковой спецсигнал.

В том числе запрещен обгон автотранспорта, на который нанесены специальные цветографические схемы, с включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов и специальным звуковым сигналом, а также сопровождаемого им транспортного средства (сопровождаемых транспортных средств).

Обратите внимание: запрет на обгон спецтранспорта действует, только если действительно автомобиль имеет на кузове цветографические схемы, включен маяк и звуковой спецсигнал. Если, например, звукового сигнала нет, обгон разрешен.

Можно ли обгонять автомобиль с включенным синим спецсигналом, если на кузове отсутствуют специальные цветографические схемы? Да, в этом случае, согласно ПДД, обгон разрешен, так как этот автомобиль хоть и оснащен спецсигналом, спецтранспортом не является.

Также не забывайте, что обгон отличается от опережения. Так что опережать спецтранспорт, имеющий цветографические схемы, включенный маяк и звуковой сигнал, можно.

Что грозит за пересечение двойной сплошной линии на дороге при обгоне?

Очень часто водители нарушают действующую дорожную разметку на дороге, что приводит к авариям. Особенно остро стоит вопрос по поводу пересечения двойной сплошной, когда осуществляется обгон в неположенном месте, запрещенный ПДД.

Многие водители не только забывают о серьезной ответственности за этот вид нарушения, но и не осознают действительную опасность для всех участников дорожного движения. Не забывайте, что Правила дорожного движения, по сути, написаны кровью, а дорожная разметка на определенных участках дороги появилась не просто так.

Для начала давайте вспомним, что такое «двойная сплошная»:

Пересекать данную разметку строго запрещено!

Эта разметка разделяет транспортные потоки противоположных направлений на дорогах четырьмя и более полосами движения. Также двойная сплошная разметка наносится на дороги с двумя или тремя полосами движения – при ширине полос более 3,75 метров. То есть, двигаясь рядом с двойной сплошной, в случае ее пересечения вы выезжаете на встречную полосу движения, за что в российском законодательстве есть административная ответственность в соответствии с частью 4 статьи 12.15 КоАП РФ – штраф в размере 5000 рублей или лишение прав сроком от 4 до 6 месяцев.

Также в законодательстве есть ответственность за повторное нарушение, предусмотренная частью 5 статьи 12.154 КоАП РФ. В этом случае водителя лишат прав на 1 год. Правда, если данное нарушение было зафиксировано комплексом фото-, видеофиксации нарушений ПДД, водителю грозит штраф в размере 5000 рублей. Повторным нарушение считается в случае нарушения ПДД в течение года с момента последнего правонарушения.

Можно ли обгонять велосипедиста?

Напомним, что велосипед является транспортным средством, поэтому, обгоняя его, вы должны строго соблюдать действующие Правила дорожного движения. Соответственно, если при обгоне велосипедиста вы нарушите действующие ПДД, вас ждет административная ответственность. Например, если при обгоне велосипедиста вы пересечете двойную сплошную, вас привлекут по статье 12.15 КоАП РФ. Однако напомним, что в некоторых случаях вам разрешено обгонять велосипедиста даже в местах, где обгон запрещен. Тут действуют правила обгона тихоходного транспортного средства, которым является велосипед.

Обгон/опережение на перекрестке: когда можно?

Известно, что обгон на перекрестке запрещен. Также запрещено обгонять, если впереди идущий автомобиль включил сигнал поворота налево. Посмотрите на ситуацию на рисунке. Такой маневр синего автомобиля разрешен, поскольку это не считается обгоном (смотрите выше, что такое обгон). Этот пример показывает опережение автомобиля, который, включив поворотник налево, собирается повернуть. За маневр синей машины ответственности в законодательстве нет.

Источник:
http://1gai.ru/baza-znaniy/zakonodatelstvo/522764-kak-obognat-pravila-polozhenija-praktika.html

Выполнение обгона по правилам дорожного движения

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет о выполнении одного из самых опасных автомобильных маневров. Безусловно, именно таким маневром является обгон транспортного средства.

Для читателей, которые не следили за изменениями правил дорожного движения, напоминаю, что в 2020 году обгоном является только маневр, связанный с выездом на полосу встречного движения. Подробнее этот вопрос рассмотрен в статье “Обгон и опережение в обновленных правилах дорожного движения”.

Проблема выбора правильного места для обгона является весьма актуальной, поскольку неправильный обгон в настоящее время наказывается лишением прав. В этой статье будут рассмотрены правила дорожного движения, относящиеся к обгону, а также штрафы за неправильный обгон.

Для начала рассмотрим актуальное понятие “обгон” из пункта 1.2 ПДД:

Обгон” – опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).

Выполнение обгона по правилам дорожного движения

Выполнению обгона посвящена глава 11 правил дорожного движения. Разберем основные особенности этого маневра.

11.1. Прежде чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что полоса движения, на которую он собирается выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и в процессе обгона он не создаст опасности для движения и помех другим участникам дорожного движения.

