Что такое ОСАГО – как работает, от чего страхует, что входит и для чего нужно

Что такое ОСАГО – как работает, от чего страхует, что входит и для чего нужно

Название полиса ОСАГО – аббревиатура, от полного названия документа: Обязательное Страхование АвтоГражданской Ответственности. В соответствии с этим, оформление полиса ОСАГО обязательно для каждого владельца автомобиля с регистрацией на территории РФ. Документ является гарантом оплаты виновником аварии нанесенного ущерба – страховая компания, выдавшая документ, покроет все расходы пострадавшего лица на ремонт его автомобиля.

Как работает полис ОСАГО?

Полис ОСАГО является документом, который страхует гражданскую ответственность владельцев транспортных средств. Последнее следует понимать дословно: страховая компания покроет убытки пострадавшей стороны, а не виновника ДТП.

Страховой случай наступает, когда автовладелец становится пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии. Представители компании виновника аварии оценивают нанесенный ущерб и отправляют автомобиль пострадавшего в ремонтную мастерскую.

До апреля 2017 года при покупке полиса можно было выбирать способ возмещения убытков: ремонт или денежная компенсация. В соответствии со вступившими 28.04.2017 в закон об ОСАГО поправками, приоритет назначается ремонту в мастерской. Денежное возмещение выплачивается только в особых случаях.

ДТП может быть оформлено с участием сотрудников ГИБДД или без их присутствия. Во втором случае оформляется Европротокол, который должен быть направлен виновником происшествия в свою страховую компанию до истечения 5 дней.

От чего страхует полис ОСАГО

Как уже отмечалось выше, обязательный полис страхует ответственность своего владельца в случае ДТП.

Существует два основных случая страхования:

  1. повреждение автотранспортом чужого имущества;
  2. нанесение ущерба жизни или здоровью другим участникам дорожного движения.

Максимальная выплата в первом случае составляет 400 000 рублей и предусмотрена для покрытия убытков при повреждении дорожных знаков, любого другого недвижимого имущества и даже животных.

До 500 000 рублей может быть выплачено потерпевшей стороне, если ей оказался пешеход или другой автовладелец.

Отказ от выплаты по ОСАГО

У страховой компании есть ряд причин, которые дают ей право отказать в выплате компенсации:

  1. если за рулем виновного в ДТП транспорта было лицо, не указанно в полисе;
  2. если виновник происшествия был за рулем автомобиля, не указанного в полисе;
  3. при повреждении объектов, имеющих культурное значение. Например, памятников архитектуры или религиозных построек;
  4. при перевозке груза, который стал причиной аварии;
  5. если виновник аварии находился под действием алкогольных или наркотических веществ;
  6. если виновник аварии совершил наезд умышленно;
  7. когда ДТП произошло на специально отведенном полигоне или трассе во время соревнований или учебного процесса;
  8. если виновник самостоятельно причинил вред своему автомобилю с целью получения компенсационной выплаты;
  9. в случае, если автомобиль числится в угоне;
  10. если причинены повреждения лицу, который застрахован от такого случая по своей профессиональной деятельности.

Срок действия полиса ОСАГО

У автовладельцев есть выбор срока действия договора со страховой компанией, и этот выбор достаточно широк. Стандартно, минимальный срок составляет 3 месяца, максимальный – 12 месяцев.

Полис на несколько месяцев выгодно приобретать автовладельцам, которые пользуются своим автомобилем не полный год, а только в тёплые сезоны. Это особенно актуально для «молодых» водителей, не имеющих достаточно опыта для вождения на обледенелых и заснеженных дорогах.

Также короткий период обязательной страховки могут купить автовладельцы, продлевающие договор со своей компанией, но планирующие в скором времени продать свой автомобиль. Так как полис ОСАГО нельзя изменить, а можно только приобрести заново, при покупке нового автомобиля действующий полис придется заменить новым. Если в ваши планы входит обновление автомобиля, то мы рекомендуем рассмотреть возможность заключения короткого договора с выбранной страховой компанией.

Оформление ОСАГО на короткий срок выбирают и лица, планирующие длительное путешествие, в течение которого автомобиль не будет участвовать в дорожном движении.

