Как правильно нарисовать схему ДТП

Как правильно нарисовать схему ДТП

Подробная схема ДТП избавит от проблем со страховой и сэкономит время и нервы. Лайфхакер рассказывает обо всех нюансах составления документа.

Зачем рисовать схему ДТП

Самостоятельное составление схемы ДТП может понадобиться в двух случаях. Когда нет возможности дожидаться сотрудников ГИБДД из-за угрозы затора на дороге или утери важных вещественных доказательств. И когда у участников происшествия нет разногласий.

Но делать это можно, только если:

  1. В ДТП участвовали максимум две машины.
  2. В аварии не пострадали люди.
  3. У обоих участников происшествия есть полисы ОСАГО.
  4. Ущерб не превышает 50 тысяч рублей (400 тысяч — для Москвы и Санкт-Петербурга).

Если хотя бы одно из условий не соблюдено, самостоятельное оформление схемы ДТП не допускается.

Первым делом позвоните в страховую компанию и сообщите о ДТП.

Как рисовать схему

После можно приступать к рисованию схемы происшествия. Для этого понадобится чистый лист бумаги и синяя шариковая ручка, которые именно для таких случаев лучше всегда держать в бардачке. Также желательно пользоваться линейкой. Если её под рукой не окажется, что вполне вероятно, то чертить линии на схеме можно с помощью водительского удостоверения, кредитки или другого подобного предмета.

Осмотритесь вокруг, узнайте у прохожих или по карте ближайший к месту происшествия адрес и зафиксируйте точное время. Всё это понадобится при составлении схемы. Потом найдите двух очевидцев ДТП и попросите их выступить в качестве свидетелей.

1. Нарисуйте дорожное полотно

Сначала изобразите участок дороги, на котором произошло ДТП. Схематически отобразите дорожную обстановку, чтобы было понятно, где случилась авария: на прямом участке, на перекрёстке (и какого типа) или же на парковке. Так сотрудникам ГИБДД будет проще сориентироваться в ситуации, определить, какие правила были нарушены и кто из участников ДТП виноват.

2. Покажите разметку

Один из самых важных моментов при составлении схемы происшествия, который может сыграть ключевую роль в доказательстве или опровержении вины одного из участников ДТП. Нанесите на схему разметку, обязательно указав количество полос движения, разделительные линии, края проезжей части, а также дополнительную разметку вроде пешеходных переходов, если она присутствует.

3. Отобразите направление движения

Дополните схему и проставьте с помощью стрелок направление движения потока по каждой из полос. Отметьте, в какую сторону двигались участники происшествия, совершали ли они обгон, перестроение или другие манёвры.

Особое внимание этому пункту стоит уделить, если авария произошла на пересечении дорог.

4. Нарисуйте положение автомобилей во время происшествия

Нанесите транспортные средства участников ДТП, чтобы показать их расположение относительно друг друга до момента столкновения и после. Можно использовать любые обозначения, но чаще всего машины изображают в виде прямоугольников, помечая переднюю часть с помощью треугольника.

Вместо того чтобы писать марку и модель каждого автомобиля, нужно просто присвоить им буквенное или цифровое обозначение. Например, «А» и «Б» или «1» и «2». Под схемой можно будет расшифровать их, указав полную информацию и характер полученных повреждений.

5. Укажите траекторию автомобилей

С помощью нанесённой на схему траектории сотрудники ГИБДД и страховая компания смогут правильно оценить все факторы, повлиявшие на ДТП, чтобы определить виновника и назначить возмещение ущерба.

Пунктиром следует изобразить траекторию обоих участников происшествия незадолго до ДТП, показать их расположение. Следы торможения, если они есть, тоже нужно обозначить на схеме.

6. Сделайте привязку к местности

На схеме указываются названия улиц и направления движения по ним. Не забудьте отметить ближайшие здания и обозначить края проезжей части.

Кроме того, стоит указать расстояния от передних и задних колёс машин до обочины, а также расстояния от каждого из автомобилей до столба, дерева или другого неподвижного объекта.

7. Опишите детали происшествия

В конце нужно добавить на схему важную дополнительную информацию: находящиеся рядом с местом ДТП знаки дорожного движения, светофоры и их сигналы. Всё это также поможет установить обстоятельства происшествия и принять правильное решение по нему.

Имейте в виду, что в схему нельзя вносить никакие исправления. Поэтому будьте предельно внимательны и не допускайте ошибок.

Какая информация должна быть на схеме

Без этих данных схему могут признать неправильной, она лишится юридической силы:

  1. Заголовок. Подпишите схему. Добавьте полный адрес места ДТП с указанием города, улицы, номера дома, а также отметьте дату и точное время аварии.
  2. Контактные данные всех участников ДТП, включая Ф. И. О., адреса проживания, телефоны, номера водительских удостоверений.
  3. Имена и фамилии очевидцев, а также их номера телефонов и адреса проживания.
  4. Расшифровка условных обозначений на схеме с указанием марок, моделей автомобилей и их госномеров.
  5. Подписи. Проследите, чтобы все участники и свидетели ДТП поставили подписи напротив своих имён.

Что делать дальше

Когда схема ДТП будет готова, желательно сделать несколько фото и видео с разных ракурсов так, чтобы было видно положение автомобилей, их номера, а также полученные повреждения.

После этого можно будет убрать машины на обочину или отогнать на ближайшую стоянку. А дальше уже дождаться сотрудников ГИБДД или обратиться в ближайший пункт позже. Если этого не сделать, то страховая компания может признать схему недействительной и отказать в возмещении ущерба.

Источник:
http://lifehacker.ru/kak-narisovat-sxemu-dtp/

Как самостоятельно составить схему ДТП?

Подробную схему на месте происшествия составляют, чтобы разобрать обстоятельства случившегося.

Но не все водители знают, как правильно и четко нарисовать схему ДТП.

Рассмотрим, в каких случаях необходимо рисовать схему, какие факты должны быть в ней отражены.

Оформление

Оформление ДТП в 2020 году может производиться:

  1. Самостоятельно участниками аварии. Составляется, если есть условия для оформления ДТП по Европротоколу.
  2. Сотрудниками ГИБДД. Если ДТП нельзя оформить вышеназванным способом, участники должны вызвать инспектора ГИБДД.

Европротокол — процедура оформления документов о ДТП без сотрудников Госавтоинспекции. Заполняется специальный бланк Извещения.

Если он будет заполнен правильно, на его основании можно получить денежную компенсацию по страховому полису.

Оформление аварии по правилам Европротокола — возможность самостоятельно задокументировать произошедшее и продолжить свой путь в кратчайшие сроки, не создавать пробок и заторов на дороге.

Регламентируется законом Об ОСАГО №40-ФЗ от 25.04.2002 г., статья 11.1.

Условия для оформления аварии по Европротоколу:

  • в аварии пострадали только два автотранспортных средства, и их гражданская ответственность застрахована;
  • нет пострадавших, погибших, другому имуществу вред также не причинен;
  • отсутствуют разногласия в связи с повреждениями автомобилей;
  • размер ущерба составляет не более 50 000 рублей.

Если обстоятельства ДТП не удовлетворяют подобным условиям, оформлять аварию нужно в общем порядке.

