Иларионов В

Иларионов В.А. Экспертиза дорожно-транспортных происшествий: Учебник для вузов. – М.: Транспорт, 1989. С.3.

Такими элементами криминалистической характеристики являются:

• виды дорожно-транспортных происшествий;

• механизм дорожно-транспортного происшествия;

• момент возникновения опасной ситуации;

• психологическая характеристика участников ДТП;

Данные элементы дополняются традиционными элементами криминалистической характеристики, такими как:

• материальные следы преступления, механизм их образования, места обнаружения;

• способы совершения, сокрытия и причины ДТП. Для полноты ситуации элементы криминалистической характеристики необходимо рассматривать в совокупности с обстоятельствами, подлежащими установлению.

К обстоятельствам, подлежащим установлению при расследовании дорожно-транспортных происшествий относятся:

• время, место и характер события;

• дорожные и погодные условия;

• по чьей вине совершено ДТП;

• какие Правила дорожного движения нарушены:

• наличие причинной связи между нарушениями правил безопасности движения и эксплуатации транспорта и наступившими последствиями;

• сведения о технической исправности транспортного средства;

• обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности обвиняемого;

• характер и размер ущерба;

• обстоятельства, способствующие совершению преступления.

§ 2. ВИДЫ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ.

Этот элемент криминалистической характеристики дает общее представление о характере события.

По характеру события ДТП различают на следующие виды:

• столкновения (когда движущиеся транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог);

• опрокидывания (происшествие, при котором движущееся транспортное средство опрокинулось);

• наезды на неподвижное препятствие (когда транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет-опора моста, столб, дерево и т.д.);

• наезды на пешеходов (когда транспортное средство наехало на человека или он сам столкнулся с движущимся транспортным средством. К этому виду относятся также происшествия, при которых пешеходы пострадали от перевозимого транспортным средством груза или предмета-доски, бревна; кирпичи и т.д.);

• наезды на мотоциклиста, велосипедиста (когда транспортное средство наехало на мотоциклиста, либо велосипедиста или лица управляющие мотоциклом, велосипедом сами столкнулись с движущимся транспортным средством);

• прочие происшествия к которым можно отнести сход трамваев с рельсов, наезд на лиц, не являющихся участниками дорожного движения, выпадение пассажиров из движущегося транспортное средства и прочие происшествия, которые не вошли в вышеперечисленные’.

Внутри каждого из названных видов ДТП могут быть выделены несколько групп. Наиболее часто встречающиеся в практике расследования виды ДТП – наезды на пешехода и столкновения транспортных средств, могут быть представлены следующими группами:

‘ Коноплянко В.И., Рыжков С.В., Воробьев Ю.В. Основы управления автомобилем и безопасность движения. – М.: 1989. С.111.

Наезды на пешехода:

• наезд с ударом потерпевшего;

• наезд с отбрасыванием;

• наезд с ударом и протаскиванием;

• наезд с ударом и переездом колесами транспортного средства;

Наезды с ударом и отбрасыванием потерпевшего чаще всего встречаются при движении транспортного средства на больших скоростях,

Наезды с ударом и протаскиванием – при торможении автомобиля в начальный период и увеличении скорости в последующем.

Наезд с ударом и переездом – при невысоких скоростях движения автотранспорта.

Как видим, такое разграничение дает возможность более детально оценить действия водителя и приемы управления транспортным средством в предаварийный период.

Некоторые группы в свою очередь могут подразделяться на подгруппы. Например, столкновения могут быть встречными (лобовыми), попутными, либо боковыми. Попутные столкновения могут быть столкновениями двух транспортных средств или цепными столкновениями, в которых принимают участие более двух транспортных средств.

Криминалистическое значение правильного определения вида ДТП заключается в том, что это оказывает влияние на тактику проведения следственных действий и прежде всего па тактику осмотра места дорожно-транспортного происшествия. В зависимости от вида ДТП определенные обстоятельства автопроисшествия приобретают доминирующее либо факультативное значение.

Так, при наезде на пешехода в ходе осмотра места происшествия в обязательном порядке должно указываться расположение места первоначального контакта пешехода с транспортным средством (боковая левая, правая поверхность транспортного средства, передняя часть транспорта с указанием расстояния). Если наезд произошел в процессе торможения, то в протоколе осмотра места происшествия необходимо отразить, на каком метре следа торможения расположено место наезда. Кроме того, необходимо провести контрольное торможение транспортного средства в тех же условиях дорожной обстановки, при которых имело место ДТП.

При встречном столкновении необходимо зафиксировать, кто из водителей нарушил безопасный боковой интервал, то есть, кто вышел на полосу встречного движения.

Если имело место опрокидывание, по результатам осмотра места происшествия определяют радиус поворота дорожного полотна, давление в шинах, характер грунта и степень загруженности транспортного средства, а также расположение и способ крепления на грузовой платформе автомобиля, устанавливают степень износа рисунка протектора.

При движении задним ходом, определяют правильность регулировки зеркал заднего вида как в салоне (кабине) автомобиля, так и зеркал бокового обзора. Устанавливается, являются ли зеркала штатными, предназначены ли они для данного вида, модели транспортного средства. Определяются зоны видимости и “слепые” непросматриваемые зоны.

Таким образом, приведенные ситуации наглядно свидетельствуют, что установление вида ДТП определяет тактику осмотра места происшествия, влияет на качество проведения этого следственного действия.

§ 3. МЕХАНИЗМ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ.

Вскрыть причины и установить факты, способствующие возникновению и развитию ДТП, можно лишь путем детального исследования дорожной обстановки и ее изменений.

Механизм ДТП представляет собой процесс зарождения и развития транспортного происшествия. Все многообразие происшествий, которые случаются, и могут случиться на дороге, можно представить как процесс перехода безопасной дорожно-транспортной ситуации в опасную, а затем в аварийную при воздействии сопутствующих факторов.

При этом под безопасной дорожно-транспортной ситуацией следует считать такое состояние дорожной обстановки, при которой не возникает угрозы ни одному из участников движения. Опасной, когда в результате неправильных действий хотя бы одного из участников движения возникает реальная угроза ДТП, но при этом существует возможность его предотвращения. Соответственно аварийная ситуация – это опасная ситуация, при которой избежать происшествия невозможно. Сопутствующие факторы – это обстоятельства, влияющие на развитие дорожно-транспортной ситуации, которые либо облегчают, либо усугубляют последствия ДТП.