Следует отметить, что месяц «короткого» полиса стоит дороже, чем месяц при заключении годового договора. Определить свою экономию при приобретении полиса с коротким сроком действия помогает калькулятор ОСАГО, которым удобно пользоваться онлайн. Любой автовладелец за 3-5 минут может легко рассчитать стоимость своей страховки, указав данные своего автомобиля и предпочитаемый срок страхования.

Более короткий срок (менее 3 месяцев) предусмотрен для водителей, зарегистрированных за пределами Российской Федерации. Полис сроком от 5 до 15 дней называется «зеленой картой» и работает так же, как обычный ОСАГО.

Страховка до 20 дней предусматривается для автомобилей, которые перегоняют к месту постоянной регистрации или для техосмотра.

Как рассчитывается стоимость полиса ОСАГО

Независимо от выбора страховой компании, с которой заключается договор, полис ОСАГО будет стоить одинаково, так как тарифы устанавливает и регулирует государство: базовый тариф для легковых автомобилей составляет от 3 432 рублей до 4 118 рублей. Дальнейшие надбавки зависят от нескольких параметров.

  1. Мощность двигателя автомобиля. Для ТС с двигателями до 50 лошадиных сил коэффициент надбавки составляет 0,6. Для автомобилей с мощностью от 51 до 149 лошадиных сил коэффициент составляет 0,9. Коэффициент 1,6 предусмотрен для автомобилей с двигателями от 150 лошадиных сил.
  2. Регион регистрации автовладельца. В крупных городах происходит больше ДТП, чем в маленьких, поэтому жителям городов-милионников придется доплатить. Так, в Москве коэффициент надбавки составляет 2,0, в Подмосковье – 1,7, а, например, в Волгограде – 1,3.
  3. Возраст и водительский стаж автовладельца. Минимальный и максимальный возраст не предусмотрены, однако, чем старше водитель и чем больше его стаж, тем дешевле ОСАГО. Например, для водителя 20 лет со стажем 2 года и меньше предусмотрен коэффициент 1,8, а для водителя старше 22 лет и опытом вождения более 3 лет коэффициент будет ниже – 1,0.
  4. Количество аварий. Осторожные и внимательные автовладельцы приобретают полис выгоднее, чем те, кто попадает в аварии (по своей вине или по вине другого участника дорожного движения). Скидка в размере 5% предусматривается для водителей, ни разу не попавших в ДТП за весь период действия полиса и прибавляется каждый год.
  5. Количество водителей, указанных в полисе. Если страхуемым автомобилем пользуется несколько человек, то каждый из них должен быть вписан в ОСАГО. За неограниченное количество пользователей автомобилем прибавляется коэффициент 1,8. При указании конкретных пользователей в полисе прибавляемый коэффициент составит 1,0.

Очевидно, что отказ от приобретения полиса обязательного автогражданского страхования является не только нарушением действующего закона, но и влечет за собой множество финансовых проблем в случае попадания в аварию. Понимание и исполнение всех деталей договора, заключаемого между страховой компанией и автовладельцем в рамках ОСАГО позволяет рассчитывать на мирное и цивилизованное решение вопросов, возникающих в случае ДТП.

Источник:
http://www.polisosagoonline.ru/info/chto-takoe-osago-kak-rabotaet-ot-chego-strakhuet-chto-vkhodit-i-dlja-chego-nuzhno/

Как получить полис ОСАГО

1. Как и где оформить полис ОСАГО?

Полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. “>Полис ОСАГО обязан иметь каждый Владельцем может быть, как собственник ТС, так и водитель, управляющий транспортным средством (например, по доверенности). Не может быть владельцем водитель, управляющий ТС в силу служебных или трудовых обязанностей.

“>владелец За исключением:

  • ТС, зарегистрированных в иностранных государствах, при наличии «зеленой карты»;
  • ТС, максимальная конструктивная скорость которых не более 20 километров в час;
  • ТС, не предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования и (или) не подлежащих государственной регистрации;
  • ТС, не имеющих колесных движителей (имеющих гусеничные, полугусеничные, санные и иные неколесные движители) и прицепов к ним;
  • принадлежащих гражданам прицепов легковых автомобилей;
  • всех военных ТС, кроме автобусов, легковых автомобилей и прицепов к ним, других ТС, используемых для обеспечения.

“>транспортного средства . Но оформить его в страховой компании может не только собственник, но и водитель, управляющий машиной по его согласию (собственника ТС в этом случае впишут в графу «Собственник», а человека, заключившего договор ОСАГО, — в графу «Страхователь»).