Получают бланк извещения в страховой компании при оформлении страхового полиса ОСАГО или КАСКО. Также за бланком можно обратиться в офис страховой компании или поискать на официальном сайте страховщика. Также могут помочь справочно-правовые системы «Гарант», «Консультант».

Схема нужна для:

  • разбора обстоятельств ДТП;
  • получения денежной компенсации от страховщика;
  • получения доказательств для суда и установления виновности участников аварии.

Как рисовать схему ДТП в Европротоколе? Для начала узнаем, какие сведения должна содержать схема.

Содержание схемы

Участники аварии должны отразить в документе:

  • месторасположение машин перед ДТП, направление их движения;
  • были ли или нет препятствия на проезжей части;
  • есть ли на данном участке дороги знаки светофоров, разметка;
  • были ли другие автотранспортные средства помехой при совершении маневра;
  • нужно отразить ширину дороги, количество полос в одном направлении;
  • место первого столкновения;
  • расположение автотранспортных средств после аварии.

Разберем, как самостоятельно оформить схему ДТП.

Правила составления

Единых и строгих правил, которым нужно следовать, нет. Но изображение должно быть четким, понятным, не должно вызывать дополнительных вопросов у сотрудников страховой компании.

Лучше воспользоваться образцами или типовыми схемами, речь о которых пойдет ниже.

Основные рекомендации по методу составления, которых стоит придерживаться:

  • необходимо корректно отразить все существующие факторы, которые привели к аварии и которые помогут в определении виновности или степени виновности участника;
  • согласовать место расположения автотранспортных средств до и после ДТП;
  • обязательно отметить разметку, дорожные знаки, сигналы светофора;
  • в документе должны быть подписи сторон;
  • если схему составляет сотрудник ГИБДД, схема подписывается ответственным лицом экипажа;
  • в документе не должно быть исправлений (если в схеме есть неточность, изображение следует полностью переделать, или незначительные изменения подписываются обоими участниками аварии);
  • заполняют бланк простой шариковой ручкой, разборчиво;
  • заполняют все графы и поля.

Если по составленному изображению не представляется возможным определить существенные обстоятельства, документ не будут учитывать при разборе аварии.

Отражать все объекты следует схематично. Лучше не тратить время на прорисовывание мелких деталей (цвет авто, наличие багажного отдела и прочее), если эти факторы не имеют важного значения для определения обстоятельств случившегося.

Предметы, связанные с аварией, нужно отображать в горизонтальной проекции (если машины не перевернуты на бок).

Для исключения возможного возникновения противоречий между участниками желательно:

  • сначала составить схему каждому из участников отдельно;
  • исправить противоречия;
  • вместе составить черновой вариант, затем перенести его на бумагу.

Следует дополнительно сфотографировать место ДТП с нескольких ракурсов.

Как правильно нарисовать схему ДТП для страховой?

Методика составления схемы

Схему можно нарисовать на отдельном листе А4 (если аварию фиксируют сотрудники ГИБДД) или в пункте 17 Европротокола.

Если схема составляется самостоятельно водителями, ее нужно рисовать в бланке «Извещение о дорожно-транспортном происшествии», который состоит из основного листа и вкладыша.

На него копируются данные, вносимые на первый лист. Оба листа обладают равной юридической силой.

На бумагу наносят положение участка, где произошло столкновение, указывают названия соседних улиц, номеров домов, расположенных поблизости, или торговых центров и других возможных ориентиров, светофоров, знаков, разметок и так далее.

На бумагу схематично наносится положение автомобилей в момент столкновения (обычно ТС изображаются в виде прямоугольников), обозначаются «А», «В».

Для изображения направлений движения рисуют стрелки. Место столкновения — Х. Под изображением дается расшифровка условных обозначений.

В Извещении указывают следующие сведения:

  • место (если столкновение произошло на трассе, фиксируют ее название, километр), дату, точное время до минуты;
  • количество поврежденных автомобилей (2 при Европротоколе), есть ли пострадавшие (нужно указать «0» при Европротоколе, если Вы вносите другие данные, значит, необходимо вызвать ГИБДД);
  • свидетелей ДТП и их показания, если есть;
  • точную информацию о поврежденных машинах, владельцах ТС, лицах, которые управляли автомобилем в момент ДТП;
  • сведения о страховой компании участников, номер действующего полиса, срок его действия;
  • перечень повреждений автомобиля;
  • проводилось ли оформление ДТП сотрудником ГИБДД (нужно указать номер нагрудного знака в пункте 8);
  • в пунктах 9-15 водители указывают свои данные, данные своих ТС, повреждений, данные документов, страховщика;
  • в пункте 16 участники должны отметить одно из 23 предоставленных обстоятельств ДТП или описывают другое обстоятельство;
  • схема аварии (пункт 17).

Могут понадобиться следующие условные обозначения:

  • автомобили обозначают прямоугольниками, подписывают их как А, Б;
  • внизу документа должна быть ссылка, которая указывает на обозначение (например, А — ТС марки Nissan Qashqai, и его регистрационный номер;
  • обязательно отмечаются ссылки на обозначенную в схеме аварию, знаки и сигнал светофора.

Нужно обратить внимание, что:

  1. Стоянка — не остановка. Не отмечайте позицию «На стоянке», если машина остановилась на красный сигнал светофора. Нужно отметить, что «Остановился на запрещающий сигнал светофора».
  2. При обгоне одного ТС другим, если автомобиль при этом перестраивался, нужно отметить «Обгонял», «Менял полосу».

Для упрощения процедуры составления схем и оказания помощи участникам ДТП можно применять типовые схемы аварий. Как они рисуются?

Типовые схемы

Это совокупность данных о примерных обстоятельствах аварии, заполненных пунктах бланка о ДТП, рекомендаций о распределении ответственности за причиненный ущерб между участниками столкновения, а также графического изображения обстоятельств случившегося (расположение автотранспортных средств на дороге в момент аварии, место контакта, месторасположение знаков, разметки).

Всего в документе 31 пример типовых схем, описание обстоятельств, заключение.

Схема ДТП — Образец (Пример)

Типовые схемы ДТП применяются в следующих случаях:

  1. При оформлении Европротокола, т.е. участники не привлекали к процессу сотрудников полиции.
  2. Применение таких схем целесообразно, если нет пострадавших, а также участники согласны с оценкой обстоятельств произошедшего. Из данного пункта очевидно, кто подписывает схему ДТП: оба участника.

Типовые схемы не составляются:

  • при нарушениях порядка и условий оформления ДТП, которые предусмотрены законом «об ОСАГО»;
  • при бесконтактном ДТП;
  • столкновение произошло вне процесса движения;
  • никакая из типовых схем не отражает обстоятельств случившегося;
  • нельзя установить механизм происшествия по документам, которые были предоставлены участниками;
  • на Извещении нет подписи сторон, которые удостоверяют факт согласия с обстоятельствами ДТП, или неправильно заполнены пункты 16,17.

Ответ на вопрос, как составить схему ДТП самостоятельно по образцу, можно найти на официальном сайте Росгосстрах: https://www.rgs.ru/upload/iblock/ded/izveshchenie_o_dtp.pdf.

Форма бланка есть в Приложении к Положению Банка России №431-П от 19.09.2014 года. Также по этой же ссылке можно найти подробную и актуальную инструкцию по заполнению бланка.