Анализируя безопасную дорожно-транспортную ситуацию можно установить предпосылки и непосредственную причину ДТП, а именно: какие Правила дорожного движения были нарушены, сделать предварительный вывод о техническом состоянии транспортного средства. Анализ аварийной дорожно-транспортной ситуации помогает получить информацию о применяемых водителем транспортного средства приемах управления, от которых зависит тяжесть ДТП, оценить соответствовали ли действия водителя в конкретной дорожной обстановке требованиям Правил дорожного движения. Роль сопутствующих факторов положительного и отрицательного характера заключается в том, что они также оказывают влияние на тактику следственных действий.

Так, если ДТП произошло в темное время суток, то в протоколе осмотра места происшествия обязательно отражается дальность видимости при ближнем и дальнем свете фар транспортного средства. Если ДТП имело место в неблагоприятных метеоусловиях (снегопад, дождь), обязательно фиксируется наличие и исправность стеклоочистителей.

Наибольшей информативностью в процессе развития ДТП характеризуется период с момента возникновения опасной ситуации и до момента наступления аварийной. Исключительная важность этого периода дает право рассматривать его как самостоятельный элемент криминалистической характеристики дорожно-транспортного происшествия.

§ 4. МОМЕНТ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОПАСНОЙ СИТУАЦИИ.

Для того чтобы объективно оценить действия водителя в предаварийный период – важно определить момент возникновения опасной ситуации.

Следователя, суд, адвоката всегда интересует вопрос: в какой именно момент для участника дорожного движения возникла опасность, когда он обязан, был принять меры к предотвращению аварии.

Юридический аспект момента возникновения опасной ситуации характеризуется таким критерием, как поведенческий, а для водителя транспортного средства, ещё технической возможностью транспортного средства. Результаты оценки этих критериев в их совокупности влекут наступление определенных юридических последствий. Они заключают в себе информацию, позволяющую судить о наличии вины конкретного участника ДТП.

Поскольку опасность движению возникает не вообще, а при конкретной совокупности обстоятельств, эта совокупность неповторима и у каждого ДТП своя. Аварийные ситуации многообразны, но опасность для движения есть объективная реальность и как таковая, она познаваема.

Так, по делам о наезде на пешехода в судебной и экспертной практике за момент возникновения опасной ситуации обычно принимают один из следующих:

1. Пересечение пешеходом какой-нибудь линии, условно принимаемой за границу опасной зоны.

Если пешеход движется справа налево (по отношению к автомобилю), то считают, что опасная ситуация возникла в момент пересечения им границы проезжей части, то есть края обочины или тротуара. При движении пешехода слева направо границей опасной зоны считают осевую линию.

2. Момент начала движения или изменения его темпа и направления.

Если пешеход стоял на проезжей части, а затем неожиданно пошел, принимают, что опасность возрастает в момент начала его движения. Если пешеход, находящийся на проезжей части, изменил скорость движения и направление движения (например, вначале двигался шагом, а затем побежал или сначала шел вдоль дороги, а потом внезапно метнулся в сторону), то считают, что опасная ситуация возникла в момент изменения пешеходом характера движения.

3. Появление пешехода в поле зрения водителя.

При движении пешехода в условиях ограниченной видимости или обзорности момент возникновения опасной ситуации чаще всего отождествляется с моментом появления пешехода в поле зрения водителя, то есть выхода из-за препятствия или в ночное время суток нахождение его в световом конусе фар автомобиля1.

Таким образом, момент возникновения опасной ситуации – это начало опасной ситуации, которая при отсутствии активных действий со стороны водителя перерастает в аварийную.

Отправной точкой момента возникновения опасной ситуации может явиться точка в пространстве, с которой водитель мог воспринимать источник опасности, или момент во времени, когда водитель мог и должен был воспринять симптомы источника опасности, сигнализирующие о принятии экстренных мер. Это своего рода начала формирования системы причинных связей среди элементов «водитель-автомобиль-дорога-пешеход».

Представляется, что структурно опасная ситуация имеет две составляющих, характеризующих конкретную дорожно-транспортную обстановку.

Объективная опасная ситуация возникает независимо от того, вос

Источник:
http://infopedia.su/10x31f7.html

Анализ проблем совершенствования автотехнических экспертиз дорожно-транспортных происшествий Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Скляров Николай Вячеславович

Проведен теоретический анализ проблем совершенствования автотехнических экспертиз .

Похожие книги на litres.ru

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Скляров Николай Вячеславович

ANALYSIS OF PROBLEMS OF ROAD TRAFFIC ACCIDENTS MOTOR-VEHICLE EXAMINATIONS IMPROVEMENT

The theoretical analysis of problems concerning motor-vehicle examinations improvement is conducted.

Текст научной работы на тему «Анализ проблем совершенствования автотехнических экспертиз дорожно-транспортных происшествий»

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АВТОТЕХНИЧЕСКИХ ЭКСПЕРТИЗ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ

Н.В. Скляров, доцент, к. т.н., ХНАДУ

Аннотация. Проведен теоретический анализ проблем совершенствования автотехнических экспертиз.

Читайте также  Какова зона действия знака Обгон запрещён на 2020 год?

Ключевые слова: ДТП, экспертиза.

АНАЛІЗ ПРОБЛЕМ ВДОСКОНАЛЕННЯ АВТОТЕХНІЧНИХ ЕКСПЕРТИЗ ДОРОЖНЬО-ТРАНСПОРТНИХ ПОДІЙ

М.В. Скляров, доцент, к.т.н., ХНАДУ

Анотація. Проведений теоретичний аналіз проблем вдосконалення автотехнічних експертиз.

Ключові слова: ДТП, експертиза.

ANALYSIS OF PROBLEMS OF ROAD TRAFFIC ACCIDENTS MOTOR-VEHICLE

N. Sklyarov, Associate Professor, Candidate of Technical Science, KhNAHU

Abstract. The theoretical analysis of problems concerning motor-vehicle examinations impravement is conducted.