Это требование весьма актуально, поскольку выезд на встречную полосу всегда связан с определенным риском. Перед выполнением обгона Вы должны убедиться, что Вы не создадите помех другим участникам движения.

Из этого пункта правил вытекает следующий вывод: если в процессе выполнения обгона произошло ДТП, то в нем всегда виноват тот водитель, который выполнял обгон. Единственным исключением из этого правила является пункт 11.3 правил:

11.3. Водителю обгоняемого транспортного средства запрещается препятствовать обгону посредством повышения скорости движения или иными действиями.

Очевидно, что если Вы хотите выполнить обгон, то не можете заранее убедиться в том, что водитель обгоняемого транспортного средства не будет препятствовать обгону. Согласитесь, на практике весьма не просто определить, что задумал водитель другого автомобиля.

Читайте также  Тест (основы безопасности жизнедеятельности) по теме: Тест по ПДД, Образовательная социальная сеть

Подчеркну, что во всех остальных случаях в ДТП виноват именно обгоняющий водитель.

При выполнении обгона водитель должен учитывать особенности, которые регламентируются пунктом 11.2 правил дорожного движения:

11.2. Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если:

  • транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия;
  • транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево;
  • следующее за ним транспортное средство начало обгон;
  • по завершении обгона он не сможет, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу.

Суть этого пункта сводится к тому, что обгон запрещается выполнять, если автомобиль сзади или спереди от Вас начал маневрировать. Т.е. если соседний автомобиль сам пытается выполнить обгон или поворот налево.

Этот же пункт правил запрещает выполнять обгон в тех случаях, когда скорость Вашего автомобиля для маневра недостаточна.

Например, если скорость обгоняемого автомобиля 85 км/ч, а скорость Вашего автомобиля 90 км/ч, то для выполнения обгона Вам понадобится 180 метров. При этом встречная полоса должна быть свободна на 360 метров (180 метров для Вас и 180 метров для встречного автомобиля), чтобы избежать столкновения.

В том случае, если Вы догоняете автомобиль достаточно медленно, от обгона стоит отказаться, т.к. при завершении маневрирования Вы создадите помехи либо обгоняемому, либо встречному автомобилю. Чуть ниже Вы узнаете, что наказание за подобный маневр весьма суровое.

При выполнении обгона также нужно учитывать требования пункта 9.1 1 ПДД, действующего с 12 июля 2017 года:

9.1 1 . На любых дорогах с двусторонним движением запрещается движение по полосе, предназначенной для встречного движения, если она отделена трамвайными путями, разделительной полосой, разметкой 1.1, 1.3 или разметкой 1.11, прерывистая линия которой расположена слева.

Этот пункт запрещает водителю находиться на встречной полосе, отделенной сплошной или двойной сплошной линией разметки. Таким образом, если в процессе обгона Вы видите, что прерывистая разметка заканчивается и начинается сплошная линия, то нужно немедленно отказаться от маневра и вернуться на попутную полосу движения.

Где запрещен обгон?

Рассмотрим, где запрещен обгон транспортных средств, подробнее:

11.4. Обгон запрещен:

  • на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной;
  • на пешеходных переходах;
  • на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними;
  • на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях;
  • в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью.

Обгон на перекрестке

Обгон запрещается на всех регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках, если Ваш автомобиль движется по дороге, не являющейся главной.

Рассмотрим единственную ситуацию при которой обгон на перекрестке разрешен:

1. Перекресток должен быть нерегулируемым;

2. Перед перекрестком должен быть установлен знак 2.1 без дополнительных табличек, либо знаки 2.3.1 – 2.3.7:

Т.е. главная дорога не должна менять направления на перекрестке. При этом следует иметь в виду, что обгону на перекрестке могут препятствовать и другие условия, например, главная дорога может иметь 4 полосы или более. В этом случае правила запрещают выполнять обгон (выезжать на встречную полосу).

Замечу, что теоретически можно попытаться выполнить обгон на главной дороге и в том случае, если дорога на перекрестке меняет направление. Однако при этом следует помнить, что на участках с ограниченной видимостью обгон запрещен.

На всех остальных перекрестках обгон запрещен вне зависимости от количества полос.

Обгон на пешеходном переходе

Обгон на пешеходном переходе запрещается во всех случаях (начиная с 29 ноября 2014 года).

Обгон на железнодорожном переезде

Обгоны на железнодорожном переезде были подробно рассмотрены в отдельной статье:

Обгон на мосту

Обгон на мосту, эстакаде или путепроводе в 2020 году запрещен правилами дорожного движения. То же самое касается и пространства под этими сооружениями, а также тоннелей.

Имейте в виду, что небольшие мосты могут быть построены таким образом, что заметить их издали совершенно невозможно. При этом если мост располагается в пределах населенного пункта, его границы не должны обозначаться специальными знаками, т.е. идентифицировать мост становится чрезвычайно сложно. Однако несмотря на трудности для водителей, обгон на таком мосту запрещен правилами дорожного движения.

