Агрегаторы такси уравняют в ответственности с перевозчиками

Агрегаторы такси уравняют в ответственности с перевозчиками

Группа депутатов и сенаторов во главе с вице-спикером Совета Федерации и секретарем генсовета «Единой России» Андреем Турчаком внесла в Госдуму в среду, 18 декабря, законопроект о госрегулировании такси. В конце прошлого года Госдума приняла в первом чтении другой законопроект, регулирующий таксомоторные перевозки, и последний год участники рынка и законодатели обсуждали, как необходимо поправить документ ко второму чтению. Например, летом глава комитета Госдумы по транспорту и строительству Евгений Москвичев предложил ввести ограничения для служб заказа такси: они должны быть только российским юрлицом с российским капиталом, и не могут быть филиалом какой-то иностранной компании. Идею резко осудили представители иностранного агрегатора Gett.

Чем новый законопроект отличается от предыдущего и почему отказались от идеи его доработки, разбирался РБК.

Что предложили авторы нового проекта

  • Разрешение на осуществление перевозок легковым такси смогут получать не только юрлица и индивидуальные предприниматели, как сейчас, но и самозанятые граждане.
  • Не допускается управление легковым такси на основании иностранных или международных водительских удостоверений.
  • Водитель такси должен пройти аттестацию на знание улично-дорожной сети субъекта России, выдавшего ему разрешение на перевозку пассажиров. Он сможет проходить предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр дистанционно с помощью телемедицины.
  • Легковое такси должно иметь на боковых поверхностях кузова цветографическую схему («шашечки»), оранжевый фонарь на крыше, а цвет кузова должен соответствовать установленной гамме, если подобное требование существует в конкретном регионе.
  • В каждом субъекте местным законом может устанавливаться максимальное количество легковых такси, но оно не может быть меньше 30 автомобилей на 1 тыс. жителей региона. Если количество поданных заявлений на выдачу разрешений превысит максимальный показатель, разрешения будут разыгрывать на аукционе.
  • В России будут вести реестр такси и служб заказа такси — агрегаторов.
  • Службы заказа такси будут нести солидарную ответственность за действия ИП и самозанятых, оказывающих услуги такси-перевозок.
  • Служба заказа обязана один раз в сутки через личный кабинет передавать данные о местоположениях и маршрутах следования такси уполномоченному на это региональному органу.
  • Агрегаторы будут обязаны ежедневно проверять актуальность документов у перевозчиков. Штраф для юридических лиц за передачу заказа водителям без разрешения составит 100–200 тыс. руб., при повторном нарушении 200–500 тыс. руб.

Зачем нужны изменения

Законопроект необходим для введения агрегаторов такси в правовое поле, пояснил РБК Андрей Турчак. «Службы заказа легкового такси, так называемые агрегаторы, теперь контролируют рынок таксомоторных перевозок более чем на 60%. Они стали известными брендами, которые вызывают доверие у людей, но при этом практически не несут ответственности за безопасность пассажира во время поездки», — объяснил он.

Российские права у иностранных таксистов должны служить гарантией того, что выданное удостоверение действительно соответствует квалификации водителя, это положительно скажется на уровне безопасности. Для перехода на российские удостоверения предусмотрена отсрочка в три года.

Введение солидарной ответственности за вред, причиненный здоровью пассажира или его багажу, авторы законопроекта объяснили тем, что ИП и самозанятые в отличие от таксопарков не всегда могут самостоятельно компенсировать ущерб. Если пассажир воспользуется через агрегатор их услугами, то в случае инцидента он сможет выбрать, с кого требовать компенсацию — с предпринимателя, онлайн-сервиса или обоих одновременно. Максимальный размер выплаты составит не более 2 млн руб.

Один из авторов проекта, сенатор Людмила Бокова отметила, что был проанализирован опыт «ведущих мировых столиц, развивающих сервисы такси» и сделан вывод, что в городах «с максимальной плотностью населения» насыщенность автомобилями варьируется от 12 до 15 машин на тысячу жителей. В России в некоторых регионах число выданных разрешений приближается к 10 автомобилям на тысячу жителей, а предложенный в проекте показатель в 30 разрешений «позволит учесть тенденции по легализации рынка и его росту в ближайшие несколько лет».

В середине 2018 года свой проект регулирования такси в Госдуму внесли депутаты Вячеслав Лысаков, Евгений Москвичев и др. Документ предлагал обязать такси иметь «шашечки» и оранжевый фонарь, записывать информацию о каждом заказе в специальный журнал и хранить 6 месяцев, а водителей — проходить предрейсовый медосмотр. Агрегаторам предлагалось запретить выдавать заказы таксистам, не имеющим разрешения. Как сообщалось в пояснительной записке, недобросовестные агрегаторы могут передавать заказы лицам, не имеющим разрешения, чем способствуют формированию теневого сектора и не несут ответственности за организацию услуг ненадлежащего качества и наступление общественно опасных последствий.

Требования планировали ужесточить ко второму чтению, но против оказались участники рынка и администрация президента. В отзыве ее правового управления говорилось, что документ не обеспечит безаварийное движение на дорогах и соблюдение ПДД, однако ограничит работу агрегаторов и перевозчиков, что приведет к повышению стоимости услуг.