Key words: RTA, examination.

Существующая тенденция роста дорожнотранспортных происшествий (ДТП) сохраняется ввиду объективных и субъективных причин. Расследованием ДТП занимаются правоохранительные и судебные инстанции, базирующиеся на результатах профильных экспертиз. Технические аспекты ДТП относятся к автотехнической экспертизе изучающей и анализирующей обстоятельства ДТП, выявляя механизм происшествия и его стадии, а также установление признаков и обстоятельств ДТП.

Автотехнические экспертизы выполняются на основе физических законов с учётом существующих методик исследования ДТП.

Вопросы исследований ДТП отражены в работах Иларионова, Байэтта, Уоттса, Суворова [1, 2, 3]. Однако в существующих публикациях практически отсутствуют исследования, учитывающие современный уровень оснащения автотранспортных средств (АТС) системами автоматизации управления движением.

Также зачастую приведенные методики позволяют исследовать процесс ДТП в случае экстренного торможения с полным использованием сил сцепления с дорогой, что недостаточно полно отражает реальную картину процессов торможения.

Кроме этого, существующее оборудование и методики использования следовой информации допускают высокую степень погрешности результатов.

В связи с изложенным возникает необходимость усовершенствования расследований ДТП и разработка современной методологии экспертно-аналитического анализа ДТП.

Цель и постановка задачи

Общей целью является оснащение эксперта-автотехника необходимыми современными средствами исследования ДТП.

В процессе исследования ДТП возникают проблемы, связанные с взаимным влиянием окружающей среды и её воздействием на объект исследования.

Поэтому необходимо определить следующие направления совершенствования методов выполнения экспертиз:

□ уточнение классификации видов ДТП и следовой информации;

□ анализ особенностей механизма ДТП с учетом дорожных условий и транспортного средства;

□ физическое моделирование вариантов ДТП по следовым данным с учётом особенностей современных конструкций АТС;

□ выбор математического описания и алгоритмы развития ДТП;

□ теоретические исследования процессов развития ДТП;

□ предложения к созданию программного обеспечения по экспертному изучению состоявшихся ДТП;

□ технические и нормативные предложения по предупреждению причин ДТП и снижению тяжести их последствий.

Экспертное исследование обстоятельств ДТП

При анализе исследуемого ДТП эксперт прежде всего определяет модель фактической ситуации. После этого моделируется безопасная ситуация и определяются несоответствия моделей, позволяющие установить причины ДТП.

Данные причины позволяют судить о процессе возникновения опасной ситуации для движения автотранспортных средств и пешеходов по полотну проезжей части дороги. Эти причины проясняют развитие процесса ДТП и дают возможность корректировать механизм ДТП.

В процессе моделирования эксперту необходимо получить ответы по задачам, сформулированным на схеме рис. 1.

В процессе прогнозирования и определения параметров ситуации ДТП основным источником является следовая информация структурно представленная на рис. 2.

В методике анализа деформированных элементов конструкции поврежденного автомобиля основной проблемой является определение энергообмена при ударе или столкновении, или наезде. Проблемным в данном случае является недостаточность информации о конструкции и особенностях её технологичности.

Кроме этого, к проблемам анализа ДТП следует отнести: необходимость учёта большого числа причинно-следственных связей; отсутствие данных о влиянии современных электронных систем управления движением автомобиля; отсутствие аналитических зависимостей между факторами влияния (причинами) и соответствующим следствием в случае разнородности факторов количественных и качественных.

Количественные величины зачастую представляют в лингвистической форме согласно теории нечётких множеств, предложенной Л. Заде.

При обработке результатов экспертного исследования используются:

□ логическое программирование, основанное на аппарате логики предикатов;

□ метод фазового интервала.

Соотношение проблем и методов обработки результатов исследования ДТП представлено в табл. 1.

Основные проблемы решения задач автотех-нической экспертизы обусловлены следующими причинами:

1. Для принятия объективного решения о причинах ДТП необходимо учитывать очень большое число факторов влияния. Кроме того, в большинстве ДТП одновременно действуют несколько видов причинно-следственных связей.

2. Отсутствуют аналитические зависимости между факторами влияния (причинами) и соответствующим следствием или существуют сложности при применении известных,

Рис. 1. Задачи, решаемые при анализе ДТП

Рис. 2. Структурная схема следовой информации на месте ДТП

Таблица 1 Соотношение проблем и методов исследования ЯШ

□ сбора и обработки статистической информации; + + □ □

□ пополнение базы знаний; + + □ □

□ обеспечение стойкости модели к факторам влияния; + + □ □

□ учет качественных параметров; + + + +

□ работы с нечеткими знаниями; + + + +

Примечания: А □ вероятностно-статистический подход; Б □ регрессионный анализ; В □ метод фазового интервала; Г □ логическое программирование; + (С) □ наличие (отсутствие) трудностей.

поскольку эти факторы разнородные по характеру: они могут быть количественными (скорость движения автомобиля, масса груза, давление в шинах), качественными (тип шин, вид и состояние дорожного покрытия). Информация о количественных величинах зачастую бывает представлена в лингвистической форме.

3. Основные трудности решения задачи оценки траектории движения автомобиля при торможении заключаются в том, что на данное время в теории автомобиля детально рассмотрено лишь случай экстренного торможения с полным использованием сил сцепления, тогда как достаточно большое количество ДТП происходит при служебном торможении.

В этих условиях становится очевидной актуальность проблемы построения методики и автоматизированной экспертной системы для оценки эксплуатационных тормозных свойств автомобиля в дорожных условиях.

Для улучшения условий работы эксперта-автотехника и повышения достоверности и

объективности результатов исследования ДТП необходимо:

□ совершенствование существующих методов исследования;

□ разработка и программное обеспечение типовых моделей стадий развития ДТП;

□ изучение и учёт влияния на ДТП современных средств активной безопасности.

1. Иларионов В.А. Экспертиза дорожнотранспортных происшествий: учебник

для ВУЗов / В.А. Иларионов. □ М.: Транспорт, 1989. □255с.

2. Суворов Ю.Б. Судебная дорожнотранспортная экспертиза / Ю.Б. Суворов.