Это еще раз подчеркивает тот факт, что выполнять обгон нужно предельно внимательно, учитывая все особенности сложившейся дорожной ситуации.

Обгон на опасном повороте

Обгон запрещен в конце подъема, на опасном повороте, а также на других участках с ограниченной видимостью.

Для того, чтобы определить наличие на дороге крутого подъема или опасного поворота, следует воспользоваться дорожными знаками 1.14, 1.11.1 и 1.11.2:

При этом важно учитывать, что обгон запрещен в конце любого подъема (т.е. подъем может не быть крутым), а также на любом участке дороги с ограниченной видимостью.

Понятие ограниченная видимость приводится в пункте 1.2 правил:

Ограниченная видимость” – видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами.

Очевидно, что самостоятельный поиск участков с ограниченной видимостью на дороге является задачей весьма непростой, т.к. это определение весьма расплывчато. Поэтому если у Вас есть хоть малейшее подозрение в том, что видимость на дороге ограниченная, рекомендую отказаться от маневра.

Штрафы за неправильный обгон в 2020 году

Слово обгон встречается в главе 12 кодекса об административных правонарушениях только один раз – в заголовке статьи 12.15. Т.е. наказания непосредственно за неправильный обгон КоАП не предусматривает.

Однако не стоит забывать, что выполнение любого обгона сопровождается выездом на полосу встречного движения, поэтому для наказания водителей могут применяться части 4 и 5 статьи 12.15:

4. Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, –

влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.

5. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, –

влечет лишение права управления транспортными средствами на срок один год, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи – наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.

Рассмотрим особенности этой статьи:

1. Действие части 4 статьи 12.15 распространяется на выезд в нарушение правил дорожного движения на полосу встречного движения. Т.е. лишением прав должен наказываться только выезд на встречную полосу там, где обгон запрещен.

Например, начало обгона на мосту, через сплошную линию разметки или на опасном повороте повлечет наказание по части 4 статьи 12.15 КоАП.

То же самое относится и к ситуации, когда автомобиль находится на встречной полосе слева от сплошной линии разметки.

Отмечу, что если Вы выехали на встречную полосу без нарушения правил и заметили, что впереди разметка становится сплошной, то лучшим решением будет отказаться от маневра и вернуться на попутную сторону движения через прерывистую разметку. Ведь за завершение обгона через сплошную возможно лишение прав:

Еще раз подчеркну, что начало обгона с нарушением любого пункта правил дорожного движения наказывается лишением прав.

Например, если водитель не убедился в том, что он не создаст помех другим транспортным средствам (пункт 11.1 правил), то он будет наказан лишением водительского удостоверения.

2. Часть 4 статьи 12.15 предусматривает наказание в виде штрафа (5 000 рублей). Довольно часто мне задают вопрос по поводу того, можно ли заменить лишение прав на денежный штраф.

В данном случае выбор наказания целиком зависит от судьи, который рассматривает дело по статье 12.15. Если есть смягчающие обстоятельства, а отягчающих обстоятельств нет, то наложение штрафа вместо лишения вполне возможно.

Кроме того, в случае автоматической фиксации нарушения лишение прав наложено быть не может. В данном случае речь идет о ситуации, когда нарушение фиксируется камерой наблюдения без непосредственного участия человека. В этом случае информацию о штрафе водитель получает по почте.

Не стоит путать этот случай с ситуацией, когда сотрудник ГИБДД фиксирует нарушение на камеру. При подобном развитии событий видеозапись используется в качестве дополнительного доказательства в суде при рассмотрении дела.

Источник:
http://pddmaster.ru/pdd/pravila-obgona.html

В каких случаях запрещен обгон?

Обгоном принято называть такой этап движения на дороге, когда одним автомобилем осуществляется опережение других транспортных средств. Для этого ему необходимо выехать на встречную полосу, а после вернуться на занимаемую им ранее зону. Обгон не может быть совершен без выезда на встречную полосу, а это делать можно только в установленных правилами дорожного движения ситуациях.

Интересно! Маневрировать на дорожном полотне разрешается при наличии на нем прерывистой осевой линии или комбинированной разметкой. Если же речь идет о трехполосной трассе, то если на ней есть прерывистые линии, совершать обгон могут водители обоих направлений.

Опережение автомобилей, связанное с выездом на встречную полосу, это всегда опасно, поэтому ПДД содержат в себе ряд ограничений. О каждом из них должен знать любой водитель, это помогает избежать аварийных ситуаций.