Заполненный бланк участники ДТП в течение пяти дней направляют в страховую компанию. Затем предоставляют свои автотранспортные средства на осмотр независимой технической экспертизы.

Читайте также  Ст 12 31 1 коап рф

Оформление и подписание Извещения о ДТП — не акт, который признает виновность или невиновность участника аварии. Но правильно заполненный документ ускорит работу страховщика и позволит сократить сроки получения компенсации.

При составлении схемы учитывают всю информацию о случившемся, об участниках и свидетелях. Два комплекта бланков выдается при приобретении страхового полиса. Его стоит хранить в автомобиле.

Нужно следить за тем, что заполняет другой участник. В схеме не должно быть противоречий и несогласованных пунктов.

Если в Извещении не указаны какие-либо сведения, записи внесены неразборчиво, страховая компания будет вынуждена самостоятельно собирать недостающую информацию, что может повлиять на срок выплаты компенсации и на возможность признания случая страховым.

Извещение о ДТП заполняется печатными буквами, без ошибок. Необходимые ячейки отмечаются крестиком или галочкой. Если в графах нет сведений, нужно нарисовать длинный прочерк или «Z».

Если документ испорчен, трудно читаем, его необходимо переоформить. Вносить какие-либо изменения или дополнения после подписания и разъединения документа нельзя.

Если второй участник не желает подписывать бланк или заполнять его вместе, то обстоятельства не попадают под закон «об ОСАГО», оформить ДТП в упрощенном порядке не представляется возможным, необходимо вызывать ГИБДД.

Рекомендации:

  1. Исправления или дополнения заверяются подписями сторон.
  2. Не следует оставлять незаполненных граф.
  3. При наличии свидетелей и их согласии подтвердить обстоятельства их показания нужно обязательно зафиксировать.
  4. Следует указать общее количество заполненных клеток.
  5. В схеме укажите названия улиц, направление движения, положение ТС и другие детали. Можно воспользоваться типовыми схемами.
  6. Нужно постараться избежать противоречий, иначе в страховой выплате может быть отказано.
  7. Нужно обязательно подписать Извещение с двух сторон. Этим участники подтверждают, что разногласий нет.

После ознакомления с подробной инструкцией, указанной в статье, трудностей по составлению схемы ДТП возникнуть не должно.

Видео: Как составить схему ДТП

Источник:
http://pravo-auto.com/shema-dtp-obrazets/

Как правильно рисовать схему ДТП

При возникновении аварийной ситуации, в результате которой был нанесен вред здоровью физическим лицам и ущерб транспортным средствам, необходимо составить схему ДТП. Документ позволяет определить причины происшествия для начисления страховых выплат по возмещению материальной компенсации. Для фиксации обстоятельств инцидента водители должны знать, как нарисовать схему ДТП. Автовладельцы вправе самостоятельно составлять графический план аварии без участия сотрудника ГИБДД.

В каком случае нужна схема ДТП

Рисунок дорожного происшествия – это чертеж места столкновения транспортных средств с фиксацией объектов, имеющих значение для установления причин и последствий аварийной ситуации. Изображение необходимо для обращения в страховую компанию, определения виновной стороны или оспаривания решения сотрудника ГИБДД в ходе судебного разбирательства.

Основания для оформления

Любая аварийная ситуация должна быть документально зафиксирована. Возникновение дорожно-транспортного происшествия требует заполнение бумаг для получения выплат по страхованию. Для начисления материальной компенсации в протоколе обязательно рисуется подробная схема ДТП.

Кто составляет

При дорожно-транспортном происшествии водители могут урегулировать конфликт без вызова инспектора. Для фиксации аварийной ситуации необходимо составить Европротокол. В документе каждый участник рисует графический план с детальным указанием обстоятельств инцидента.

Согласно ст. 11.1 ФЗ №40 самостоятельное заполнение специального бланка возможно при соблюдении следующих условий:

  • участие не более двух транспортных средств;
  • отсутствие пострадавших физических лиц;
  • наличие действующего страхового полиса ОСАГО у каждого автовладельца:
  • максимальный размер ущерба – 50 000 рублей для регионов России, 400 000 – для Москвы, Санкт-Петербурга.

При невозможности урегулирования конфликта и возникновении разногласий между водителями, зафиксировать происшествие должен сотрудник ГИБДД. Основания для обязательного оформления документов только инспектором:

  • сумма материального ущерба превышает 100 тысяч рублей;
  • нахождение одного или нескольких участников аварии в наркотическом, алкогольном опьянении;
  • отсутствие водительских прав, действующего ОСАГО у автовладельца;
  • наличие пострадавших;
  • сокрытие с места происшествия виновника столкновения.

В протоколе инспектор самостоятельно составляет схему ДТП на бланке на основании свидетельских показаний, визуального осмотра места аварии для установления нарушителя правил дорожного движения. Участники вправе нарисовать дополнительный графический план до приезда полицейского комиссара или при несогласии с решением по определению виновной стороны.

Для кого необходима

Составление рисунка ДТП нужно для возмещения ущерба по ремонту поврежденного транспортного средства. Графический план учитывается во время суда для установления виновной стороны столкновения. Неправильно отраженные сведения происшествия – причина отклонения заявки для получения страховых выплат или рассмотрения доказательства в вышестоящей инстанции.

При возникновении разногласий по определению нарушителя правил дорожного движения участники происшествия могут зафиксировать аварийную ситуацию на ближайшем посту ДПС или в следственном отделе полиции.

Внимание! Самостоятельно составленный рисунок не в Европротоколе не имеет юридической силы. Чертеж является материалом, на основании которого сотрудник ГИБДД устанавливает обстоятельства инцидента.

Получение компенсации возможно только по действующему полису. К ОСАГО прилагается специальный бланк, который водители могут самостоятельно заполнить при возникновении аварии. В Европротоколе отведено отдельное поле для составления графического плана происшествия. Чертеж обладает юридической силой только после подписания обоими участниками ДТП документа.

Правила составления схемы аварии

Законом не установлены единые принципы оформления графического плана. Недостоверный чертеж – повод для отказа в страховых выплатах. Основные правила составления схемы ДТП – четкое, понятное, правдивое отображение событий.

Какую информацию должна включать

По предоставленному рисунку устанавливаются обстоятельства дорожного происшествия. Водители должны знать, как составить схему ДТП. В 2019 году на графическом плане автовладельцам нужно указать:

  • дата, время происшествия;
  • место аварийной ситуации: улица в населенном пункте, название трассы – за пределами города;
  • вид участка дороги — регулируемый/ нерегулируемый перекресток, поворот, прямая трасса;
  • ориентиры — тротуары, газон, заборы, трамвайные пути, остановки общественного транспорта, магазины, заправки;
  • расположение, направление движения автомобилей, пешеходов;
  • детальное изображение преград при их наличии;
  • наличие светофоров, дорожных знаков, разметки, ограждений;
  • другие транспортные средства;
  • габаритные размеры элементов дороги, объектов аварии;
  • место первого контакта машин;
  • следы тормозного пути на дороге;
  • крупные обломки аварии;
  • нахождение автомобилей после происшествия.

Предметы, имеющие отношение к аварийной ситуации, изображаются в горизонтальной плоскости, кроме случаев переворачивания автомобилей на боковую сторону. Для страховой компании неважны малозначительные детали: цвет машины, расположение багажника.