□ М.: Экзамен, 2003. □208с.

3. Байэтт Р. Расследование дорожнотранспортных происшествий // Байэтт, Р. Уоттс; пер. с англ. □ М.: Транспорт, 1983.0288с.

Рецензент: В.П. Волков, профессор, д.т.н., ХНАДУ.

Источник:
http://cyberleninka.ru/article/n/analiz-problem-sovershenstvovaniya-avtotehnicheskih-ekspertiz-dorozhno-transportnyh-proisshestviy

Анализ проблем совершенствования автотехнических экспертиз дорожно-транспортных происшествий Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Скляров Николай Вячеславович

Проведен теоретический анализ проблем совершенствования автотехнических экспертиз .

Похожие книги на litres.ru

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Скляров Николай Вячеславович

ANALYSIS OF PROBLEMS OF ROAD TRAFFIC ACCIDENTS MOTOR-VEHICLE EXAMINATIONS IMPROVEMENT

The theoretical analysis of problems concerning motor-vehicle examinations improvement is conducted.

Текст научной работы на тему «Анализ проблем совершенствования автотехнических экспертиз дорожно-транспортных происшествий»

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АВТОТЕХНИЧЕСКИХ ЭКСПЕРТИЗ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ

Н.В. Скляров, доцент, к. т.н., ХНАДУ

Аннотация. Проведен теоретический анализ проблем совершенствования автотехнических экспертиз.

Ключевые слова: ДТП, экспертиза.

АНАЛІЗ ПРОБЛЕМ ВДОСКОНАЛЕННЯ АВТОТЕХНІЧНИХ ЕКСПЕРТИЗ ДОРОЖНЬО-ТРАНСПОРТНИХ ПОДІЙ

М.В. Скляров, доцент, к.т.н., ХНАДУ

Анотація. Проведений теоретичний аналіз проблем вдосконалення автотехнічних експертиз.

Ключові слова: ДТП, експертиза.

ANALYSIS OF PROBLEMS OF ROAD TRAFFIC ACCIDENTS MOTOR-VEHICLE

N. Sklyarov, Associate Professor, Candidate of Technical Science, KhNAHU

Abstract. The theoretical analysis of problems concerning motor-vehicle examinations impravement is conducted.

Key words: RTA, examination.

Существующая тенденция роста дорожнотранспортных происшествий (ДТП) сохраняется ввиду объективных и субъективных причин. Расследованием ДТП занимаются правоохранительные и судебные инстанции, базирующиеся на результатах профильных экспертиз. Технические аспекты ДТП относятся к автотехнической экспертизе изучающей и анализирующей обстоятельства ДТП, выявляя механизм происшествия и его стадии, а также установление признаков и обстоятельств ДТП.

Автотехнические экспертизы выполняются на основе физических законов с учётом существующих методик исследования ДТП.

Вопросы исследований ДТП отражены в работах Иларионова, Байэтта, Уоттса, Суворова [1, 2, 3]. Однако в существующих публикациях практически отсутствуют исследования, учитывающие современный уровень оснащения автотранспортных средств (АТС) системами автоматизации управления движением.

Также зачастую приведенные методики позволяют исследовать процесс ДТП в случае экстренного торможения с полным использованием сил сцепления с дорогой, что недостаточно полно отражает реальную картину процессов торможения.

Кроме этого, существующее оборудование и методики использования следовой информации допускают высокую степень погрешности результатов.

В связи с изложенным возникает необходимость усовершенствования расследований ДТП и разработка современной методологии экспертно-аналитического анализа ДТП.

Цель и постановка задачи

Общей целью является оснащение эксперта-автотехника необходимыми современными средствами исследования ДТП.

В процессе исследования ДТП возникают проблемы, связанные с взаимным влиянием окружающей среды и её воздействием на объект исследования.

Поэтому необходимо определить следующие направления совершенствования методов выполнения экспертиз:

□ уточнение классификации видов ДТП и следовой информации;

□ анализ особенностей механизма ДТП с учетом дорожных условий и транспортного средства;

□ физическое моделирование вариантов ДТП по следовым данным с учётом особенностей современных конструкций АТС;

□ выбор математического описания и алгоритмы развития ДТП;

□ теоретические исследования процессов развития ДТП;

□ предложения к созданию программного обеспечения по экспертному изучению состоявшихся ДТП;

□ технические и нормативные предложения по предупреждению причин ДТП и снижению тяжести их последствий.

Экспертное исследование обстоятельств ДТП

При анализе исследуемого ДТП эксперт прежде всего определяет модель фактической ситуации. После этого моделируется безопасная ситуация и определяются несоответствия моделей, позволяющие установить причины ДТП.

Данные причины позволяют судить о процессе возникновения опасной ситуации для движения автотранспортных средств и пешеходов по полотну проезжей части дороги. Эти причины проясняют развитие процесса ДТП и дают возможность корректировать механизм ДТП.

В процессе моделирования эксперту необходимо получить ответы по задачам, сформулированным на схеме рис. 1.

В процессе прогнозирования и определения параметров ситуации ДТП основным источником является следовая информация структурно представленная на рис. 2.

В методике анализа деформированных элементов конструкции поврежденного автомобиля основной проблемой является определение энергообмена при ударе или столкновении, или наезде. Проблемным в данном случае является недостаточность информации о конструкции и особенностях её технологичности.

Кроме этого, к проблемам анализа ДТП следует отнести: необходимость учёта большого числа причинно-следственных связей; отсутствие данных о влиянии современных электронных систем управления движением автомобиля; отсутствие аналитических зависимостей между факторами влияния (причинами) и соответствующим следствием в случае разнородности факторов количественных и качественных.

Количественные величины зачастую представляют в лингвистической форме согласно теории нечётких множеств, предложенной Л. Заде.

При обработке результатов экспертного исследования используются:

□ логическое программирование, основанное на аппарате логики предикатов;

□ метод фазового интервала.

Соотношение проблем и методов обработки результатов исследования ДТП представлено в табл. 1.

Основные проблемы решения задач автотех-нической экспертизы обусловлены следующими причинами:

1. Для принятия объективного решения о причинах ДТП необходимо учитывать очень большое число факторов влияния. Кроме того, в большинстве ДТП одновременно действуют несколько видов причинно-следственных связей.