Важно! Если вы сами разбираете свой случай, связанный с обгоном, то вам следует помнить, что:

  • Все случаи, связанные с обгоном, уникальны и индивидуальны.
  • Понимание основ закона полезно, но не гарантирует достижения результата.
  • Возможность положительного исхода зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выполнить любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу.
  • Позвонить:
    • ☎ Федеральный номер: 8 (800) 500-27-29 доб. 844

Основные правила обгона, о которых важно знать

  1. Первым делом прежде, чем опередить автомобиль, водитель должен на 100% убедиться в том, что полоса, которую он планирует занять, свободна. Причем это должно быть расстояние, достаточное для обгона, в противном случае будут созданы потенциально опасные условия для движения. Помех другим участникам движения по дороге создаваться не должно. Простыми словами, нужно провести анализ — оценить скорость обгоняемого авто, скорость встречного движения, расстояние до машины, едущей навстречу. Немаловажным является и состояние дорожного покрытия, оно может быть сухим, влажным или скользким. И последнее, вспомните о реальных динамических возможностях собственного транспортного средства, а именно чуткость реакции на воздействие на педаль акселератора.
  2. Если впереди кто-то делает обгон, объезжает препятствие, то вам начинать опережение категорически запрещено. В каких случаях запрещен обгон, четко описано в Правилах дорожного движения, их должен знать каждый водитель.
  3. Если транспортное средство, движущееся в том же направлении, подало световой сигнал о намерении сделать поворот налево, то маневрирование в такой ситуации может быть опасным. Это правило действует независимо от намерений того, кто управляет транспортным средством впереди.
  4. Нарушением правил безопасности является намерение делать обгон в тот момент, когда движущаяся позади машина начала опережение. Любой водитель должен предупреждать о своих намерениях. Независимо от того, будет ли это полноценный обгон, объезд препятствия, поворот налево или разворот, он должен включить левый поворотник. Если вы находитесь спереди, то нужно выждать некоторое время, чтобы понять, можно ли начать обгон.
Читайте также  Возврат (возвращение) прав после лишения за пьянку

Внимание! Всегда помните, что в зеркале заднего вида картинка отображается наоборот. Неопытным водителям приходится привыкать к тому, что правый поворотник — это левый.

Часто бывает так, что даже там, где разрешен обгон, могут возникнуть опасные ситуации. Практика показывает, что благополучность маневра зависит не только от того, кто его совершает, но и от действий обгоняемого. Последний может, назло водителю сзади, нажать на педаль газа, чем создает действительно опасные условия для участников движения. На этот случай было специально разработано правило — водителю обгоняемого автомобиля нельзя препятствовать опережению увеличением скорости движения своей машины или какими-либо другими действиями. От него требуется снизить скорость движения, сместиться по возможности правее, не мешать совершать безопасный обгон.

Обстоятельства и места, где выезд на встречную полосу категорически запрещен

В каких местах запрещен обгон, можно понять по разметке на дорожном полотне, указательным знакам на обочине, руководствоваться всегда нужно ПДД.

  • Во-первых, запрет распространяется на ситуации, когда на дороге сплошная осевая разметочная линия. При таких обстоятельствах выезд на встречную полосу категорически запрещен.
  • Во-вторых, даже если осевая линия прерывистая или она вообще отсутствует, но по правую сторону дороги установлен знак с изображением двух автомобилей красного и черного цвета, обгон запрещен. Если разметка на дороге и дорожный знак противоречат друг другу, отдавать предпочтение нужно второму показателю (знаку). Однако не все знают, что даже при наличии указателя опережать мопеды, гужевые повозки, двухколесные мотоциклы и другие тихоходные транспортные средства, разрешается. При этом на них должен присутствовать опознавательный знак (красный треугольник, обрамленный в желтую рамку), свидетельствующий о неспособности быстро ехать. Если такого не имеется, то с какой бы скоростью не двигался автомобиль, обгонять его нельзя.

Что же касается конкретных мест, где запрещено опережение автомобилей с выездом навстречу другому автотранспорту, то правила дорожного движения имеют сведения и о них. Запретной зоной являются пешеходные переходы, мосты, путепроводы, эстакады, тоннели. Потенциально опасными являются попытки обогнать водителя в конце подъема, на крутых поворотах и других участках, где видимость ограничена. Это же можно сказать о железнодорожных переездах, причем речь идет о территории, расположенной на расстоянии минимум 100 м от них.

Водителям нельзя забывать и о том, что на регулируемых перекрестках совершать маневр нельзя, в том числе и на нерегулируемых пересечениях, особенно при условии нахождения на дороге, не являющейся главной. Правилами запрещено заниматься опережением в условиях движения повышенной интенсивности. При наличии препятствий на уклонах водитель транспортного средства, движущегося на спуск, должен уступить дорогу.

Внимание! Описанное выше правило действует при наличии специальных знаков, отражающих направление и градус наклона дороги.

Не стоит нарушать ПДД, потому что это «удовольствие» дорого стоит, а иногда может привести к трагическим последствиям. По состоянию на нынешний год размер штрафа достигает 5 тысяч рублей. В некоторых ситуациях предусматривается даже лишение прав на управление авто сроком на 4-6 месяцев.

Источник:
http://l-a-w.ru/auto/v-kakix-sluchayax-zapreshhen-obgon/

Разберемся, где запрещен обгон

Сложный и опасный маневр на дороге – это обгон. При выезде на встречную полосу водитель рискует жизнью. Под угрозой находятся пассажиры, автомобили, едущие навстречу и даже те, которых обгоняют. ПДД предусматривают ряд мест, где обгон категорически запрещен. И к нарушителям применяются довольно жесткие меры.