Составленную схему ДТП необходимо заверить подписями сторон и очевидцами происшествия. Если один из участников находится в алкогольном, наркотическом опьянении, другой водитель обязан сделать пометку в графическом плане.

Спецсимволы

Водители должны знать, как самостоятельно нарисовать аварию четко и понятно. Для составления графического изображения принято использовать обозначения. Основные специальные символы:

  1. Легковой автомобиль. При наличии нескольких участников каждая машина обозначается цифрой или буквой.
  2. Грузовой автомобиль.
  3. Мотоцикл.
  4. Направление движения. Стрелка с пунктирной линией обозначает траекторию перемещения транспортных средств на момент ДТП.
  5. Место столкновения в виде перекрестных прямых.
  6. Разметка. Расположение двойных сплошных, прерывистых линий на дорожном покрытии.
  7. Светофор. Горящий сигнал момент происшествия обозначается крестиком или стрелкой.
  8. Дорожный знак. При невозможности графического изображения допустимо указание названия или цифрового обозначения в соответствии с ПДД.

При составлении схемы ДТП разрешено упрощенное изображение автомобилей в виде прямоугольников, помеченных цифрами или буквами. Внизу документа делается примечание, поясняющее соответствие обозначения и марки, регистрационного номера транспортного средства. На рисунке посторонний предмет, препятствующий движению, фиксируется как параллелепипед, тормозной путь – изогнутые линии, повторяющие траекторию машины. Спецсимволы используют для обозначения тротуара, дорожных ограждений.

Основные рекомендации по оформлению

При возникновении аварийной ситуации автовладельцы должны знать, как самостоятельно составить схему ДТП по образцу. Установлены правила оформления графического плана:

  • наличие заглавия;
  • оформление чертежа на листе формата А4 при отсутствии Европротокола;
  • изображение рисунка черной или синей шариковой ручкой;
  • заполнение печатными буквами;
  • использование спецсимволов без подробной детализации;
  • составление схемы каждым участников происшествия;
  • отсутствие исправлений;
  • соблюдение масштабов, пропорций.

Важно знать! На зарисовке недопустимы помарки. Если была допущена ошибка при составлении схемы, разрешено зачеркнуть недостоверное изображение и поставить подпись «исправление верно». Внесенные изменения заверяются обоими участниками аварии.

Типовые схемы ДТП

На официальном сайте Российской системы автостраховщиков представлены стандартные чертежи. Составление схемы ДТП по имеющемуся образцу допускается при оформлении Европротокола, урегулировании конфликта в присутствии сотрудника ГИБДД на месте происшествия. Случаи, когда недопустимо изображение по шаблону:

  • нарушение правил составления протокола при возникновении аварийной ситуации;
  • бесконтактное ДТП;
  • столкновение в момент остановки автомобиля;
  • несоответствие стандартной схемы обстоятельствам;
  • отсутствие подписи участника инцидента на бланке извещения о дорожно-транспортном происшествии.

Типовые схемы являются опорным материалом для составления чертежа транспортного происшествия. Существует около 30 графических планов, учитывающих на основании экспериментов обстоятельства аварии, расположение автомобилей, место столкновения, размещение знаков и разметки, ситуации неправомерного совершения обгона, перестроения. Шаблонные рисунки сопровождаются комментариями по определению виновной стороны, назначению наказания за нарушения правил дорожного движения.

Можно ли рисовать схему ДТП онлайн

Для оформления аварии разрешено использование электронных сервисов для составления графического плана. В Сети существует редактор с простым интерфейсом.

Важно знать! Автовладельцы могут без прохождения регистрации нарисовать схему происшествия. Водители выбирают элементы ДТП по категориям: дороги/ улицы, участники движения, знаки/ светофоры.

На картинке высвечиваются выбранные объекты, детали аварийной ситуации, которые можно перемещать, изменять.

Типичные ошибки при составлении схемы

При самостоятельном оформлении дорожного происшествия возможно возникновение проблем. Автовладельцы неправильно обозначают место первичного удара транспортных средств из-за невнимательности, замедленной реакции в момент столкновения. Распространенная ошибка – искажение сведений для сокрытия обстоятельств инцидента. При противоречивых данных схем, составленных несколькими водителями, учитываются свидетельские показания очевидцев, материалы камер видеонаблюдения, регистратора.

Последствия неправильной прорисовки

Нарушение правил составления графического плана является причиной признания документа недействительным. Несоблюдение условий оформления, внесение недостоверной информации – основание для отказа в возбуждении административного дела, выплате денежной компенсации от страховой компании. При возникновении разногласий с другим водителем необходимо вызвать сотрудника ГИБДД для проведения разбирательства.

Возникновение аварийной ситуации – причина обязательного составления схемы ДТП. Водители вправе самостоятельно изобразить обстоятельства происшествия или дождаться приезда инспектора. Правильное оформление графического плана, указание достоверных сведений, проставление подписи – обязательные требования для признания чертежа документом, имеющим юридическую силу.

Источник:
http://pravodorog.ru/avarija/svedenija/shema-dtp.html

Схема дорожно-транспортного происшествия (ДТП)

В настоящей статье мы дадим практические советы, которые помогут участникам дорожно-транспортного происшествия реализовать свои права и позволят избежать распространенных ошибок, допускаемых ими при оформлении схемы ДТП.

Любое дорожно-транспортное происшествие влечет за собой необходимость его документирования в установленном законом порядке.

Основным документом, который составляется на месте происшествия, является схема ДТП.

Несоблюдение требований закона касающихся данного документа влечет его недействительность.

Под схемой дорожно-транспортного происшествия (ДТП) понимается графическое отображение плана местности, дорожной обстановки, транспортных средств, следов и предметов, имеющих отношение к дорожно-транспортному происшествию.

Являясь основополагающим доказательством, схема происшествия включает в себя ряд исходных данных, без которых производство по делу невозможно.

Данный источник доказательств должен соответствовать критериям информативности и объективности, то есть содержать в себе максимально полные и достоверные сведения о картине на месте дорожно-транспортного происшествия.

Закон устанавливает ряд требований к форме, содержанию и порядку составления исследуемого нами документа.

Рекомендации по составлению cхемы ДТП

Как показывает практика, лицам, принимающим участие в составлении схемы происшествия, следует знать:

Зарисовывается схема на специальном бланке.

Бланк схемы ДТП утвержден приказом МВД РФ от 2 марта 2009 г. N 185 «Об утверждении административного регламента министерства внутренних дел Российской Федерации, исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требования в области обеспечения безопасности дорожного движения» (далее Административный Регламент МВД РФ).

Составляется и подписывается должностным лицом, в производстве которого находится дело о ДТП.

Являясь приложением к протоколу осмотра места происшествия, схема составляется сотрудниками ГИБДД, прибывшими на место происшествия.

Если в результате дорожно-транспортного происшествия наступили тяжкие последствия – кому-либо из его участников причинен вред жизни и (или) здоровью, схему ДТП составляет дежурный следователь (дознаватель) прибывший на место происшествия в составе следственно-оперативной группы.

Схема, составленная участниками происшествия, не может заменить собою схему, которую оформляет должностное лицо (сотрудник ГИБДД, следователь, дознаватель), в соответствии с возложенными на него законом полномочиями.

Участник ДТП не является лицом, осуществляющим производство по делу.