Как к новому проекту отнеслись участники рынка

Представители агрегаторов сообщили, что новый законопроект с ними не обсуждался, и в нем «за редким исключением» не учтены поправки, которые они вносили в рамках рабочих групп, созданных для обсуждения проекта регулирования такси, внесенного в Госдуму полтора года назад. По словам Людмилы Боковой, в законопроекте есть часть предложений, которые обсуждались в рабочей группе по направлению «Нормативное регулирование» нацпрограммы «Цифровая экономика» при фонде «Сколково». «Мы также планируем учитывать мнение рабочей группы при обсуждении законопроекта», — добавила она.

Пресс-секретарь сервиса «Максим» Павел Стенников сказал РБК, что новый законопроект «все так же неприменим к современной цифровой отрасли», поскольку «его правовые нормы идут вразрез с развитием отечественной таксомоторной отрасли, а также с государственной политикой развития цифровой экономики в стране». Например, по его словам, медосмотр или телемедицина не гарантирует, что водитель не употребит опьяняющие вещества после процедуры. «Водители на 99,99% не усматривают проблем в осмотре, но игнорируют его ввиду затруднений по ресурсам и времени. Никто из водителей не будет ради 5–7 заказов в сутки, которые позволяют заработать в среднем 1 тыс. руб. (за исключением Москвы), тратить 240 руб. на осмотры», — заключил он.

Председатель Общественного совета по развитию такси Ирина Зарипова рада появлению в законопроекте пункта об ответственности агрегаторов, но считает, что она должна распространяться и на перевозки, которые осуществляют таксопарки. «На таксопарках лежат не только большие затраты по содержанию штата водителей, обеспечению технического и медицинского контроля, амортизации автомобилей и в целом большее количество проверок официальными органами, но и полная ответственность в аварийном случае», — отметила Зарипова.

По мнению представителя ГК «Везет» Зои Австрийской, новый документ больше отражает современные потребности отрасли, чем предыдущий. По ее словам, законопроект вряд ли сделает деятельность перевозчиков и агрегаторов проще, но в компании надеются, что профессиональное сообщество привлекут к работе над документом. Представители Gett в России и «Ситимобил» сообщили, что пока изучают проект. Представитель «Яндекс.Такси» не ответил на вопросы РБК.

Источник:
http://www.rbc.ru/technology_and_media/18/12/2019/5df9b00d9a7947deb2294c7c

Агрегаторы такси предложили исключить госрегулирование тарифов

Лента новостей

Все новости »

Крупнейшие онлайн-сервисы по заказу такси подготовили ряд поправок в законопроект о регулировании деятельности отрасли. Они касаются тарифов, цифровых технологий и работы самозанятых водителей

Фото: Александр Щербак/ТАСС

Обновлено в 18:39

Представители агрегаторов «Везет», Gett, «Яндекс.Такси», «Ситимобил» и «Максим» подготовили поправки к законопроекту о регулировании деятельности такси, сообщает агентство «Прайм» со ссылкой на РИА Новости.

Среди основных требований онлайн-сервисов — исключение возможности госвмешательства в формирование цены за проезд в такси. Кроме того, компании предлагают прописать в законе допуск до перевозок самозанятых водителей и использование цифровых технологий, в частности таких, как дистанционные медосмотры, новые цифровые форматы технического осмотра ТС и электронные путевые листы. Ситуацию комментирует директор по корпоративным отношениям и связям с госорганами группы компаний «Яндекс.Такси» Антон Петраков.

Антон Петраков директор по корпоративным отношениям и связям с госорганами группы компаний «Яндекс.Такси» «У нас в стране много водителей, которые работают как индивидуальные предприниматели либо как самозанятые. Последних уже несколько сотен тысяч. Мы предлагаем разрешить им получать разрешение на перевозку пассажиров и приравнять их в возможностях и ответственности к индивидуальным предпринимателям. Самозанятые таксисты самостоятельно платят налоги и полностью отвечают за свою работу. Это особенно важно в кризис, когда люди подрабатывают в такси. Новый закон предлагает устанавливать тахографы для контроля за состоянием водителя. Мы считаем, что более эффективно было бы расширить список технологических средств. Уже сейчас есть программы в телефонах водителей, специальные камеры и другие устройства, которые контролируют скорость, манеру вождения и внимание таксиста. Обсуждается также введение квот или ограничение количества разрешений, выдаваемых для работы в такси в том или ином регионе. Это крайне плохо скажется на качестве услуг такси. Такси становится дорогим, приезжает долго, а количество нелегального сегмента растет. Точно так же, если ввести регулирование цен, никакого гибкого саморегулирования не будет. Стоимость проезда неоправданно вырастет. И уже есть множество примеров, когда состояние водителя и состояние машины можно проверять удаленно. Дистанционный медицинский осмотр, проверяют температуру или давление, можно также удаленно проверять состояние автомобиля с помощью фотоконтроля. Конечно, никто не предлагает отменять классические способы контроля, но также необходимо постепенно вводить и цифровые меры контроля за этим и другими проблемами».

Регистрация легальных перевозчиков по регионам, которая предусмотрена в нынешнем варианте законопроекта, может отбросить отрасль на несколько лет назад, говорит руководитель пресс-службы сервиса «Везет» Зоя Австрийская.