Обозначающие знаки

Выполнять обгон не допускается в зоне действия знака с изображением черного и красного автомобиля «Обгон запрещен», «Обгон грузовым автомобилям запрещен». Такие знаки устанавливают по ходу движения справа на высоте 1,5-4 м от дорожного покрытия, чтобы их было видно издалека. Знак повторяют после пересечения второстепенной и главной дороги.

Дорожный знак «Обгон запрещен» работает вместе с разметкой, которая не разрешает выезд на встречную полосу. Разметка может действовать отдельно от знака и наоборот.

Если знака нет, но есть сплошная линия, разделительная полоса, двойная сплошная или трамвайные пути, обгон тоже запрещен.

Знак действует от точки установки и дальше на отрезках дорог:

  • До знака «Конец зоны запрещения обгона» или «Конец зоны всех ограничений»;
  • До ближайшего перекрестка. При этом, въезд на прилегающую территорию перекрестком не считается;
  • До конца населенного пункта, если перекрестков нет;
  • На протяжении расстояния, указанного в пояснительной табличке под знаком «Обгон запрещен», если таковая была.

Также, пояснительная табличка может ограничивать действие знака в определенное время суток и по дням недели.

Места с запрещенным обгоном

ПДД в главе 11 информируют водителей о том, как нельзя обгонять и где именно. Единое правило — обгонять недопустимо если не видно встречную полосу или есть препятствия безопасному разъезду. На всех дорогах обгон запрещен:

  • Под запрещающий знак, сплошную разметку;
  • На подъеме;
  • На участках, где видимость в обе стороны закрывают какие-либо предметы, конструкции;
  • На ж/д переездах и ближе 100 м до них;
  • На изгибах дороги, в зоне опасных поворотов;
  • В тоннелях;
  • Под эстакадами, мостами, путепроводами и на них;
  • На пешеходных переходах;
  • На перекрестке со светофором, а также на нерегулируемом перекрестке по второстепенной дороге.

Кроме того, на загородных трассах могут быть знаки с табличками или щиты, предупреждающие о повышенной аварийности конкретного участка.

Обгонять нельзя, если:

  • На проезжей части колея, неровности, из под колес летят камни;
  • Есть опасность столкновений с пешеходами;
  • Дорога скользкая.

Возле школ, детских садов и поликлиник, автобусных остановок, массового скопления людей следует проезжать с осторожностью. Высока вероятность внезапного выхода пешеходов на дорогу, даже если пешеходного перехода нет.

Если разметка прерывистая, но висит знак «Обгон запрещен», водитель должен действовать по указаниям знака.

В случае ремонтных работ знак может временным. А временные знаки и разметка приоритетнее постоянных.

Особенности

Бывает, что дорожная полоса достаточно широкая, чтобы объехать транспортное средство без выезда на встречную. Такой маневр называют опережением, и он не нарушает правил. Чаще всего по одной полосе габариты позволяют совершить опережение двухколесного транспорта без колясок. К опережению относят объезд транспорта без выезда на встречку, если дорога многополосная в одном направлении. Но при этом опережать с правой стороны по обочине нельзя, т.к. запрещена езда по обочинам.

Обгон через сплошную

Обгонять через линию сплошной разметки можно на загородной дороге, но только тихоходное транспортное средство или гужевую повозку. Тихоход по конструкции не способен двигаться быстрее 30 км/ч. Такой транспорт должен обозначаться красным треугольником со светоотражающей каймой. Если автомобиль едет шагом по любым причинам, отличным от особенностей конструкции, обгонять его нельзя. Будь то трактор, бензовоз или КаМАЗ с арбузами. Однако, правила обязуют водителя не создавать пробку, остановиться на обочине и пропустить вереницу машин позади него.

Двойной обгон

К грубым нарушениям относится обгон «паровозиком» и двойной обгон. Это значит, что нельзя выезжать на встречную полосу, пока едущий впереди автомобиль уже начал обгон и не вернулся на свою полосу. В такой ситуации, водитель первого автомобиля ничего не нарушает, а следующие за ним – действуют вразрез с правилами. Сразу по двум пунктам главы 11 ПДД:

  • Водитель выехал на встречную, когда она занята обгоняющим автомобилем. А в п.11.1 сказано, что перед маневром водитель обязан убедиться, что полоса впереди свободна. При чем, полоса не просто занята, а из-за первой машины ситуацию впереди не видно;
  • Едущий впереди автомобиль включил левый поворот. По п.11.2. нельзя обгонять если автомобиль впереди дает сигнал поворота налево. Точно так же, нельзя начинать обгон, если едущее позади транспортное средство подает сигнал левого поворота. Водитель обязан пропустить обгоняющий автомобиль, подождать пока он завершит обгон и только после этого обгонять самому.

Недопустимы случаи, когда автомобиль совершает обгон, а его слева обгоняет ещё один автомобиль.