Не стоит терять времени на составление дублирующих схем ДТП в режиме онлайн.

Для зарисовки схемы, ее составителю достаточно иметь лист бумаги и авторучку.

Оформляется с участием понятых.

При составлении схемы дорожно-транспортного происшествия присутствуют понятые, привлекаемые сотрудником ГИБДД, следователем (дознавателем) в порядке, предусмотренном законом. Процессуальный статус понятых, их права и обязанности определены в нормах Кодекса РФ об административных правонарушений (статья 25.7), Административного Регламента МВД РФ (пункт 111),Уголовно- процессуального кодекса РФ (статья 60).

Исходя из анализа перечисленных выше норм закона понятой – это лицо, достигшее совершеннолетнего возраста, не заинтересованное в конечном результате по делу.

Максимальное число понятых не регламентировано законом, однако их должно быть не менее двух.

Понятые удостоверяют процесс производства (составления схемы ДТП), содержание (проведение замеров, определения положения автомобилей относительно друг друга и элементов проезжей части дороги, фото и видео съемку) и результат (внесение достоверных данных в бланк схемы ДТП) процессуального действия.

Читайте также  ПРОТОКОЛ освидетельствования

На практике должностные лица, осуществляющие производство на месте дорожно-транспортного происшествия (сотрудники ГИБДД, следователь, дознаватель), зачастую игнорируют требования пункта 111 Административного регламента МВД РФ.

Не указывая в протоколе осмотра места происшествия и схеме сведений о документе, удостоверяющим личность лица, привлекаемого к участию в деле в качестве понятого, они ограничиваются, в лучшем случае, установлением личности по водительскому удостоверению.

При этом в протокол (схему ДТП) сведения, о месте жительства понятого, вносят с его слов.

Данная практика порочна и недопустима.

В силу разного рода причин людям свойственно путать понятия «место регистрации» и «место проживания». Эти понятия нетождественны.

Зачастую на роль понятых люди идут без особого желания.

Участие в деле в качестве понятого сопряжено с временными затратами и порождает обязанность гражданина являться по повесткам в следственные органы и суд.

Неисполнение данной обязанности влечет за собой наложение штрафа в отношении лица, уклоняющегося от вызова следователя (суда) и осуществлении принудительного привода гражданина в органы следствия (суда).

При таких «привилегиях» нельзя исключить возможности умышленного искажения лицом, привлекаемым к делу в качестве понятого, сведений о его месте жительства.

Единственным документом, удостоверяющим личность гражданина и, содержащим сведения о его месте регистрации по месту проживания, является паспорт гражданина РФ.

Из сказанного выше следует, что именно сведения о паспорте в обязательном порядке должны быть отражены в протоколе (схеме ДТП). Невыполнение данного требования может повлечь в дальнейшем ряд негативных последствий.

Например, понятого невозможно вызвать для допроса в качестве свидетеля, что значительно затрудняет дальнейшее производство по делу и ограничивает доказательственную базу.

Несоблюдение требований закона позволяет виновнику дорожно-транспортного происшествия и его защитнику опротестовать схему ДТП, выполненную с нарушением требований закона и признать ее недопустимым доказательством.

Документируется с привлечением заинтересованных лиц, круг которых определяет должностное лицо, производящее осмотр места ДТП.

К оформлению схемы ДТП привлекаются его участники и иные заинтересованные лица.

При наступлении тяжких последствий, осмотр места происшествия и составление его схемы, производится с участием специалистов.

Специалист это лицо, обладающее специальными познаниями в определенной области (автотехники, криминалистики, судебной медицины…)

В качестве специалистов могут привлекаться сотрудники ГИБДД, эксперт – криминалист, специалист – автотехник.

Подробности в статьях:

Сотрудники ГИБДД, следователи, дознаватели, упрощая процедуру оформления схемы ДТП, не принимают должных мер по установлению и привлечению заинтересованных лиц к составлению плана-схемы места происшествия.

Такой подход можно условно назвать ограничительным.

Часто схема ДТП составляется наскоро, с участием «не заинтересованных в исходе дела» и безразличных ко всему происходящему понятых.

Водители транспортных средств – участники ДТП, находясь в состоянии стресса от пережитой аварии, не всегда способны объективно оценить сложившуюся обстановку.

Таким образом, создается благодатная почва для разного рода злоупотреблений. Не следует недооценивать последствия ограничительного подхода при определении круга лиц, привлекаемых к участию для фиксации обстановки на месте ДТП.

Также, к процедуре собирания сведений, подлежащих внесению в схему, наряду с водителями – участниками дорожно-транспортного происшествия, должны привлекаться пешеходы и пассажиры транспортных средств, пострадавшие в результате аварии.

Все они являются полноправными участниками происшествия.

К числу заинтересованных лиц, не принимавших непосредственного участия в исследуемом нами событии, относятся собственники транспортных средств, работодатели, представители предприятий и организаций, имуществу которых причинен вред, представители дорожных служб.

Для них событие ДТП может порождать права и обязанности. Заинтересованные лица могут реализовывать свои права через представителей и адвокатов.

Общим показателем эффективности действий каждого из лиц, участвующих в производстве по делу о ДТП, является степень его активности и инициативности.

Действия участников, привлеченных к составлению схемы происшествия, не должны сводиться к молчаливому присутствию и созерцанию ими происходящего.

Необходимо записывать результаты всех замеров, вносимых в схему, контролировать процесс осмотра места ДТП.

Действенным методом контроля, обеспечивающим полную и достоверную фиксацию обстановки на месте ДТП, является фотосъемка и видеозапись.

Если у Вас нет возможности произвести фото–видео фиксацию, можно нарисовать схему ДТП самостоятельно.

Неотъемлемым и обязательным атрибутом схемы, составленной на месте дорожно-транспортного происшествия, является наличие в ней подписей.

Схема подписывается должностным лицом, понятыми и всеми заинтересованными лицами, которые принимали участие в осмотре места происшествия.

На что следует обратить внимание при ознакомлении со схемой ДТП

Перед подписанием схемы ДТП необходимо ознакомиться с ее содержанием и обратить внимание на следующие важные моменты:

Убедитесь в том, что схема составлена надлежащим образом и подписана должностным лицом (сотрудником ГИБДД, следователем, дознавателем).

Проверьте наличие подписей понятых, сведений о документах, удостоверяющих личности и места их жительства.

Обратите внимание на то, чтобы данные в схеме, соответствовали данным, которые были зафиксированы Вами в ходе осмотра места дорожно-транспортного происшествия.

Если при ознакомлении со схемой места происшествия Вами будет выявлено несоответствие условиям, перечисленным в п.п. 1-3, необходимо в соответствующей графе написать « Со схемой не согласен», удостоверить несогласие и факт ознакомления подписью. В дальнейшем – оспорить схему ДТП.

При соответствии схемы п.п. 1-3 напишите: «Со схемой согласен», удостоверьте согласие и факт ознакомления своей подписью.

Сфотографируйте схему (при наличии возможности).

Предложенный порядок ознакомления и подписания схемы ДТП является наиболее целесообразным, так как позволяет избежать злоупотреблений и фальсификаций со стороны третьих лиц, ограничивает возможность внесения последующих изменений и дополнений в оригинал документа.