Оформить страховку надо в течение 10 дней с того момента, как вы стали владельцем автомобиля, мотоцикла или самоходной техники, но обязательно до постановки ТС на государственный учет в Госавтоинспекции или Гостехнадзоре — без долгосрочного полиса ОСАГО его просто не поставят на учет. Затем вам нужно заблаговременно либо продлевать договор с выбранной страховой, либо заключать новый с другой.

Для заключения договора ОСАГО вам понадобятся (по договоренности со страховой компанией вы можете предъявить как оригиналы, так и электронные копии документов):

  • заявление (заполняется лично в страховой компании);
  • паспорт или иное удостоверение личности владельца ТС;
  • документ о регистрации указанного в заявлении транспортного средства (паспорт ТС или паспорт самоходной машины, свидетельство о регистрации ТС или свидетельство о регистрации машины), за исключением случаев, когда речь идет о новом ТС. После того как вы поставите технику на постоянный учет и получите технический паспорт, вам надо будет известить страховщика о том, что транспортное средство находится на постоянном учете в органах ГИБДД или Гостехнадзора;
  • документ, подтверждающий право собственности на ТС (если транспортное средство не зарегистрировано) или документ, подтверждающий право владения ТС (если транспортное средство взято в аренду);
  • водительское удостоверение или удостоверение тракториста-машиниста (тракториста) владельца ТС и при необходимости лиц, которые будут допущены к управлению (только для оформления закрытой страховки);
  • диагностическая карта с отметкой о прохождении технического осмотра (для ТС старше 3 лет) или свидетельство о прохождении технического осмотра тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин;
  • предыдущий полис обязательного страхования (при наличии).

Документы нужно подавать в страховую компанию, имеющую лицензию. Все легально работающие компании объединены в Российский союз автостраховщиков. Проверить статус лицензии можно на его сайте. Там же можно узнать в отношении каких компаний ведется процедура банкротства или реорганизации.

Источник:
http://www.mos.ru/otvet-transport/kak-poluchit-polis-osago/

Страхование осаго это

В соответствии с Федеральным законом «Об ОСАГО» наличие полиса автострахования ОСАГО является обязательным для всех автовладельцев.
При покупке транспортного средства владелец обязан заключить договор ОСАГО, так как управление автомобилем без действующего полиса запрещено. За отсутствие страховки автовладельцу грозят штрафные санкции.

Наличие данного полиса является гарантией возмещения ущерба, нанесенного транспортным средством, всем пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии. Причем возмещением убытков будет заниматься не лично владелец авто, признанный виноватым в аварии, а страховая компания, с которой заключен договор автострахования.

Электронный полис ОСАГО – это тот же договор обязательного страхования автогражданской ответственности, только в виде электронного документа,
который автовладелец, при желании, может самостоятельно распечатать на простой бумаге в черно-белом или цветном варианте.

Бланки бумажных полисов оформляются в 2019 году исключительно розовыми, а e-ОСАГО может быть любого цвета: розового, голубого, зелёного и даже чёрно-белого. Требований к электронной версии полиса нет. Заверять электронный полис е-ОСАГО не нужно никак и нигде.

Распечатывать электронный полис ОСАГО не обязательно. Достаточно иметь под рукой его серию и номер, либо показать его на экране мобильного телефона.

Читайте также  Травмы при ДТП: тяжесть полученных повреждений, какие бывают - сочетанные, позвоночника, черепно-мозговые, механизм получения у водителя и пассажира, средней тяжести

Сумма платежа зависит от размера базовой ставки и коэффициентов.

В соответствии с указанием Центробанка РФ № 5000-У от 04.12.2018 установлен тарифный коридор — максимальные и минимальные значения базовой ставки ОСАГО,
в пределах которых страховые компании определяют стоимость полисов.
Сегодня максимальное значение базовой ставки не может превышать 4 942 рублей (для легковых автомобилей категории В, используемых физ. лицами).