При двойном обгоне получается, что на встречной полосе одновременно и параллельно друг другу едут сразу две машины. При наличии встречного транспорта уходить от лобового столкновения просто некуда.

Обгон на пешеходном переходе

Правила предписывают на подъезде к пешеходному переходу снижать скорость, вплоть до полной остановки. Независимо от того, есть на нем пешеходы или нет. Обгон, равно как и опережение с любой стороны на пешеходном переходе недопустимы.

Штрафные санкции

По ч.4 ст. 12.15 КоАП РФ за выезд на полосу встречного движения там, где запрещено санкций всего две – штраф в размере 5000 руб. и лишение прав сроком до полугода. При повторном нарушении правил обгона в рамках одного года – лишают водительского удостоверения сроком на 12 месяцев.

Штраф возможен только если нарушение зафиксировала фотокамера. В таком случае уведомление придет водителю по почте. Если же за совершением обгона против правил водителя остановил инспектор ГИБДД, кроме лишения прав иной ответственности не предусмотрено. Но забрать права прямо на месте у водителя не могут. Меру пресечения устанавливает суд.

Если обгон был завершен правильно, но водитель не включал сигналы поворота в течение маневра, штраф в размере 500 руб. назначают по ст. 12.14. КоАП РФ.

Реальные примеры с комментариями

Несколько примеров из реальной практики, которые показывают, как обгоняют водители и к чему это приводит:

  1. Автомобиль едет за тентованной фурой по двухполосной загородной дороге с прерывистой разметкой. Водитель начинает обгон, но в середине маневра прерывистая становится сплошной. Автомобиль все таки обгоняет грузовик и становится на свою полосу. Чуть дальше его останавливает инспектор ДПС, оформляет протокол. Решением суда нарушителя лишают удостоверения на 4 месяца по ч.4 ст. 12.15 КоАП РФ. В такой ситуации не принимают объяснение: «Я не видел знака из-за тента». Водителю нужно было отказаться от обгона, снизить скорость и вернуться в свой ряд.
  2. Водитель видел впереди мост, начиная обгон. Но оценил расстояние, как достаточное, чтобы завершить маневр до начала ограничения. Однако, обгоняемый автомобиль набрал скорость, и водителю пришлось закончить обгон уже на мосту. Да, правилами запрещено препятствовать обгону увеличением скорости. Но доказать на суде невиновность не получится. Нарушение правил зафиксировала видеокамера и водителя, совершившего обгон, оштрафовали на 5000 руб.
  3. Водитель первого автомобиля подал сигнал левого поворота и пошел на обгон. За ним второй автомобиль показал левый поворот и выехал следом. Первый автомобиль завершил маневр, второй не успел, а по дороге едет встречная машина. Вернуться обратно на свою полосу невозможно, т.к. там уже есть третий автомобиль. Второй автомобиль вплотную прижимается к обгоняемому автомобилю. Тот, в свою очередь, уходит от бокового столкновения на обочину и останавливается. Своими действиями водитель второго автомобиля создает аварийную ситуацию, помеху движению и нарушает правила выезда на встречную полосу. Наказание — лишение права управления автомобилем на полгода.
  4. При плотном потоке транспорта, водитель пошел на обгон, не верно рассчитав расстояние до встречной машины. Обгоняемый автомобиль резко затормозил, собрав позади ДТП паровозом, а встречный, избегая столкновения, вылетел в кювет. Водитель встречной машины разбился насмерть. Водителя обгонявшей машины суд признал виновным в ДТП с тяжелыми последствиями и по ст. 264 УК РФ приговорил к 2 годам тюремного заключения с лишением прав на 3 года.
Читайте также  Неустойка по ОСАГО: расчет, калькулятор осаго, судебная практика

В результате каждого из перечисленных случаев могло произойти ДТП. А с учетом того, что обгон – это высокая скорость, 90% аварий заканчиваются фатально.

Подведем итоги

Чтобы обгон не нарушал правил и был безопасным, необходимо внимательно следить за разметкой и знаками на конкретном участке. Объективно оценивать дорожную ситуацию, расстояния и динамические способности своего автомобиля.

С особой осторожностью нужно обгонять транспортную колонну.

Для выполнения опасного маневра среди водителей уже давно существует золотое негласное правило: «Не уверен – не обгоняй!»

Вопросы, касающиеся прав автомобилистов, зачастую более важны, чем кажется на первый взгляд. Водитель может лишиться прав или понести другое суровое наказание из за незнания или неправильного трактования законов и правил. Не ленитесь глубоко погружаться в суть изучаемого вопроса, не стесняйтесь спросить совет у профессионалов.

Источник:
http://avtoproblema24.ru/pdd/zapreschen-obgon/

В каких ситуациях запрещен обгон

Обгон — самый опасный маневр на дороге. Он может привести к ДТП и стать причиной вреда здоровью или жизни человека. Поэтому выполнять обгон нужно строго по правилам, установленным ПДД, иначе грозит административная ответственность. Рассмотрим, где обгон запрещен и какой штраф ждет водителя за данное нарушение.