Читайте также  Что такое ДТП, определение в ПДД: виды и классификация

2. Отсутствуют аналитические зависимости между факторами влияния (причинами) и соответствующим следствием или существуют сложности при применении известных,

Рис. 1. Задачи, решаемые при анализе ДТП

Рис. 2. Структурная схема следовой информации на месте ДТП

Таблица 1 Соотношение проблем и методов исследования ЯШ

□ сбора и обработки статистической информации; + + □ □

□ пополнение базы знаний; + + □ □

□ обеспечение стойкости модели к факторам влияния; + + □ □

□ учет качественных параметров; + + + +

□ работы с нечеткими знаниями; + + + +

Примечания: А □ вероятностно-статистический подход; Б □ регрессионный анализ; В □ метод фазового интервала; Г □ логическое программирование; + (С) □ наличие (отсутствие) трудностей.

поскольку эти факторы разнородные по характеру: они могут быть количественными (скорость движения автомобиля, масса груза, давление в шинах), качественными (тип шин, вид и состояние дорожного покрытия). Информация о количественных величинах зачастую бывает представлена в лингвистической форме.

3. Основные трудности решения задачи оценки траектории движения автомобиля при торможении заключаются в том, что на данное время в теории автомобиля детально рассмотрено лишь случай экстренного торможения с полным использованием сил сцепления, тогда как достаточно большое количество ДТП происходит при служебном торможении.

В этих условиях становится очевидной актуальность проблемы построения методики и автоматизированной экспертной системы для оценки эксплуатационных тормозных свойств автомобиля в дорожных условиях.

Для улучшения условий работы эксперта-автотехника и повышения достоверности и

объективности результатов исследования ДТП необходимо:

□ совершенствование существующих методов исследования;

□ разработка и программное обеспечение типовых моделей стадий развития ДТП;

□ изучение и учёт влияния на ДТП современных средств активной безопасности.

1. Иларионов В.А. Экспертиза дорожнотранспортных происшествий: учебник

для ВУЗов / В.А. Иларионов. □ М.: Транспорт, 1989. □255с.

2. Суворов Ю.Б. Судебная дорожнотранспортная экспертиза / Ю.Б. Суворов.

□ М.: Экзамен, 2003. □208с.

3. Байэтт Р. Расследование дорожнотранспортных происшествий // Байэтт, Р. Уоттс; пер. с англ. □ М.: Транспорт, 1983.0288с.

Рецензент: В.П. Волков, профессор, д.т.н., ХНАДУ.

Источник:
http://cyberleninka.ru/article/n/analiz-problem-sovershenstvovaniya-avtotehnicheskih-ekspertiz-dorozhno-transportnyh-proisshestviy

Анализ зависимости возраста и стажа водителя на безопасное управление автомобилем

Статья посвящена теме анализа зависимости возраста и стажа водителя на безопасное управление автомобилем.

Ключевые слова: дорожно-транспортное происшествие, водитель, стаж, возраст

K.R. Ryabokonenko,

Saratov state technical University

named after Y. A. Gagarin,

Saratov , Russia

The article is devoted to the topic of the impact of age and seniority driver in safe driving.

Key words: car accident, the driver, experience, age

Работу водителя всегда относят и относили к сложному виду человеческой деятельности. В связи с тем, что водитель управляет источником повышен­ной опасности, то его работу относят к особому виду деятельности с высокой степенью человеческого фактора. Особое внимание заслуживает факт, что безопасность дорожного движения может быть достигнута не каждым водителем, что объясняется не только квалификацией, но и индивидуальными особенно­стями каждого человека.

Таким образом, на безопасное управление источником повышенной опасности т.е автомобилем большое влияние оказывает влияние опыт работы, т.е стаж и возраст водителя. Как показал анализ ДТП, за последние 10 лет, чем больший стаж водителя, тем меньшее количество ДТП происходит с ним, но этот процесс не всегда равномерен. Чаще всего в ДТП попадают неопытные во­дители со стажем до 2 лет и водители со ста­жем 5±1 год. Но увеличение водительского стажа может и не привести к повышению надежности водителя, так как у водителя на ста­дии обучения могли сформироваться неверные навыки и ошибочные знания. Всяческие систематиче­ские ошибки и плюс завышенная самооценка своего мастерства могут водителя привести к плачевным последствиям. Поэтому нужно периодически проводить курсы повышения квалификации и привлекать для обучения опытных препо­давателей и специалистов.

По анализу статистических данных наибольшее количество аварий приходится на водителей со стажем до 2 лет, что связано с недостатком и нехватки профессиональных знаний, умений и навыков, а при стаже 5±1 год человек переоценивает свои возможности и осторожности снижается.

Статистика о ДТП показывает, что самые тяжелые ДТП с непоправимыми последствиями часто возникают именно у опытных води­телей, у которых стаж вождения большой. Чем больше водитель адаптирован к опасности, тем требуется большее ее внимание, чтобы водитель среагировал на нее, об этой психологической закономерности не допустимо, что об этом забывали опытные водители с большим стажем и опытом работы.

Возраст водите­ля наряду со стажем работы оказывает большое влияние на вероятность попадания в ДТП. Такая взаимосвязь видна не вооруженным глазом между возрастом и аварийно­стью, отмечают такую зависимость у водителей моложе 25 лет и у водителей старше 60 лет. На одном и том же уровне индивидуальная безопасность сохраняется у водителей от 25 до 60 лет. У водителей старше 60 лет необратимо преобладает возрастное сни­жение операторских способностей. Водители этой категории за счет на­копленных и сохраненных знаний, умений и опыта способны частично компенсировать это снижение, но сохранить свою защищенность при езде и быстром темпе движения на безопасном уровне становится все сложнее.

Следует отметить, что одинаковые навыки, которые со временем накапливаются в разных возрастных группах, могут оказывать неодинаковое влияние на поведение на дороге. Установлено, что при недостаточном опыте начинающие води­тели-новички в возрасте от 45 до 60 лет имеют низкий уровень аварийности по сравнению с младши­ми возрастными группами. Все это можно объяснить следующим: у них повышенное чувство ответственности, адек­ватный прогноз опасных ситуаций и менее рискованное управление автомобилем.