  1. Мощность двигателя ТС. Чем больше показатель, тем выше расчетный коэффициент мощности (КМ).
  2. Территория преимущественного использования. Водители в крупных городах чаще попадают в аварии, чем жители сельской местности. Поэтому для мегаполисов коэффициент выше, чем для регионов (КТ).
  3. Возраст и стаж водителя. Чем меньше возраст и стаж автовладельца, тем выше будет стоимость полиса (КВС).
  4. Число водителей, допущенных к управлению ТС (КО). При неограниченном списке базовый страховой тариф ОСАГО умножают на коэффициент КО=1,87. При отражении в полисе ограниченного перечня лиц — на 1,0, при условии, что эти водители имеют достаточный возраст и стаж.
  5. Аварии в прошлом (бонус-малус или КБМ). Безаварийная езда дает право на скидку. При аккуратном вождении в течение года стоимость полиса снижается на 5 %, в течение двух лет подряд – на 10 % и так далее. Максимально страховые тарифы ОСАГО могут быть снижены на 50 % в течение 10 лет.
  6. Возможность использования транспортных средств с прицепом (КПР). Этот коэффициент актуален в первую очередь для юридических лиц, владельцев грузовых авто, мотоциклов и мотороллеров. На физ.лиц, владеющих легковым автотранспортом, его действие не распространяется.
  7. Период использования транспортного средства (КС). Он отражает период времени в течение календарного года, на протяжении которого будет использоваться авто. Минимальный период использования в договорах с физлицами составляет 3 месяца.

КБМ (коэффициент Бонус-Малус) – один из основных показателей, влияющих на стоимость договора ОСАГО. КБМ может быть понижающим – при безаварийной езде и повышающим — при наличии ДТП по вине водителя. Данный коэффициент сохраняется как при продлении ОСАГО у текущего страховщика, так и при переходе к другому.

Проверка КБМ по базе РСА занимает не больше минуты и доступна всем пользователям бесплатно. Для проверки коэффициента необходимо зайти на сайт РСА и пройти по пути «ОСАГО», «Расчет стоимости ОСАГО», «Проверить КБМ».

Если Вы считаете, что коэффициент указан неверно, его можно восстановить. Необходимо направить заявление о несогласии в страховую компанию, с которой страхователь заключил или собирается заключить договор. Далее страховой проводится проверка КБМ по базе РСА и, в случае некорректных данных, заменяет значение коэффициента.

Коэффициент учитываться не будет, если водитель год не страховался. Будет присвоен начальный 3 класс (КБМ=1) .

Стоимость полиса ОСАГО не зависит от способа его оформления – бумажный полис или электронный, на сайте страховой компании или через агрегатор. Цена везде будет одинаковая.

Агрегатор даст Вам возможность сравнить стоимость полиса в разных страховых компаниях.
Ваше время – бесценно!

Каждая страховая компания устанавливает свой срок, с которого оформленный полис вступает в силу.
АО “Альфастрахование” – 4 дня от даты оплаты,
ПАО СК “Росгосстрах” – 4 дня от даты оплаты,
АО “Ренессанс Страхование” – на следующий день,
АО “Тинькофф Страхование” – на следующий день,
СПАО “Ингосстрах” – 4 дня от даты оплаты,
ООО “СК “Согласие”- 4 дня от даты оплаты,
САО “ВСК” – 4 дня от даты оплаты,
“Mafin” (ООО «Абсолют Страхование») – 3 дня от даты оплаты,
АО “МАКС” – 3 дня от даты оплаты.
ООО «Зетта Страхование» – 4 дня от даты оплаты.

Рекомендуем указать дату начала действия полиса как 4-й календарный день от текущей даты, чтобы сравнить предложения и получить возможность оформить полис от наибольшего количества страховых компаний.

Источник:
http://osago.sberbank.ru/

Что такое полис ОСАГО – расшифровка

Все лица, имеющие в собственности, в хозведении или в оперативном управлении автомобили, автобусы и иные виды ТС, обязаны приобрести полис ОСАГО в страховой компании, получившей лицензию на осуществление данного страхования. Существует законодательно утвержденная аббревиатура и сопутствующая ей расшифровка ОСАГО – это обязательное страхование автогражданской ответственности, которая может возникнуть у владельцев автомототранспорта.

Что такое ОСАГО

Под страхованием автогражданской ответственности понимаются правоотношения, которые возникают на основании публичного договора (ст. 426 ГК РФ), заключаемого между страхователем и страховщиком.