Что такое обгон?

Обгон — это опережение одного или нескольких автомобилей с выездом на встречную полосу. При этом водитель обязательно возвращается на исходную полосу или сторону проезжей части.

Ранее в ПДД обгоном считалось опережение только движующихся автомобилей. Сейчас трактовка изменилась, поэтому обгоном может считаться также объезд стоящей машины.

Обгон — это всегда выезд на встречную полосу движения. Но он разрешен только на участках трассы, где нет четкого запрета на пересечение. Например, двухполосная дорога без разделительной двойной сплошной линии.

Обгон — опережение на дороге одного или нескольких транспортных средств с выездом на «встречку».

Опережение и обгон: отличие

ПДД разграничивает обгон и опережение. Опережение — это движение с превышением скорости попутных машин в пределах своей полосы. Обгон же выполняется с выездом на «встречку» и обязательным возвращением на исходную полосу.

Еще одно отличие заключается в способе опережения. При обгоне он возможен только слева, а при опережении — как слева, так и справа. Кроме того, обгон как маневр строго ограничен ПДД и во многих случаях запрещен. А вот опережение можно совершать практически в любой ситуации. Единственное исключение — опережение нельзя осуществлять перед пешеходным переходом, если другой транспорт снизил скорость или остановился.

Опережение нельзя совершать с выездом на «встречку», иначе это считается обгоном.

Правила обгона

Перед началом маневра водитель должен убедиться, что полоса движения, куда он собирается перестроиться, свободна на достаточном для обгона расстоянии. Но главное — обгон не должен создавать опасности другим автомобилям (п. 11.1 ПДД).

Получается, что автомобилист перед началом маневра должен посмотреть в зеркала заднего вида и убедиться, что другие машины не начали выполнять обгон. Только после этого он вправе включить левый указатель поворота и начинать обгон.

Согласно п. 11.2 ПДД обгон запрещен, если движущееся впереди транспортное средство:

  • начало подавать знак левого поворота;
  • производит обгон или объезд препятствия.

Если движущийся позади автомобиль начал совершать обгон, маневр также запрещен.

Водителю, который совершает обгон, запрещено резко маневрировать и препятствовать движению других машин. Ему необходимо соблюдать безопасную дистанцию и скорость движения, возвращаясь на исходную полосу. Попросту, не «подрезать» другие авто. При этом водитель обгоняемого транспортного средства должен не мешать обгону. Например, резко повышать скорость.

Обгон запрещен, если водители впереди или сзади вас уже совершают такой маневр.

Типичные ситуации обгона картинка «Ситуации обгона»

Наиболее распространены три вида нарушения:

  1. Обгон через сплошную линию. Не имеет значения, стоит запрещающий знак обгона или нет — маневр совершать нельзя.
  2. Незаконченный маневр. Водитель пересекает одинарную или сдвоенную сплошную разделительную линию, выезжает на «встречку» и возвращается на свою полосу, не совершив опережение. Это тоже нарушение, за которое предусмотрен штраф или лишение водительских прав.
  3. Неоднократное нарушение. Водителя ждет лишение прав сроком на 1 год при повторе нарушения. То есть если в течение одного года после наказания за пересечение сплошной при обгоне будет новый случай.

Отметим один нюанс. Если повторное нарушение будет зафиксировано дорожной камерой, а не сотрудником ГИБДД «в живую», то последует штраф.

Двойной обгон

Понятие «двойной обгон» не предусмотрено ПДД. Но принято считать, что двойным обгоном считается:

  • обгон автомобиля, уже совершающего аналогичный маневр;
  • обгон машин за автотранспортом, который совершает такой же маневр.

Таким образом, обгонять автомобиль, уже приступивший к обгону или только начинающий выполнение маневра, запрещено.

Где запрещен обгон?

В соответствии со ст. 11.4 ПДД обгон запрещен на:

  1. железнодорожных переездах и за 100 метров до них;
  2. пешеходных переходах;
  3. регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых при движении автомобиля по второстепенной дороге;
  4. мостах, эстакадах, тоннелях, путепроводах и под ними;
  5. опасных участках или в зоне с плохой видимостью;
  6. участке дороги, где разделение между полосами обозначено сплошной линией.

Естественно, запрещено выполнять маневр в зоне действия знака «Обгон запрещен».

Формально существует понятие, как обгон справа. Но в действующем законодательстве этого термина нет, есть схожее понятие — объезд по обочине. Именно за это нарушение и грозит штраф в 1500 рублей (ст. 12.15 КоАП РФ).

Нарушения «обгон справа» не существует — санкции последуют за объезд по обочине.

Обгон запрещен: штраф

За нарушение правил обгона предусмотрена административная ответственность по ст. 12.15 КоАП РФ. Водителя ждет штраф в размере 5000 рублей или лишение права управления транспортным средством от 4 до 6 месяцев.

Штраф за обгон 5000 рублей.