Зоя Австрийская руководитель пресс-службы сервиса «Везет» «Мы не согласны с требованием регистрировать деятельность служб заказа такси в каждом субъекте Федерации. Мы долго шли по пути централизации юрлиц. Прежде всего, заинтересованная в этом сторона — налоговая инспекция Российской Федерации. Мы потратили много сил и денег, чтобы реорганизовать компанию и избавиться от сотни юрлиц в 120 городах страны, и возврат этих юрлиц для нас — риск потерять прозрачность. То есть налицо коллизия: налоговая — за объединение, Госдума — против. Электронные путевые листы, дистанционные предрейсовые осмотры — это пример грамотного использования технологий в традиционном бизнесе, этого также нет в предложенном документе. А понимание границ ответственности за ДТП — чрезвычайно важная составляющая порядка, и в нынешнем законопроекте мы этого не увидели».

Читайте также  Штраф за грязные номера в 2020 году (нечитаемые, закрытые, помятые, потертые, облезшие)

Законопроект о работе отрасли сейчас находится на рассмотрении в Госдуме. Компании совместно с РСПП и «Деловой Россией» создали рабочую группу, члены которой будут делегированы для участия в обсуждении законопроекта на уровне комитета Госдумы по транспорту и строительству. Первый зампредседателя комитета Госдумы по строительству и законодательству Вячеслав Лысаков считает, что этот законопроект о такси не имеет смысла править.

Вячеслав Лысаков первый зампредседателя комитета Госдумы по строительству и законодательству «Тот текст, который изначально был и который мой коллектив весь прошлый созыв готовил ко второму чтению, искажен до неузнаваемости: из уведомительного законопроект становится разрешительным. На все надо спрашивать разрешения, в любом месте субъект Российской Федерации может перекрыть кислород бизнесу. Бизнес должен отчитываться буквально обо всем, в том числе и сообщать информацию, которая является коммерческой тайной, и так далее. Там нечего исправлять. Единственный способ — это дать возможность спокойно этому тексту умереть. Похоронить его и забыть о нем. Но он тем не менее усилиями комитета из-за амбиций председателя и первого зама пытается этот никуда не годный текст протащить. И сейчас, когда агрегаторы в эту рабочую группу, в которую они вынуждены ходить, посылают некие предложения, это просто потеря времени. Необходимо вернуться к законопроекту, который был внесен коллегами из Совета Федерации. Там и самозанятые, там и цифровизация, и все, все. И над ним надо работать в рамках межфракционной группы. Законопроект в том виде, в котором я его предварительно видел, возлагал на Минтранс разработку тарифов. Во-первых, тарифами занимается Федеральная антимонопольная служба, и в Минтрансе нет такого количества специалистов, которые могли бы разработать тарифы для каждого региона. Представьте себе, регионы с разной площадью, разными климатическими условиями, разными ценами, и Минтранс здесь вдруг сделает какой-то глобальный документ, нацеленный на каждый регион. Да это глупость в квадрате. На это ни Минэк не согласится, ни ФАС. Но тем не менее в законе это есть, что говорит о его качестве».

В первом чтении законопроект о такси был принят еще в декабре 2018 года. Документ предполагает, в частности, что разрешение на работу водителем такси на конкретном транспортном средстве будет выдаваться на срок не менее пяти лет. Проект также обязывает юрлиц и индивидуальных предпринимателей использовать в качестве такси только машины, допущенные к участию в дорожном движении. Кроме того, общий водительский стаж шоферов должен составлять не менее трех лет.

Последнее заседание комитета по транспорту, где рассматривался закон о такси, состоялось в конце весенней сессии Госдумы, пишет ТАСС. Однако тогда парламентарии не пришли к окончательному решению вопроса о работе в такси самозанятых граждан.

Источник:
http://www.bfm.ru/news/453690

Закон о такси: самые важные пункты и изменения

Деятельность легкового такси в России регулируют сразу несколько документов: устав автомобильного транспорта 259-ФЗ, правила перевозок пассажиров и багажа, закон о применении онлайн-касс 54-ФЗ, 69 закон, положения которого изменяют некоторые правила перевозок. Расскажем, что в общем предписывает службам и таксистам закон.

Закон о такси 2019: основные положения всех документов

Соответствовать закону должна именно та компания, которая осуществляет перевозку пассажиров и багажа на легковом такси. Если в вашей службе собственный автопарк, то вы заботитесь о соблюдении требований. Если ваша служба сотрудничает с ИП, которые занимаются перевозками, то они несут ответственность. Для простоты будем называть службой оба варианта организации бизнеса.

Что нужно иметь службе, чтобы работать законно

1. Разрешение (лицензию) на работу для каждой машины такси (Ст. 9 69-ФЗ)

Разрешение выдаёт местное Министерство транспорта, или Департамент дорожного хозяйства и транспорта, или другой орган, который отвечает за транспорт в вашем регионе.

Чтобы получить разрешение, можно подать заявление через интернет-портал Госуслуги. Для этого надо зайти в раздел Разрешение на легковое такси, найти это раздел легко, если набрать в строке поиска «разрешение на перевозку пассажиров и багажа на легковом такси». Также можно подать заявление и по-старинке, в письменном виде.

Как заполнять заявление и какие документы предоставить для получения разрешения, читайте в Статье 9 69-ФЗ или в разделе Разрешение на легковое такси на сайте Госуслуги.

По разрешению каждая машина может работать как минимум 5 лет.

Разрешение можно получить не только на свою машину, но и на машину в аренде, лизинге и по доверенности.

Разрешение должно всегда находиться в машине. Если пассажир или сотрудник ГИБДД попросит показать разрешение, то водитель обязан предъявлять его.

2. Публичный договор фрахтования (Ст. 31 259-ФЗ и Гл. IV Правил перевозки пассажиров и багажа)

Договор фрахтования — это соглашение на выполнение перевозки. Этот договор заключается автоматически, когда пассажир заказывает в службе любым способом.