Выезд на полосу встречного движения, управление ТС в состоянии опьяне­ния, превышение установленной скорости, а также такие действия, как срезание кривых, движение в левом ряду при наличие свободного правого ряда, движение по встречной полосе и как следствие – заносы, съезд с проезжей части, опрокидывания и другое –эти нарушения совершают водители 18-30 лет. Это в основном объясняется стремлением к повышению скорости или к тем­пу движения, причем опасность в этих случаях нисколько недооце­нивается. Главными факторами, которые сопутствуют ДТП, по мнению водителей 18-30 лет, являются недостаточное владение навыками управления ТС, недооценка опасности, отвле­чение внимания, неверное мнение о состоянии дорожного движения.

Неопытный молодой водитель действует по методу проб и ошибок, тем самым как бы освобождает себя от ус­ловностей и общепринятых норм, при этом он исходит из своего опыта и своих критерий пра­вильного поведения на дороге, т.о , можно объяснить склонность молодых водителей к превыше­нию скорости, выезду на полосу встречного движения, управление ТС в состоянии опьянения. Склонность к рискованным и опасным поступкам у молодых водителей обусловлена увеличением показного бесстра­шия и одновременно недооценкой опасностей и ситуаций, которые существуют при дорожном движении. При этом молодой води­тель сравнивает себя с управляемым автомо­билем, а также представляет себе, что мощность управляемого им автомобиля это его собственная.

Для водителей 31-45 лет наиболее часто совершаемыми нарушениями являются: нарушение правил обгона и нарушение правил перестроения и другое. Факторы, которые способствуют ДТП, по мнению водителей данной группы, недооценка собственного неправильного поведения, а также помехи действиям, состояние дорожного движе­ния, ошибочный прогноз поведения других участников дорожного движения.

Для человека-водителя 46-60 лет – нару­шение требований сигналов светофора и нару­шение правил перестроения. Факторы, которые способ­ствуют ДТП, по их мнению – это помехи действиям, состояние дорож­ного движения, недооценка опасности и оши­бочный прогноз поведения других участников дорожного движения.

Для водителей старше 60 лет – наруше­ние правил проезда пешеходного перехода и не­правильный выбор дистанции между автомобилем, это можно объяснить тем, что у них ухудшились функции восприятия и ориентации.

Анализируя исследования водителей ТС о преимуществе молодых водите­лей (18-25 лет) перед водителями старшего возраста (55-60 лет) и наоборот, можно сказать, что первые считают, что у вторых много недостатков, а именно более слабое зрении и слух, меньший уровень знаний. Но водители старшего возраста выделяют следующие преимущества: сдержанность, а также спокой­ствие, уравновешенность, вежливость, – они предпо­читают умеренное и не торопливое вождение, тем самым такое вождение не создает конфликтов, или их становится мень­ше. Проблема молодых водителей – это более высо­кий интеллект в отношении технических зна­ний об автомобильном транспорте.

Исследования показывают, что среднее коли­чество аварий с увеличением возраста водите­лей уменьшается, это объясняется заменой юно­шеской эмоциональности и взбалмашенности чувством ответственности и сдержанности в более старшем возрасте.

Хочется отметить, что на этапе подготовки или переподготов­ки водителей, каждый учиться умению правильно и вовремя делать анализ и понимать информацию о дороге.

Психологические установки и личностные качества, имеющие свои неповторимые осо­бенности в каждой возрастной группе – все это влияет на поведение водителей в дорожной ситуации и является важным фактором при безопасном вождении, но не следует забывать и об операторских способностях.

В Канаде для водителей старше 60 лет читают курсы. Главная цель этого повышение безопасно­го управления автомобилем. На занятиях води­телям разъясняют об их возрастных изменени­ях, о том какие ситуации на дорогах лучше избегать, затрагивают тему об управлении автомобилем в темное время суток, а также прием каких медицинских препа­ратов оказывает влияние на операторские спо­собности.

Разделение водителей на различные категории в зависимости от уровня водительского опыта, стажа и возраста создает условия риска и по­следствий ненадежного поведения в сложных ситуациях

Для снижения уровня аварийности в России необходимо учитывать положительный опыт стран, у которых низкий уровень аварийности: Канады, Австралии, Новой Зеландии и других. На основе анализа данной информации предлагается внедрить систему «ступенчатых води­тельских прав», которая в свою очередь учитывает как стаж, так и воз­раст. Для водителей-новичков должны вводиться опреде­ленные ограничения на управления транспортным средством, в том числе и запрет на езду в темное время суток и в сложных погодных ус­ловиях, ограничение езды на скоростных маги­стралях. Контролировать данный процесс поможет спутниковая система ГЛОНАС, так как в ней есть система слежения. Для водителей самых первых ступе­ней обучения запрет на управле­ние общественным транспортом. В такой системе необходимо предусмотреть переход на ступень выше, только после того как водитель наберется опыта и пройдет дополнительное обучение с периодичной пе­реэкзаменовкой. Следовательно, овладев умениями и знаниями и доказав это, водитель требует снять огр аничения на управление транспортным средст­вом. Система должна работать также и в обратном направлении – при грубом нарушении ПДД водитель должен переходить на низшие ступени или более жесткое наказа­ние – лишение водительских прав [1].

Таким образом, анализ аварийности показал прямую зависимость возраста и стажа водителя на безопасное управление автомобилем, однако можно влиять за счет внедрения системы «ступенчатых води­тельских прав».

Читайте также  Можно ли продать автомобиль находящийся в кредите в 2020 году?

Библиографический список

1. Железнов. Е. И. «Актуальные проблемы граждан­ской ответственности водителей как способ повышения безопасности дорожного движения» / Волгоградский институт бизнеса. – Волгоград, 2011.-С. 108-110.

2. Рябчинский А.И. «Динамика автомобиля и БДД». – Москва, 2002. – С. 25-30.

3. Илларионов В.А. «Экспертиза ДТП». – Москва Транспорт, 1989. – С. 44-54.