Фиксация нарушения

Если незаконный маневр сняла камера фото или видеофиксации, то прав вас не лишат. За обгон назначат штраф и вышлют постановление с квитанцией по месту вашего жительства. В такой ситуации оспаривать наказание бессмысленно.

Когда нарушение фиксирует сотрудник ГИБДД, то лишить вас прав он не может. Зато это вправе сделать суд, который и будет рассматривать дело об административном правонарушении.

Источник:
http://yconsult.ru/avto/gde-zapreshhen-obgon/

Чем опережение отличается от обгона, когда оно запрещено и за что можно получить штраф

Недавно мы разобрались с тем, что такое обгон и в каких случаях он разрешен, а в каких запрещен. Сегодня мы прольем свет на другую ситуацию – опережение: для него ограничений в ПДД установлено меньше, но есть и важные нюансы. Более того, даже при опережении можно нарушить правила и получить штраф. Разбираемся во всем по порядку.

Определение опережения очень простое: это движение транспортного средства со скоростью, большей скорости попутного транспортного средства. Важнейшее отличие опережения от обгона состоит в том, что обгон – это опережение, связанное с выездом на встречную полосу, а простое опережение осуществляется без выезда на встречку.

Прямого запрета на опережение в конкретной ситуации в ПДД нет – то есть на опережение не распространяются запреты, действующие для обгона: опережать можно и на перекрестках, в тоннелях, на поворотах и так далее, поскольку водитель движется по своей полосе движения и нет риска появления на ней встречного автомобиля. Несомненно, помимо правил стоит учитывать и конкретные дорожные условия: к примеру, опасный поворот в условиях ограниченной видимости (туман, дождь, снег) или в гололед – не лучшее место для опережения, пусть оно и не противоречит правилам.

Однако в ПДД есть отдельный пункт 11.5, касающийся именно правил опережения: он гласит, что опережение транспортных средств при проезде пешеходных переходов осуществляется с учетом требований пункта 14.2 ПДД. Пункт 14.2, в свою очередь, устанавливает, что если перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось или снизило скорость транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущихся в том же направлении, также обязаны остановиться или снизить скорость, а продолжать движение разрешено, только пропустив пешеходов. Поэтому, даже двигаясь по своей полосе, нужно следить за дорожной обстановкой и помнить одно из ключевых правил: если автомобили впереди начали торможение, вы тоже должны замедлиться, чтобы понять, что происходит.

Когда-то в ПДД не было понятия «опережение», и это породило такое словосочетание, как «обгон справа», которое вдобавок обросло мифами. Имея в виду действующие правила, стоит понимать, что понятия «обгон справа» не существует, поскольку встречная полоса там располагаться не может, а соответствующий маневр называется «опережение справа». При этом прямого запрета на опережение справа в ПДД нет: если дорога имеет больше одной полосы движения в одном направлении, вы движетесь в левой полосе, и автомобиль перед вами начал замедляться (например, для поворота налево), то вы имеете полное право перестроиться в правую полосу и опередить его, соблюдая правила маневрирования. То же самое касается ситуаций, когда водитель в нарушение ПДД движется по левой полосе при свободной правой, а вы, совершая опережение, догнали его: в этой ситуации можно вернуться в положенный правый ряд, опередить попутную машину (без превышения скорости) и продолжить движение в правом ряду.

Однако есть и ситуации, в которых опережение справа будет незаконным: они связаны с выездом на обочину, велосипедные и пешеходные дорожки либо тротуары. Такой маневр хоть и является опережением, но фактически остается прежде всего нарушением ПДД.

Из рассказанного выше становится понятно, что нарушение правил опережения может спровоцировать несколько ситуаций, в который водитель получит штраф. Рассмотрим их по порядку.

Нарушение пункта 11.5 ПДД при проезде пешеходных переходов, когда водитель не замедляется вместе с попутными автомобилями, может закончиться для него не административным, а уголовным делом, если пешеход будет сбит. Но даже если этого не произойдет, водитель будет наказан по статье 12.8 КоАП за «невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу пешеходам, велосипедистам или иным участникам дорожного движения (за исключением водителей транспортных средств), пользующимся преимуществом в движении»: это влечет наложение административного штрафа в размере от 1 500 до 2 500 рублей.

Опережение справа, связанное с выездом на обочину, карается в соответствии с частью 1 статьи 12.15 КоАП: согласно ей «движение по обочинам влечет наложение административного штрафа в размере 1 500 рублей».

Если же водитель выполнит опережение справа с выездом на велосипедную или пешеходную дорожку либо тротуар, он будет наказан по части 2 той же статьи 12.15: «движение по велосипедным или пешеходным дорожкам либо тротуарам в нарушение ПДД влечет наложение административного штрафа в размере 2 000 рублей».

Источник:
http://www.kolesa.ru/article/chem-operezhenie-otlichaetsya-ot-obgona-kogda-ono-zapreshcheno-i-za-chto-mozhno-poluchit-shtraf