По договору служба должна зафиксировать:

дату принятия заказа;

дата выполнения заказа;

место подачи машины;

марку машины, если клиент её выбрал;

планируемое время подачи машины.

Когда машина прибудет к адресу подачи, служба должна сообщить клиенту:

где ожидает машина;

госномер, цвет и марку машины;

фамилию, имя и отчество водителя;

фактическое время подачи.

3. Кассовый аппарат и возможность выдавать клиенту чек в конце поездки (54-ФЗ, а также Ст. 31 259-ФЗ и Гл. IV Правил перевозки пассажиров и багажа)

По договору фрахтования также после оплаты поездки служба обязана выдать клиенту кассовый чек или квитанцию в форме бланка строгой отчетности.

Что должно быть указано в чеке, читайте в Ст. 4.7 54-ФЗ.

Для выдачи чеков служба должна использовать онлайн-кассы: в них встроен фискальный накопитель и все данные о платёжных операциях автоматически передаются в ФНС.

Для работы с онлайн-кассой службе придётся заключить договор с оператором фискальных данных.

На данный момент все службы должны начать выдавать чеки клиентам с июля 2019 года. Но это положение 54-ФЗ сейчас пересматривается, возможна отсрочка на установку касс до 2021 года.


Онлайн-касса для такси с эквайрингом

4. Правильное оформление и оборудование машин (ч. 16 Ст. 9 69-ФЗ)

По бокам на машине должны быть «шашечки».

В каждом городе или субъекте может быть задан единый цвет автомобилей. Если местного закона о цвете нет, то машины могут быть любой окраски.

На крыше должен быть фонарь оранжевого цвета.

В каждом такси должен быть таксометр, если клиенты расплачиваются по установленным тарифам.

На передней панели справа от водителя должны быть указаны: название службы, условия оплаты поездок, визитная карточка водителя с фото, название, адрес и телефон ответственного за перевозку. Также в салоне должны быть правила пользования машиной.

Машины должны проходить регулярное техобслуживание и ремонт.

Служба должна контролировать, в каком техническом состоянии машинавыходит на линию.

5. Требования к водителям (ч. 16 Ст. 9 69-ФЗ)

Таксист должен иметь водительский стаж не менее 3 лет.

Служба должна проводить медицинские осмотры водителей перед рейсом.

Закон о такси: штрафы

Если не соблюсти любой из вышеперечисленных пунктов закона, то службе грозят разного вида штрафы.

Штраф за работу без разрешения (лицензии)

50 000 ₽ для отдельного водителя.

100 000 ₽ для водителя, который оформлен как ИП.

400 000 ₽ для юридических лиц.

Если водитель или индивидуальный предприниматель не примут мер после первого штрафа, то повторное нарушение повлечёт ещё один штраф в том же размере и конфискацию машины.

Для юридического лица повторное нарушение будет означать ещё один штраф и закрытие службы до 90 дней.

Если на автомобиле без разрешения установлен опознавательный фонарь или нанесены «шашечки», то водитель заплатит штраф 5 000 ₽, должностное и ответственное лица 20 000 ₽, юридическое лицо 500 000 ₽.


Пример разрешения на работу в такси Ростовской области

Штраф за отсутствие кассы

От 2 000 до 10 000 ₽, если пассажир не получит чек.

От 30 000 ₽, если в службе вообще не применяется касса.

За повторное нарушение служба должна будет приостановить работу на 90 дней.

Однако, сейчас закон об онлайн-кассах пересматривается, возможна отсрочка на их установку до 2021 года.

Штраф за неправильное оформление машины

Если в машине нет информации о водителе и перевозчике, то водитель заплатит штраф 1 000 ₽, должностное лицо — 10 000 ₽, юридическое лицо — 30 000 ₽.

Если на машине нет фонаря или «шашечек», или она покрашена в неустановленный цвет, в этом случае штраф 3 000 ₽ с водителя, 10 000 ₽ с должностного лица, 50 000 ₽ с юридического лица.

69 закон о такси: что он изменил

69 федеральный закон на самом деле посвящён не только пассажирским перевозкам. Он изменяет разные законодательные акты, в том числе и те, которые касаются работы такси. Но одна из его статей ввела новый закон о такси.

Что изменил федеральный закон 69 о такси

Службы несут административную ответственность за нарушение правил перевозок. Изменение закреплено в статье 36.1 Устава автотранспорта 259-ФЗ.

Введены новые штрафы за административные нарушения такие, как неправильное оформление машин и работу без разрешения. Мы рассмотрели их выше. Все они прописаны в Кодексе об административных правонарушениях.

Контролировать выполнение требований к работе будут региональные органы власти. Это изменение отражено в пункте 4 статьи 1 294-ФЗ О защите прав юрлиц и ИП.

Введены новые общие требования для разрешения на работу, для машин и водителей, обновлён порядок выполнения межрегиональных заказов и др. Эти изменения воспринимаются как новый закон для таксистов.

Новый закон о такси в статье 9 69-ФЗ

Статья 9 вошла в 69 федеральный закон и определила новые правила для служб и водителей.

Увеличился срок действия разрешения на работу для каждой машины действует дольше — не менее 5 лет.

Получить разрешение стало проще: заявление можно подать в электронном виде, а решение о его выдаче придёт по почте, сокращён список документов, необходимых для подачи заявления.