ИСТОЧНИК: Логистика – евразийский мост : материалы 10-й Междунар. научн.-практ. конф. (14-16 мая 2015 г., г.Красноярск); Краснояр. гос. аграрн. ун-т, – Красноярск, 2015. – 582 с. – с. 537-541

Источник:
http://www.sitebs.ru/blogs/24174.html

Методические рекомендации по изучению дисциплины Экспертиза ДТП

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова

Факультет металлургии машиностроения и транспорта

Кафедра Транспортной техники и логистики

ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Для студентов специальности 050901« Организация перевозок и управление движением транспорте».

Методические рекомендации по изучению дисциплины
Дорожная полиция и Экспертиза ДТП

Тема 1. Введение.

1.1 Цели и задачи курса.

1.2 Служебное расследование.

1.3 Судебная экспертиза ДТП.

Илларионов дорожно-транспортных происшествий. Стр4-12

Тема 2. Организация экспертизы.

1.1 Компетенция, права и обязанности судебного эксперта.

1.2 Компетенция, права и обязанности служебного эксперта.

Илларионов дорожно-транспортных происшествий. Стр12-25

Тема 3. Производство экспертизы.

1.1 Исходные материалы для экспертизы.

1.2 Участие специалиста – автотехника в следственных действиях.

1.3 Этапы экспертизы.

Илларионов дорожно-транспортных происшествий. Стр26-38

Тема 4. Расчет движения автомобиля.

1.1Равномерное движение, торможение двигателем и движение накатом.

1.2Торможение при постоянном коэффициенте сцепления.

1.3Торможение при переменном коэффициенте сцепления.

Илларионов дорожно-транспортных происшествий. Стр37-48

Тема 5. Расчет движения пешехода при наезде автомобиля.

1.1 Параметры движения пешехода.

1.2 Безопасные скорости движения автомобиля и пешехода.

Илларионов дорожно-транспортных происшествий. Стр50-68

Тема 6. Методики анализа наезда автомобиля на пешехода, велосипедиста или мотоциклиста.

1.1 Классификация наезда на пешехода.

1.2 Общая методика экспертного исследования.

1.3 Наезда на пешехода при неограниченной видимости и обзорности.

1.4 Наезда на пешехода при обзорности, ограниченной неподвижным препятствием.

Илларионов дорожно-транспортных происшествий. Стр68-98

Тема 7. Методика анализа маневра автомобиля.

1.1 Критические скорости автомобиля.

1.2 Виды маневров.

Илларионов дорожно-транспортных происшествий. Стр98-126

Тема 8. Методика анализа наезда на неподвижное препятствие и столкновение автомобилей.

1.1 Основные положения теории удара.

1.2 Наезд на неподвижное препятствие.

Илларионов дорожно-транспортных происшествий. Стр127-145

Тема 9. Экспертное исследование транспортных средств.

1.1 Экспертиза технического состояния.

1.2 Цель экспертного исследования транспортного средства.

1.3 Последовательность действий при экспертизе технического состояния автомобиля.

Илларионов дорожно-транспортных происшествий. Стр145-151

Тема 10. Автоматизация и механизация труда эксперта – автотехника.

Илларионов дорожно-транспортных происшествий. Стр151-156

Тема 11 Технические средства автоматизации и механизации автотехнической экспертизы.

1.1Производство экспертизы с использованием ЭЦВМ.

1.2Производство экспертизы с использованием АВМ.

Илларионов дорожно-транспортных происшествий. Стр151-168

1.Илларионов дорожно-транспортных происшествий. – М. Транспорт 1с. ил.

2. Кременц дорожно-транспортных происшествий – М. Транспорт 1с. ил.

3 Дьяков движения автомобилей ночью. – М. Транспорт с. ил.

4 Краткий автомобильный справочник НИИАТ. – М. Транспорт с. ил

5.Техническая эксплуатация автомобилей: Учебник для ВУЗов / Под ред. – М. Транспорт 1с. ил.

6 Вороский движения автомобильного транспорта – Ленинград: Лениздат. 19с. ил.

Источник:
http://pandia.ru/text/79/480/50133.php

Анализ проблем совершенствования автотехнических экспертиз дорожно-транспортных происшествий Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Скляров Николай Вячеславович

Проведен теоретический анализ проблем совершенствования автотехнических экспертиз .

Похожие книги на litres.ru

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Скляров Николай Вячеславович

ANALYSIS OF PROBLEMS OF ROAD TRAFFIC ACCIDENTS MOTOR-VEHICLE EXAMINATIONS IMPROVEMENT

The theoretical analysis of problems concerning motor-vehicle examinations improvement is conducted.

Текст научной работы на тему «Анализ проблем совершенствования автотехнических экспертиз дорожно-транспортных происшествий»

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АВТОТЕХНИЧЕСКИХ ЭКСПЕРТИЗ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ

Н.В. Скляров, доцент, к. т.н., ХНАДУ

Аннотация. Проведен теоретический анализ проблем совершенствования автотехнических экспертиз.

Ключевые слова: ДТП, экспертиза.

АНАЛІЗ ПРОБЛЕМ ВДОСКОНАЛЕННЯ АВТОТЕХНІЧНИХ ЕКСПЕРТИЗ ДОРОЖНЬО-ТРАНСПОРТНИХ ПОДІЙ

М.В. Скляров, доцент, к.т.н., ХНАДУ

Анотація. Проведений теоретичний аналіз проблем вдосконалення автотехнічних експертиз.

Ключові слова: ДТП, експертиза.

ANALYSIS OF PROBLEMS OF ROAD TRAFFIC ACCIDENTS MOTOR-VEHICLE

N. Sklyarov, Associate Professor, Candidate of Technical Science, KhNAHU

Abstract. The theoretical analysis of problems concerning motor-vehicle examinations impravement is conducted.

Key words: RTA, examination.

Существующая тенденция роста дорожнотранспортных происшествий (ДТП) сохраняется ввиду объективных и субъективных причин. Расследованием ДТП занимаются правоохранительные и судебные инстанции, базирующиеся на результатах профильных экспертиз. Технические аспекты ДТП относятся к автотехнической экспертизе изучающей и анализирующей обстоятельства ДТП, выявляя механизм происшествия и его стадии, а также установление признаков и обстоятельств ДТП.