Иногда, при отсутствии необходимых условий, на месте происшествия рисуется черновик – образец схемы ДТП, который в последующем перечерчивается «набело».

При этом все требования, предъявляемые к схеме ДТП, должны быть неукоснительно соблюдены.

Черновик схемы ДТП приобщается к материалам дела.

От того, насколько правильно и полно составлена схема ДТП зависит успех в доказывании вины в процессе производства по гражданским и административным делам.

В заключение хочу отметить, что сведения, изложенные в настоящей статье, касающиеся вопросов о схеме ДТП, не носят исчерпывающий характер.

Если после ознакомления со статьей у Вас появятся дополнительные вопросы по схеме ДТП или Вам необходима будет наша помощь, заполните форму записи на бесплатную консультацию.

Источник:
http://dtp-avtostrahovanie.ru/skhema-dtp

Правила составления схемы ДТП

Согласно законодательству, даже самую незначительную дорожную аварию необходимо оформлять должным образом. Проведенное разбирательство позволит выявить виновных и пострадавших, обеспечит доказательствами и доводами, достаточными для получения компенсации. Схема ДТП – это важный официальный документ, который становится основой при разборе ситуации. Он принимается во внимание на судебных процессах, необходим для расчета страховых выплат. От правильности его составления многое зависит, поэтому каждый водитель должен знать базовые требования к чертежу, обладать навыками его нанесения.

Что должно быть в схеме ДТП

К рассмотрению принимается только такой документ, который содержит всю необходимую информацию. Иногда он составляется без участия сотрудников ГИБДД, поэтому каждый водитель должен знать, на какие моменты обратить внимание.

Согласно требованиям к схеме ДТП, она должна включать:

  • расположение транспортных средств до аварии с указанием направления их движения;
  • позицию и тип препятствий на дороге, если они есть;
  • положение знаков, светофоров, тип разметки;
  • расстановку других транспортных средств, если те оказывали влияние на ситуацию на дороге, например, выступали препятствием для машин – участников ДТП;
  • данные по ширине дорожного полотна и количество его полос в направлении следования участников ДТП;
  • место столкновения – если их было несколько, то самым важным считается первое;
  • расстановку транспортных средств после того, как авария произошла.

Чтобы составить правильную схему ДТП надо использовать специальные обозначения. Они позволят упростить чтение плана и избежать двусмысленностей.

Для чего нужна схема

Основное назначение схемы ДТП – сохранение всех особенностей дорожной ситуации на бумажном носителе. Заверенная подписями инспектора ГИБДД и/или участников происшествия, бумага приобретает статус документа. С ее помощью проводится разбор момента аварии, ее обстоятельства и причины. Графический план столкновения объектов на дороге в обязательном порядке содержит информацию по всем предметам, принимавшим участие в ДТП (даже косвенно). Данные схемы учитываются при разборе дела в суде, выявлении виновника аварии. Она необходима для получения компенсации по ОСАГО, а иногда даже по КАСКО. Важно понимать, что информация, указанная в схеме, не должна противоречить данным, полученным с помощью средств фото- и видеофиксации.

Кто должен составлять документ

Особенности составления схемы ДТП зависят от обстоятельств аварии, ее серьезности, количества участников происшествия. В одних случаях водителям приходится рисовать схему ДТП самостоятельно, в других они не имеют на это право, поэтому требуется присутствие инспектора ГИБДД. Нарушение общепринятых правил может привести к тому, что документ утратит статус доказательства и не будет принят к рассмотрению.

Сотрудниками ГИБДД

Если на место аварии вызван патруль ГИБДД, то ответственность по заполнению схемы возлагается на инспектора. Он же затем заверяет документ своей подписью. Для составления бумаги сотрудник использует данные, полученные при визуальном осмотре места, опросе участников ДТП и свидетелей. Случается, что инспектор консультирует водителей по телефону, дает им разрешение на самостоятельное составление схемы и ее подкрепление фотографиями, видеосъемкой. Затем участники аварии посещают отделение ГАИ, где ситуация разбирается детально.

Водителями для страховой компании

Чтобы нарисовать легитимную схему ДТП для страховой, надо взять специальный бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии. Важно помнить, что СК не примет в качестве доказательства просто отдельный листок. Также стоит учесть, что в типовом бланке не так много места для рисунка, поэтому на самой схеме надо отразить только основные и наиболее важные моменты. В извещении предусмотрены дополнительные пункты, в которых можно уточнить место удара и особенности выполнения маневров.

Когда нельзя самостоятельно составлять схему

В некоторых ситуациях даже если правильно самостоятельно нарисовать схему ДТП для суда или страховой, можно столкнуться с отказом на ее рассмотрение. В особо сложных случаях и при серьезных авариях лишь у сотрудника ГАИ есть право перенести ситуацию на бумагу.

Схема ДТП составляется только инспектором ГИБДД, если:

  • транспортному средству потерпевшего нанесен урон на 100 тыс. рублей и больше;
  • участники аварии не имеют единого мнения по поводу виновника и обстоятельств происшествия;
  • хотя бы один из водителей, попавших в ДТП, не имеет права находиться за рулем или пребывает в состоянии опьянения;
  • хотя бы у одного из водителей, попавших в ДТП, нет действующего полиса ОСАГО;
  • в аварии пострадали или погибли люди;
  • один из участников происшествия скрылся с места ДТП.

Если есть сомнения по поводу целесообразности составления схемы без сотрудников ДПС, лучше позвонить в отделение ГИБДД и уточнить этот момент.

Методика составления схемы

Если авария фиксируется инспектором ГИБДД, для нанесения рисунка может быть применен лист в клетку или обычная писчая бумага. Водители должны использовать для прорисовки схемы бланк Европротокола, в котором для этих целей отведен 17-ый пункт. Экземпляр извещения о ДТП можно получить в страховой компании при оформлении страховки – менеджер обязан дополнить его инструкций по заполнению документа.

Как правильно нарисовать план в европротоколе самостоятельно

Особенности нанесения рисунка не регламентированы, но отработаны на практике. Документ может содержать графические обозначения, буквы и цифры, схема наносится по форме «вид сверху». Для ее составления можно использовать синюю или черную шариковую ручку. Элементы чертежа должны быть общепринятыми, понятными, разборчивыми и при необходимости оснащенными расшифровками. Исправления, использование корректоров и других методов чистки недопустимо.

Согласно правилам составления в схеме ДТП должны быть только схематические данные, а в извещении указывают следующие моменты:

  • место происшествия (километр трассы, адрес, ближайший дом или другой узнаваемый объект);
  • количество вовлеченных транспортных средств, пострадавших;
  • данные свидетелей и их показания, если есть;
  • данные по машинам – участникам ДТП – их владельцам, лицам, которые находились за рулем, страховым компаниям, повреждениям, ответственному сотруднику ГИБДД.

Схема составляется с использование принципов масштабирования. По возможности она сопровождается фото- или видеоматериалами.

Несмотря на то, что в некоторых случаях составление плана допускается и через несколько дней после аварии, лучше всего рисовать его прямо на месте.

Типовые схемы

На сайте Российского союза автостраховщиков можно найти множество образцов схем ДТП, составленных на основе примерных обстоятельств, приводящих к авариям. Это подробные рисунки, которые сопровождаются рекомендациями в плане распределения ответственности между водителями. К их применению прибегают при оформлении Европротокола при условии, что участники ДТП достигли соглашения, а в происшествии нет пострадавших.