Для индивидуальных предпринимателей работать стало проще, потому что правки в 69 закон разрешили работу не только на машинах в собственности, но и на правах хозяйствования, аренды и по доверенности.

Службам можно совершать перевозки в разные регионы. Если пункт подачи находится в регионе, где машина получила разрешение на работу, то межрегиональная перевозка сама по себе законна. Если же пункт подачи находится в другом регионе, то между этими регионами должно быть соглашение на перевозку пассажиров.

Читайте также  Бесплатная юридическая помощь – Серпуховское городское управление социальной защиты населения

Новый закон защитил пассажиров от бомбил и нелегалов. Автомобили должны быть окрашены в соответствии с региональными законами, обязательно иметь опознавательный оранжевый фонарь и «шашечки» и иметь таксометр, если оплата рассчитывается по тарифу.

Водителем стало проще устроиться на работу. Для этого нужен всего 3-летний общий стаж вождения, а не 5-летний, как было раньше.

Деятельность такси контролируют региональные власти.

Закон о такси с 2019 года: последние новости

Законы в 2019 году планируется пересматривать и дорабатывать. Сейчас Госдума рассматривает два законопроекта, которые коснутся деятельности такси.

Новый закон в проекте № 481004-7 О государственном регулировании легкового такси

Депутаты Госдумы настаивают на том, чтобы появился новый федеральный закон, который будет регулировать работу такси, потому что сейчас в законодательстве есть только отдельные статьи, разбросанные по разным документам. Поэтому на рассмотрение вынесен проект нового закона № 481004-7. Если его примут, он чётко обозначит все понятия и порядок работы в сфере пассажирских перевозок на легковом такси.

Что изменит закон с 2019 года, если будет принят

Иностранным водителям без российского гражданства нельзя будет работать водителями.

К работе не допускаются машины, зарегистрированные за пределами РФ.

Агрегаторы заказов должны будут сотрудничать только с теми ИП, юридическими или физическими лицами, которые имеют разрешение на перевозки.

Более строго определяется статус агрегаторов: они оказывают только информационные услуги при создании заказа, поэтому не смогут формировать собственные тарифы для пассажиров и комиссии для водителей.

Также закон чётко разграничит функции и правила допуска к работе всех участников пассажирских перевозок: службы, ИП, интрнет-агрегаторы, райдшеринг, отдельные водители.

В каждом регионе будет вестись электронный реестр о выдаче разрешений на работу с полными данными о получателе.

Новый закон для таксистов 2019 в проекте № 682709-7 Об изменениях 54-ФЗ для служб такси

Если законопроект № 682709-7 примут, то он сможет значительно упростить службам работу на онлайн-кассах.

Службам и водителям не придётся устанавливать онлайн-кассы в каждую машину. Достаточно будет иметь кассовый аппарат в офисе службы или в облаке.

Чек распечатывать не обязательно, то есть мобильные принтеры устанавливать тоже не придётся. Водителю в конце поездки достаточно будет показать клиенту QR-код со ссылкой на электронный чек с подробными фискальными данными. Или служба сможет просто отправлять чеки и QR-коды на электронную почту клиента.

ИП могут не переходить на онлайн-кассы ещё до 1 июля 2021 года. Штрафов за отсутствие кассы и договора с оператором фискальных данных и за невыдачу чеков не будет ещё несколько лет. Но есть условие: у ИП не должно быть официально устроенных сотрудников.

Закон о такси 2019 года: когда ждать принятия

Документы, которые предполагают все эти изменения — это пока только проекты закона, а не законы. Для того чтобы законопроекты получили статус действующего закона, они должны быть приняты во всех трёх чтениях Госдумы, одобрены Советом федерации и президентом и опубликованы.

Стадии принятия закона

Планируется доработать и принять новые законы в 2019 году, об этом заявлял и председатель комитета Госдумы по транспорту и строительству Евгений Москвичев. Эксперты полагают, что новый закон может вступить в силу не ранее осени 2019.

Другой законопроект — № 682709-7 Об изменениях в 54-ФЗ — по прогнозам, может быть принят скорее, ещё до июля 2019 года.

Источник:
http://www.taximaster.ru/blog/article/zakon-o-taksi-samye-vazhnye-punkty-i-izmeneniya/

Готовы ли водители работать по новым правилам

Такси в России могут подорожать, если их водителям в обязательном порядке придется наниматься на работу. К такому выводу пришли опрошенные “Ъ FM” участники рынка. Ранее о возможном удорожании поездок заявили в Институте экономической политики имени Гайдара. Как подсчитали исследователи, если в стране примут инициативу об обязательном трудоустройстве таксистов в штат таксопарков и агрегаторов, то цены на поездки вырастут почти на четверть. Подробности — у Владимира Расулова.

История с ценами на такси тесно связана с большим законопроектом о регулировании этой отрасли, который Госдума приняла в первом чтении еще в 2018-м. Согласно одному из его пунктов, информацию о заказах из агрегаторов смогут получать только водители, которые состоят в трудовых или гражданско-правовых отношениях с перевозчиком. Однако, как посчитали в Институте имени Гайдара, из-за такого повсеместного найма водителей в штат на треть увеличатся издержки таксопарков и агрегаторов, а следом примерно на четверть станут дороже поездки.

Как власти усиливают контроль за перевозками с помощью цифровых сервисов

Но что по этому поводу думают водители? Столичный таксист Олег, например, готов работать по новым правилам: «Я только за легальный бизнес. Для всех это будет благо, по крайней мере, не будет “левых” таксистов. Я работаю через свое ИП. Я либо напрямую буду контактировать с агрегатором, либо устроюсь в какой-нибудь крупный таксопарк».