Автотехнические экспертизы выполняются на основе физических законов с учётом существующих методик исследования ДТП.

Вопросы исследований ДТП отражены в работах Иларионова, Байэтта, Уоттса, Суворова [1, 2, 3]. Однако в существующих публикациях практически отсутствуют исследования, учитывающие современный уровень оснащения автотранспортных средств (АТС) системами автоматизации управления движением.

Также зачастую приведенные методики позволяют исследовать процесс ДТП в случае экстренного торможения с полным использованием сил сцепления с дорогой, что недостаточно полно отражает реальную картину процессов торможения.

Кроме этого, существующее оборудование и методики использования следовой информации допускают высокую степень погрешности результатов.

В связи с изложенным возникает необходимость усовершенствования расследований ДТП и разработка современной методологии экспертно-аналитического анализа ДТП.

Цель и постановка задачи

Общей целью является оснащение эксперта-автотехника необходимыми современными средствами исследования ДТП.

В процессе исследования ДТП возникают проблемы, связанные с взаимным влиянием окружающей среды и её воздействием на объект исследования.

Поэтому необходимо определить следующие направления совершенствования методов выполнения экспертиз:

□ уточнение классификации видов ДТП и следовой информации;

□ анализ особенностей механизма ДТП с учетом дорожных условий и транспортного средства;

□ физическое моделирование вариантов ДТП по следовым данным с учётом особенностей современных конструкций АТС;

□ выбор математического описания и алгоритмы развития ДТП;

□ теоретические исследования процессов развития ДТП;

□ предложения к созданию программного обеспечения по экспертному изучению состоявшихся ДТП;

□ технические и нормативные предложения по предупреждению причин ДТП и снижению тяжести их последствий.

Экспертное исследование обстоятельств ДТП

При анализе исследуемого ДТП эксперт прежде всего определяет модель фактической ситуации. После этого моделируется безопасная ситуация и определяются несоответствия моделей, позволяющие установить причины ДТП.

Данные причины позволяют судить о процессе возникновения опасной ситуации для движения автотранспортных средств и пешеходов по полотну проезжей части дороги. Эти причины проясняют развитие процесса ДТП и дают возможность корректировать механизм ДТП.

В процессе моделирования эксперту необходимо получить ответы по задачам, сформулированным на схеме рис. 1.

В процессе прогнозирования и определения параметров ситуации ДТП основным источником является следовая информация структурно представленная на рис. 2.

В методике анализа деформированных элементов конструкции поврежденного автомобиля основной проблемой является определение энергообмена при ударе или столкновении, или наезде. Проблемным в данном случае является недостаточность информации о конструкции и особенностях её технологичности.

Кроме этого, к проблемам анализа ДТП следует отнести: необходимость учёта большого числа причинно-следственных связей; отсутствие данных о влиянии современных электронных систем управления движением автомобиля; отсутствие аналитических зависимостей между факторами влияния (причинами) и соответствующим следствием в случае разнородности факторов количественных и качественных.

Количественные величины зачастую представляют в лингвистической форме согласно теории нечётких множеств, предложенной Л. Заде.

При обработке результатов экспертного исследования используются:

□ логическое программирование, основанное на аппарате логики предикатов;

□ метод фазового интервала.

Соотношение проблем и методов обработки результатов исследования ДТП представлено в табл. 1.

Основные проблемы решения задач автотех-нической экспертизы обусловлены следующими причинами:

1. Для принятия объективного решения о причинах ДТП необходимо учитывать очень большое число факторов влияния. Кроме того, в большинстве ДТП одновременно действуют несколько видов причинно-следственных связей.

2. Отсутствуют аналитические зависимости между факторами влияния (причинами) и соответствующим следствием или существуют сложности при применении известных,

Рис. 1. Задачи, решаемые при анализе ДТП

Рис. 2. Структурная схема следовой информации на месте ДТП

Таблица 1 Соотношение проблем и методов исследования ЯШ

□ сбора и обработки статистической информации; + + □ □

□ пополнение базы знаний; + + □ □

□ обеспечение стойкости модели к факторам влияния; + + □ □

□ учет качественных параметров; + + + +

□ работы с нечеткими знаниями; + + + +

Примечания: А □ вероятностно-статистический подход; Б □ регрессионный анализ; В □ метод фазового интервала; Г □ логическое программирование; + (С) □ наличие (отсутствие) трудностей.

поскольку эти факторы разнородные по характеру: они могут быть количественными (скорость движения автомобиля, масса груза, давление в шинах), качественными (тип шин, вид и состояние дорожного покрытия). Информация о количественных величинах зачастую бывает представлена в лингвистической форме.

3. Основные трудности решения задачи оценки траектории движения автомобиля при торможении заключаются в том, что на данное время в теории автомобиля детально рассмотрено лишь случай экстренного торможения с полным использованием сил сцепления, тогда как достаточно большое количество ДТП происходит при служебном торможении.

В этих условиях становится очевидной актуальность проблемы построения методики и автоматизированной экспертной системы для оценки эксплуатационных тормозных свойств автомобиля в дорожных условиях.

Для улучшения условий работы эксперта-автотехника и повышения достоверности и

объективности результатов исследования ДТП необходимо:

□ совершенствование существующих методов исследования;

□ разработка и программное обеспечение типовых моделей стадий развития ДТП;

□ изучение и учёт влияния на ДТП современных средств активной безопасности.

1. Иларионов В.А. Экспертиза дорожнотранспортных происшествий: учебник

для ВУЗов / В.А. Иларионов. □ М.: Транспорт, 1989. □255с.

2. Суворов Ю.Б. Судебная дорожнотранспортная экспертиза / Ю.Б. Суворов.

□ М.: Экзамен, 2003. □208с.

3. Байэтт Р. Расследование дорожнотранспортных происшествий // Байэтт, Р. Уоттс; пер. с англ. □ М.: Транспорт, 1983.0288с.

Рецензент: В.П. Волков, профессор, д.т.н., ХНАДУ.

Источник:
http://cyberleninka.ru/article/n/analiz-problem-sovershenstvovaniya-avtotehnicheskih-ekspertiz-dorozhno-transportnyh-proisshestviy