При наличии более двух участников

Обычно в таких ситуациях требуется составление схемы ДТП сотрудниками ГИБДД. При создании планов важно учитывать порядок очередности. В частности, если один водитель в результате своих маневров задел сразу два транспортных средства, составляется два рисунка – по одному с каждым из участников аварии. Данные третьего авто и его водителя в этом случае дописываются в графе №4 на обратной стороне извещения.

При ДТП на дворовой территории

Согласно ст.1 Федерального закона №40, ДТП на парковке, во дворе и любой территории, прилегающей к дорогам, оформляются по тем же правилам, что и аварии на дорожном полотне. Они точно так же являются страховыми случаями по ОСАГО. По статистике, чаще всего оформляются такие ДТП без ГИБДД, но при невозможности достигнуть согласия между участниками происшествия, вызывается патруль ДПС.

Читайте также  Сколько стоит штрафстоянка за сутки в 2020 году? Сколько можно стоять?

Используемые обозначения

При оформлении схемы дорожно-транспортного происшествия применяются специальные универсальные символы, благодаря чему любое заинтересованное лицо способно прочитать чертеж. В частности, свои обозначения есть у легковых и грузовых автомобилей, мотоциклов, посторонних предметов. Особым образом указывается направление движения ТС, место аварии, тормозной путь, дорожная разметка, светофор. Дорожные знаки можно рисовать или указывать цифрами в соответствии с ПДД

Требования к различным видам схем

Авария может быть зафиксирована по упрощенной или стандартной процедуре. От этого зависит, каким образом будет оформлена схема конкретного дорожно-транспортного происшествия.

Европротокол

Вариант упрощенной схемы ДТП, составление которой не требует вызова инспектора ДПС и сбора дополнительных бумаг. Использование Европротокола позволяет ускорить начисление и выплату страховой компенсации. Такой подход возможен только в случае, если в аварии задействовано не более двух транспортных средств. При этом сумма ущерба не превышает 100 тыс. рублей, здоровью пострадавших не был нанесен урон, у обоих водителей оформлено ОСАГО, а участники не спорят по поводу виновного.

Стандартное ДТП

Если упрощенная процедура не может быть применена, составляется схема ДТП по стандартному типу. В этом случае на место происшествия вызывается патруль ГИБДД, после чего его сотрудник принимает решение о целесообразности прорисовки чертежа. В такой ситуации водители только наблюдают за процессом, вносят поправки, контролируют правильность заполнения документов. При таком подходе составляется максимально точный чертеж, так как место происшествия замеряется, все детали фиксируются.

Последствия в случае неправильного составления схемы ДТП

При нарушении порядка составления плана ДТП, несоблюдения правил нанесения чертежа или даже помарки при обозначении транспортного средства, документ признается недействительным. Его не примут к рассмотрению в суде, по нему не удовлетворят запросы страховые компании. Легкомысленное отношение к прорисовке плана аварии зачастую становится причиной невозможности получить денежную компенсацию водителем даже при его невиновности. Ввиду того, что в правильности оформления документа больше заинтересована пострадавшая сторона происшествия, именно она должна все проверить перед тем, как поставить свою подпись.

Если один из водителей отказывается подписать схему ДТП

Ответственное отношение к составлению схемы ДТП позволит доказать свою невиновность, своевременно и в полном объеме получить компенсацию. Каждый водитель должен знать нюансы нанесения чертежа и возможные подвохи.

Источник:
http://avtojur.com/dtp/ekspertiza/shema-dtp

Составление схемы дорожно-транспортного происшествия в 2020 году

Дорожно-транспортное происшествие – это неприятное событие, которое влечет за собой бюрократические проволочки и официальные разбирательства. Для того чтобы страховые компании или ГИБДД (в случае серьезного ущерба или наличия пострадавших) могли оперативно определить причины происшествия, в 2020 году водители должны составить схему ДТП. Это официальный документ (при условии правильности составления), который является законным основанием для обращения в страховую компанию с целью возмещения причиненного ущерба. Также в 2020 году схему ДТП используют при судебном разбирательстве (приобщают к материалам дела).

Зачем и когда необходимо составлять схему ДТП в 2020 году?

В 2020 году при самостоятельном составлении протокола о ДТП схема аварии является ключевым документом, на основании которого страховая компания устанавливает виновников. С ее помощью сотрудники ГИБДД имеют возможность подробно разобрать обстоятельства происшествия. В случае обращения в суд (например, при наличии пострадавших) схема также прикрепляется к материалам дела.

Чтобы схема ДТП имела юридическую силу, её нужно составить с учетом всех предписаний, описанных в ФЗ «об ОСАГО». В противном случае можно получить законный отказ в выплате материального ущерба со стороны страховой компании.

Нормативная база

Общие положения по составлению схемы ДТП в 2020 году прописаны в 12 статье Федерального закона РФ 40-ФЗ (в простонародье «об ОСАГО»). Размеры максимальных выплат прописаны в 5 пункте данной статьи.

Кто должен составлять документ?

Схема ДТП в 2020 году может быть составлена двумя способами:

  1. Без участия сотрудников ГИБДД, т.е. непосредственно участниками аварии. В таком случае все необходимые сведения указываются в Европротоколе, который подписывается обеими сторонами.
  2. С участием инспекторов ГИБДД. Такой способ актуален в тех ситуациях, когда между участниками аварии возникли разногласия и договориться самостоятельно им не удаётся. Сотрудник автоинспекции, прибывший на место ДТП, в таком случае осуществляет комплекс мероприятий с целью установления степени вины участников аварии и нанесенного ими ущерба.

В 2020 году европротокол является официальным документом, несмотря на то, что составлен самостоятельно. Его предъявление в страховую компанию – законные основания для взыскания материальных затрат на восстановление автомобиля по ОСАГО, пострадавшего в ДТП.

Получение денежной компенсации возможно только в том случае, если при составлении Европротокола не допущено ошибок. В данном документе должны быть детально запротоколированы все произошедшие события с учетом внешних факторов (светофоры, другие участники движения, ландшафт местности и т.д.).

Что должно быть в схеме ДТП?

В российском законодательстве нет особо жестких требований по художественной составляющей схемы дорожно-транспортного происшествия. Главный фактор – достоверность и полнота предоставленной информации. С помощью данной схемы сотрудники ГИБДД и страховой компании устанавливают ответственность сторон. В 2020 году в схеме ДТП должны быть указаны следующие сведения:

  • Подробное описание месторасположения произошедшей аварии (полное название улиц, трасс и т.д.).
  • Детальное расположение транспортных средств перед аварией с указанием направлений.
  • Если на пути движения автомобилей были преграды они должны быть детально описаны.
  • Подробное расположение светофоров, дорожных знаков и линий разметки. Последняя нужна для того, чтобы выяснить, были ли ограничения у участников ДТП на совершение тех или иных маневров.
  • Если в момент дорожно-транспортного происшествия на дороге были другие ТС, необходимо указать их.
  • Место, где произошло первое соприкосновение транспортных средств.
  • Расположение автомобилей после ДТП.