Как подчеркнули в Институте имени Гайдара, сейчас в России водители крайне редко работают с таксопарками по трудовому договору. Чаще всего они сотрудничают с ними как индивидуальные предприниматели. Еще один вариант — работа агрегаторов с самозанятыми, которые арендуют у таксопарков автомобили. По такому принципу трудится таксист Андрей. Он не стал бы спешить оформляться в штат и согласен, что поездки из-за этого только подорожают: «Если таксисты будут напрямую наниматься на работу в эти таксопарки, там к некой зарплате, даже минимальной, прибавляется процентов 30-40 налоговых отчислений, соответственно, конечно, все это будет дороже. Но я думаю, что люди будут находить какой-то выход».

Но что же в таком случае думает бизнес? Владелец одной из московских таксомоторных компаний Георгий Серпионов не видит большой проблемы в обязательном найме водителей в штат. А цены на такси, по его мнению, и так давно не росли: «Мы не отдаем машины в аренду, водители у нас работают в штате компании, по сменам, поэтому я только приветствую эту инициативу, приветствую мысли по поводу повышения тарифов. У нас несколько агрегаторов, и битва за пассажиров отражается на таксопарках негативно, потому что тарифы уменьшаются, цены растут, стоимость бензина повышается, а поездки на каком уровне были, на таком и остались».

Почему суд не поддержал претензии к агрегаторам

А вот для агрегаторов такси изменение статуса водителей на наемных сотрудников невыгодно, говорит руководитель пресс-службы компании «Ситимобил» Полина Ломоносова: «Налоговый режим, который сейчас есть, как с самозанятыми, — это хороший вариант развития событий, и в целом мы максимально его поддерживаем. Но это не единственный вариант взаимодействия между водителями и таксопарками и вообще всей сферой. В США агрегаторы максимально стараются отойти от такого решения, потому что понимают, что это будет со всех сторон невыгодно».

Российские агрегаторы такси активно ссылаются на зарубежный опыт. В США Uber, Lyft и другие компании, таким образом, были обязаны оплачивать своим водителям пособие по безработице, больничные и декретный отпуск. Правда, окончательно это решение в силу еще не вступило.

Неясно, когда дойдет до второго чтения и российский закон о такси. А пока, по данным столичного департамента транспорта, такси в Москве наоборот дешевеет. Во втором квартале этого года поездка в среднем стоила 430 руб. А это на 7% меньше, чем годом ранее.

Зачем таксисты просят вернуть им выделенные полосы

Самые крупные российские агрегаторы подготовили свои поправки к находящемуся в Госдуме закону о такси. Как сообщает «РИА Новости», компании выступили против госрегулирования тарифов на перевозки и предложения ограничить число машин такси в регионах. В противном случае, по мнению участников рынка, поездки станут менее доступными, а кроме того, ухудшатся их качество и безопасность.

Источник:
http://www.kommersant.ru/doc/4501257

Закон о такси 2020 года — когда ждать принятия в РФ ?

Незадолго до 2020 года состоялось слушанье о принятии поправок в закон о таксомоторных перевозках. Целью нововведений является дорегулирование деятельности предприятий такси для повышения безопасности пассажиров. Действующий законопроект о такси, одобренный в 2011 году, на сегодняшний день не может полноценно регулировать пассажирские перевозки таксомоторными службами.

По состоянию на начало 2020 года, закон о такси находится в стадии рассмотрения, поэтому точно указать, когда ждать его принятия, не может никто. Однако, по словам В. Лысакова, который является первым заместителем Председателя Комитета по гос. строительству и законодательству, ожидать окончательного принятия всех правок можно уже в первой половине текущего года.

Правовое обоснование использования легкового транспорта для перевозки пассажиров

Весной 2011 года Президентом страны был подписан так называемый «закон о такси» № 69-ФЗ, состоящей из 10 статей. После обнародования текста ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», большая часть его положений вступила в силу уже спустя 2 недели.

Из всех 10 статей прямое отношение к таксомоторным перевозкам имеют лишь 4 из них, а именно:

Согласно основным положениям закона № 69-ФЗ, предполагалось:

  1. Упростить получение лицензии и окончательно одобрить перечень необходимых документов для ее получения.
  2. Ввести ограничение — на 1 автомобиль можно получить лишь 1 лицензию.
  3. Ввести возможность получения лицензии на автотранспортное средство, которое было официально арендовано или доверено.
  4. Установить срок действия лицензии – он должен составлять не менее 5 лет.
  5. Сократить необходимый водительский стаж для получения лицензии до 3-х лет.
  6. Разрешить осуществлять межрегиональные перевозки, даже при отсутствии спец. соглашения между сторонами. Однако при условии, что адрес подачи машины находится в регионе, в котором зарегистрирована лицензия.

Лицензия на перевозки

  • Унифицировать ТО служебного автомобиля с ТО личного автомобильного средства.
  • Ввести правило, согласно которому автомобиль такси должен быть оснащен таксометром. За исключением служб, которые берут фиксированную плату за поездку.
  • Обязать ЮЛ и ИП с лицензией на таксомоторные перевозки своевременно проводить ТО автомобилей, ежедневно контролировать состояние авто перед их выездом на маршрут и проводить медосмотр водителей службы.
  • Данные правила введены, действуют по всей территории государства и являются актуальными по сей день.