Требования по составлению

При составлении схемы ДТП в 2020 году необходимо придерживаться установленных требований:

  • Заполнять Европротокол необходимо исключительно шариковой ручкой черного либо синего цвета.
  • Рекомендуется заполнять документ печатными буквами.
  • Каждый участник заполняет свою часть самостоятельно.
  • Если возникла необходимость внести в схему корректировки, то сначала зачеркивается эта часть схемы (можно той же ручкой), а затем ставится подпись «исправление верно».
  • Когда все пункты заполнены, участники изучают документ и после чего подписывают его на обратной стороне. После подписания Европротокола в него уже нельзя внести какие-либо корректировки. Поэтому следует максимально тщательно проверить все данные.

Необходимые документы

Для того чтобы самостоятельно составить Европротокол потребуется предоставить следующий перечень документов:

  • Письменное объяснение (в свободной форме) от каждого участника аварии.
  • Протокол, в котором отмечено, что нарушение имеет административный характер (т.е. отсутствуют пострадавшие).
  • Первичную справку об аварии.
  • Схему ДТП, подписанную обоими водителями.

Пошаговая инструкция самостоятельного составления схемы ДТП

Если у участников аварии нет разногласий, то схема ДТП в 2020 году составляется самостоятельно. Последовательность действий выглядит следующим образом:

  1. Определяется масштаб чертежа.
  2. Первым делом изображается участок дороги (на котором произошло ДТП) с детальным обозначением ландшафта, светофоров и дорожных знаков. Не нужно углубляться и наносить все мельчайшие детали.
  3. Далее на бумагу наносят транспортные средства. Их принято изображать в виде прямоугольника (фары — треугольником).
  4. После этого на схему ДТП необходимо нанести точные координаты транспортных средств как до аварии, так и после. Для этого производятся замеры (расстояние между ТС, от колес до обочины и т.д.). Для таких целей желательно иметь рулетку.

Помарок в чертеже быть не должно, поэтому оптимальный вариант – составить сначала «черновик», согласовать его и после того как оба водителя пришли к общему мнению составлять полноценную схему с уточнением всех деталей. Когда водители совместно составили схему ДТП, можно переходить к заполнению бланка извещения (выдается вместе со страховым полисом).

Пример самостоятельно составленной схемы ДТП

Вот так выглядит бланк для составления схемы ДТП:

Типовая схема, в которой 2 транспортных средства, двигающихся в одном направлении столкнулись на перекрестке. Крестиком обозначено место столкновения, стрелками направление движения. На чертеже имеются названия улиц, места размещения светофоров. Обратите внимание на шапку – в ней указывается место и дата произошедшей аварии.

Как составить схему ДТП онлайн?

У неопытных водителей могут возникнуть проблемы с составлением схемы ДТП, специально для таких ситуаций созданы несколько онлайн-сервисов, облегчающих в 2020 году данную задачу:

  • Автокадабра. Простой в управлении редактор на одном из популярнейших автомобильных сайтов. С его помощью можно воспроизвести даже очень сложную аварию, так как количество элементов (дорожных знаков, ТС, разметки и т.д.) в данном сервисе не ограничено. Это наиболее популярный в своём роде инструмент. Ссылка — http://autokadabra.ru/road-editor
  • Составление схемы ДТП онлайн. Воронежская компания, занимающаяся выкупом автомобилей разработала собственный сервис. От предыдущего он отличается неприхотливостью (работает даже при медленном интернет — соединении). Ссылка — https://avtovikup136.ru/составление-схемы-дтп-онлайн/
  • Конструктор дорожных ситуаций. Ещё один мощный сервис для составления схемы ДТП. Отличается более разнообразным функционалом. Единственный минус – относительно долгая загрузка страниц (это связано с тем, что при первом запуске загружается библиотека различных файлов и данных). Ссылка — http://www.roadimage.ru

Когда нельзя самостоятельно составлять схему?

Самостоятельное составление схемы ДТП в 2020 году допустимо, только если соблюдается следующий перечень условий:

  • В результате дорожно-транспортного происшествия пострадали исключительно автомобили, при этом у каждого участника имеется полис ОСАГО.
  • В аварии отсутствуют пострадавшие и погибшие. Какому-либо другому имуществу (например, дорожным знакам, витринам и т.д.).

При наличии пострадавших протокол составляется с обязательным присутствием понятых (статья 214 приказа МВД №185).

  • Ущерб автомобилю составляет более 100 тысяч рублей, участники ДТП не смогли договориться, и у них есть разногласия относительно степени вины.

Если не выполняется хотя бы одно из представленных выше условий, то самостоятельно составить схему ДТП в 2020 году нельзя и оформление должно происходить в общем порядке (с привлечением инспекторов ГИБДД или аварийных комиссаров).

При игнорировании этих правил, страховая компания будет иметь право отказать в выплате.

Распространенные ошибки

При фиксации дорожно-транспортного происшествия инспектором ГИБДД проблем обычно не возникает. Однако, когда водители, согласно Европротоколу, занимаются составлением схемы ДТП самостоятельно, то нередко случаются ошибки. Отметим наиболее типичные из них в 2020 году:

  • Неправильно установлено место первого соприкосновения (удара) автомобилей, которое повлекло за собой дальнейшие последствия ДТП. Неточности связаны в большинстве случаев из-за недостаточной внимательности и реакции водителей.
  • Противоречивое описание сигналов светофора в момент происшествия. В таких ситуациях обычно привлекают очевидцев в качестве свидетелей для того чтобы установить, кто из водителей прав.
  • Скрытие водителями факторы совершения ими тех или иных маневров. Такое происходит исключительно из-за умысла. Искажение сведений производится для того чтобы отвести от себя вину и переложить её на другого участника ДТП. Типичный пример: водитель отказывается признавать, что совершал обгон или превышал скорость перед столкновением.

Последствия в случае неправильного составления схемы ДТП

Если при составлении схемы ДТП в 2020 году было нарушено хотя бы одно правило, она признается недействительной. Такой документ не примут ни в автоинспекции, ни в страховой компании, следовательно, пострадавший не сможет получить денежную компенсацию за причиненный ущерб.

Вытекает неприятный вывод: в правильности составления схемы заинтересован в первую очередь тот водитель, который не является виновником аварии. Второй участник происшествия может осознанно искажать сведения или неверно оформлять свою часть документа. Поэтому в случае малейших разногласий рекомендуется приглашать на место аварий сотрудников ГИБДД, либо аварийных комиссаров.

Обратите внимание: автомобиль с прицепом считается за одно транспортное средство.

Выделим ещё несколько подводных камней, которые следует знать, дабы не получить отказ в страховой компании в 2020 году:

  • Схему ДТП необходимо рисовать на отдельном листе формата А4 (если авария разбирается автоинспекторами), либо в 17 пункте Европротокола.
  • При самостоятельном составлении чертеж должен быть изображен в бланке «извещение о ДТП».
  • Транспортные средства необходимо обозначать в виде прямоугольников с обозначениями (А и В).
  • В схеме обязательно должны быть отображен все совершаемые маневры, в особенности обгон и изменение полосы.
  • Вносить показания свидетелей в протокол можно исключительно с их согласия (достаточно устной формы).
  • Разрешается использовать типовые схемы ДТП (если они подходят). Скачать их можно на сайте любой страховой компании, например, Росгосстраха.

Источник:
http://zakon-voditel.ru/oformlenie-dtp/shema-dtp