    Что изменится в законе и когда изменения вступят в силу?

    Недостаточный контроль государства за службами такси приводит к ухудшению качества их работы, что в свою очередь отрицательно отражается на безопасности пассажиров. Поэтому основные изменения в законе будут касаться повышения безопасности клиентов предприятий такси.

    Основные изменения в законе, которые планируют одобрить в 2020 году:

    1. Введения ОСГОПа для легковых такси. Это позволит пассажирам, пострадавшим в результате непрофессионализма водителя службы, получить компенсацию в размере 2 млн рублей. На текущий момент пассажир может рассчитывать на выплату в размере до 500 тыс. рублей.
    2. Законодательно урегулировать деятельность агрегаторов такси. Агрегаторы должны быть учтены и идентифицированы во время оказания пассажироперевозок. Сейчас деятельность агрегаторов не ограничена правами и обязанностями, как и не определена их ответственность перед клиентами. После окончательного одобрения законопроекта к агрегаторам будут предъявляться определенные требования, а также будет установлен запрет на передачу заявок водителям без лицензии, а также третьим лицам.

    Варианты вызова такси в Москве

  • Ввести запрет для иностранных граждан на работу в такси. Законопроект запрещает лицам с иностранным водительским удостоверением работать в службе таксомоторных перевозок на территории РФ в качестве водителей. Однако стоит учитывать, что данное правило не будет распространяться на другие виды перевозок.
  • Ввести дополнительные требования к водителям служб такси. После окончательного принятия всех поправок к закону водители должны будут периодически проходить медицинское обследование на наличие или отсутствие медицинских противопоказаний к управлению автомобилем.
  • Блокировать переработки водителей. Новый законопроект лишит водителей возможности подключаться к нескольким диспетчерским службам путем подключения всех агрегаторов к единой системе.
  • Помимо этого, в закон планируется внести гарантии защиты водителей и агрегаторов от нарушающего их права поведения клиентов. Это станет возможным благодаря введению обязательной установки средств фото- и видеофиксации в салоне автомобиля.

    Окончательные сроки вступления новых поправок в силу пока не названы. Однако Госдума планирует принять законопроект в окончательной редакции уже в первой половине текущего года.

    Плюсы и минусы нововведений

    Любые изменения в законодательстве страны затрагивают интересы ее граждан и данные поправки не стали исключением. Не все нововведения были высоко оценены как таксистами, так и пассажирами.

    Для таксистов

    Большая часть изменений в законе затронет непосредственно исполнителей, однако не все нововведения были приняты ними положительно.

    Источник:
    http://oprave.com/novosti/zakon-o-taksi.html

    Изменения ПДД

    Закон о такси 2020: 10 важных изменений

    Какие изменения ждут таксистов в 2020 году?

    До конца декабря 2019 года в Госдуме должны рассмотреть новые поправки в закон о такси, которые могут вступить в силу в 2020 году. Часть из них уже прорабатывалась ранее, часть – новые. Рассмотрим эти и другие новшества, которые ожидают таксистов в 2020 году в материале портала Avtospravochnaya.com .

    1. ЗАПРЕТ НА РАБОТУ В ТАКСИ С СУДИМОСТЬЮ

    Минтранс России подготовил поправки, которые запрещает водителям с судимостью перевозить пассажиров, в том числе и в такси. Перевозить пассажиров запретят при наличии судимости по «тяжёлым» статьям Уголовного кодекса РФ:

    • ст. 105 УК РФ (убийство);
    • ст. 111 УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью);
    • ст. 117 УК РФ (истязание);
    • ст. 131 УК РФ (изнасилование);
    • п. “а” ч. 3 ст. 132 УК РФ, п. “б” ч. 4-5 ст. 132 УК РФ (насильственные действия сексуального характера);
    • ст. 135 УК РФ (развратные действия);
    • ст. 205 УК РФ (террористический акт);
    • ст. 205.4 УК РФ (организация террористического сообщества и участие в нем);
    • ст. 205.5 УК РФ (организация деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации).

    В случае принятия законопроекта юрлицам и ИП будет запрещено принимать таких водителей на работу (исключение составят только случаи условного наказания). В случае принятия данного документа уже работающие водители в течение 4 месяцев со дня вступления в силу законопроекта будут обязаны предоставить справку об отсутствии судимости.

    2. ЗАПРЕТ НА РАБОТУ В ТАКСИ С ИНОСТРАННЫМИ ПРАВАМИ

    Иностранным водителям без российского гражданства будет запрещено работать на легковом такси. Данная норма коснется именно таксомоторных перевозок. Напомним, с 21 декабря 2018 года в России запрещено работать водителям с иностранными правами, сообщал ранее портал Avtospravochnaya.com. Теперь пункт о допуске водителей для работы выглядит так: «Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны не допускать управление транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами в соответствии с пунктом 13 статьи 25 настоящего Федерального закона».

    А пункт 13 статьи 25 закона “О безопасности дорожного движения” в последней редакции допускает исключения: «Положение настоящего пункта не распространяется на граждан Киргизской Республики, а также граждан государств, законодательство которых закрепляет использование русского языка в качестве официального, осуществляющих предпринимательскую и трудовую деятельность на территории Российской Федерации, непосредственно связанную с управлением транспортными средствами.

    Данное исключение дополнительно включено Федеральным законом от 26 июля 2017 года N 204-ФЗ. То есть, по факту, водители из Киргизии, Армении и некоторых других государств бывшего СССР на сегодняшний день по-прежнему могут работать водителями в России без нарушения закона. В случае принятия поправок работать в такси смогут только граждане России.

    3. РЕЖИМ ТРУДА И ОТДЫХА ТАКСИСТОВ

    В одной из последних редакций закона о такси предлагалось обязать таксистов устанавливать тахографы на свои автомобили, что позволило бы контролировать соблюдение водителем режима труда и отдыха. Основная цель – ограничение рабочего дня таксистов до 8 часов в день.

    Развитием этой инициативы стало предложение создать некий «шлюз», через который будет собираться информация из информационной системы агрегаторов такси, а также из баз данных МВД. Это позволит блокировать работу таксистов свыше 8 часов, а также ограничивать доступ за руль водителей без полиса ОСАГО и других документов.

    В последней редакции законопроекта предложен уже другой вариант – таксопаркам предлагается дать право разрабатывать собственные программы, которые позволят автоматизировать контроль за соблюдением водителем режима труда и отдыха. Причём, должен быть предусмотрен обмен данными между приложениями разных агрегаторов такси. Это позволит избежать случаев, когда таксист сдал «смену» в одной службе такси, а дальше без отдыха начал новую «смену» в другом агрегаторе. Ведь не секрет, что большинство таксистов зарегистрированы одновременно в нескольких службах такси.

    Ещё одно новшество – распространение обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика (ОСГОП) на легковые такси.

    Как говорится в пояснительной записке, доступность услуги по перевозке легковыми такси для граждан и экономическая выгода этого бизнеса приводит к неконтролируемому увеличению парка легковых такси, непрофессионализму водителей, злоупотреблениям в этой сфере и сопровождается повышенными рисками для здоровья и безопасности граждан.

    В связи с этим, необходимо на законодательном уровне закрепить требование об обязательном страховании ответственности перевозчиков, осуществляющих деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси.

    Единственный вид транспорта, на который не распространяется действие закона об ОСГОП – это легковые такси. В настоящее время всё, на что может рассчитывать пострадавший пассажир такси – это компенсация по договору ОСАГО, максимальная выплата по которому в части возмещения вреда, причиненного жизни потерпевшего, составляет 500 тысяч рублей. При этом выплата за причинение вреда жизни пассажира при перевозках, осуществляемых, например, автобусом или троллейбусом, по ОСГОП составляет 2 миллиона рублей.

    5. ТРЕБОВАНИЯ К АВТОМОБИЛЯМ ТАКСИ

    Депутаты предложили запретить таксистам работать на автомобилях, срок эксплуатации которых превышает 7 лет. По мнению парламентариев, это должно повысить безопасность пассажирских перевозок.

    Вся информация о предприятии-перевозчике должна находиться на левом и правом бортах в передней части автомобиля, чтобы пассажир мог видеть всю важную информацию о перевозчике. Кроме того, автомобили всех таксопарков должны оборудовать системой ГЛОНАСС, благодаря которой можно будет контролировать режим труда и отдыха водителя и не позволить ему работать сверх нормы.

    6. САМОЗАНЯТЫЕ В ТАКСИ

    Ещё одно изменение – работа самозанятых в такси. Самозанятые могут сэкономить на уплате налогов – платить 4% от дохода при обслуживании физлиц или 6% при обслуживании юрлиц.

    Раньше такой налоговый режим распространялся лишь на жителей Москвы, Подмосковья, Татарстана и Калужской области, но с 1 января 2020 года он вводится еще в Санкт-Петербурге, Воронежской, Волгоградской, Ленинградской, Нижегородской, Новосибирской, Омской, Ростовской, Самарской, Сахалинской, Свердловской, Тюменской, Челябинской областях, Красноярском и Пермском краях, Ненецком, Ямало-Ненецком автономном округах, а также в Ханты-Мансийском автономном округе — Югра и Башкирии.

    7. ЗАПРЕТ НА ПАРКОВКУ ТАКСИ ВО ДВОРАХ

    С 1 января 2020 года вступает в силу приказ Минтранса, который запрещает организовывать парковку коммерческого транспорта во дворах. Он, в частности, распространяется и на автомобили такси. Однако, речь не идёт о том, что таксистам запретят оставлять на ночь автомобили в собственных дворах. Приказ запрещает ОРГАНИЗОВЫВАТЬ парковки, то есть нельзя делать организованную парковку таксопарка вблизи жилых строений.

    8. ОГРАНИЧЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА РАЗРЕШЕНИЙ НА РАБОТУ В ТАКСИ

    Одно из последних предложений, которое рассмотрят в декабре 2019 года – введение ограничения количества разрешений, выдаваемых на работу в такси. Так, предлагается сделать лимит – 30 разрешений на 1000 человек населения. Кроме того, разрешение на такси могут разрешить получать в электронном виде через портал Госуслуг.

    9. АТТЕСТАЦИЯ НА ЗНАНИЕ УЛИЧНО-ДОРОЖНОЙ СЕТИ

    Также при получении разрешения на работу в такси предлагается обучать и проверять знание водителями улично-дорожной сети города, где они планируют работать.

    10. ТРЕБОВАНИЯ К СТАЖУ ТАКСИСТОВ

    Также предлагается не пускать за руль такси водителей со стажем менее 3 лет, если в предыдущие полгода их лишали прав.

    Источник:
    http://avtospravochnaya.com/pdd/14209-zakon-o-taksi-2020-10-vazhnykh-izmenenij