Суть этих правоотношений заключается в следующем:

  • страхователь, которым может являться как владелец ТС, так и любое другое лицо, желающее исполнить за него обязанность, предусмотренную в ч. 1 ст. 4 ФЗ № 40 от 25.04.2002 «Об обязательном…» (далее – Закон 40), покупает полис;
  • кто-либо из водителей, вписанных в страховку ОСАГО, едет на машине, указанной в полисе, и наносит ущерб другим лицам – например, сбивает пешехода или разбивает чужую машину;
  • у виновника, соответственно, возникает гражданская ответственность – то есть обязанность возместить сбитому пешеходу или владельцу разбитой машины все убытки – то есть стоимость лекарств, услуг больницы или запчастей, необходимых для ремонта;
  • однако, поскольку есть полис, виновнику не придется покрывать данный ущерб – это сделает страховая компания.

Законодательное регулирование обязательного автострахования

ОСАГО регулируется следующими ФЗ и НПА (включая, но не ограничиваясь):

  • Глава 48 ГК РФ (общие нормы о любом виде страхования);
  • Глава 59 ГК РФ (о том, как возмещаются убытки потерпевшим в случае, если у причинителя вреда нет полиса);
  • Закон 40;
  • Положение ЦБ № 431-П от 19.09.2014 «О Правилах…»;
  • Указание Центрального Банка № 5000-У от 04.12.2018 года «О предельных…» (о порядке расчета страховой премии);
  • 170-ФЗ от 01.07.2011 года «О техническом…» (о порядке получения диагностической карты, которая необходима для оформления полиса);
  • различные международные договоры РФ в области обязательного автострахования (ч. 2 ст. 2 Закона 40).

Субъекты и объекты страхования

В сфере правоотношений, связанных с обязательной страховкой автомобиля по ОСАГО, существуют следующие понятия:

Под объектом понимается «то, в целях чего осуществляется страхование». В сфере ОСАГО это имущественно-материальные интересы, связанные с риском возникновения гражданско-правовой ответственности вследствие причинения ущерба:

  • здоровью;
  • жизни;
  • автомобилям других лиц (ч. 1 ст. 6 Закона 40).

Субъекты же – это физические и юридические лица, которые прямо или косвенно участвуют в осуществлении страховки ОСАГО:

  • владельцы ТС;
  • страхователи;
  • страховщики;
  • выгодоприобретатели;
  • РСА;
  • Центробанк;
  • страховые агенты и брокеры.

Виды ОСАГО

В России действует несколько видов страховки гражданской ответственности автовладельцев:

Частые вопросы об ОСАГО

Несмотря на видимую «прозрачность» ОСАГО, система все же имеет ряд нюансов, сложных для понимания простому обывателю. Поэтому Центробанк и РСА периодически разъясняют непонятные положения. Самые распространенные вопросы и ответы на них – ниже.

Что покрывает ОСАГО

Обязательная страховка на автотранспорт покрывает ущерб имуществу, жизни и здоровью, который был нанесен при использовании ТС, указанного в полисе, в пределах страховой суммы, представленной в ст. 7 Закона 40:

  • 500000 руб. – в части вреда здоровью каждого пострадавшего;
  • 400000 руб. – в части ущерба автомобилю каждого пострадавшего.

Например, у гражданина в собственности легковая машина. Он ездит на ней один. Им была куплена страховка в какой-нибудь страховой компании (например, Ингосстрах). Однажды он попал в аварию по своей вине, в результате которой был сбит 1 пешеход и повреждены 2 машины.

Согласно независимой оценке, стоимость ремонта первой машины составила 600000 рублей, второй – 300000. Пешеход, в целях восстановления здоровья, заплатил за лекарства и реабилитацию 550000 рублей.

Соответственно, страховая компания виновника покроет:

  • 400000 рублей за первую машину, оставшиеся 200000 виновнику придется заплатить из «своего кармана»;
  • 300000 рублей за второй поврежденный транспорт, из «своего кармана» виновнику за ее ремонт платить не придется;
  • и 500000 в качестве компенсации вреда здоровью потерпевшего, оставшиеся 50000 виновному придется заплатить за счет своих средств.

От чего не защищает ОСАГО

Полис ОСАГО не сможет защитить виновника от необходимости компенсировать (ч. 2 ст. 6 Закона 40):

  • ущерб, который нанесен его жизни, здоровью или транспортному средству;
  • моральный вред (если соответствующий иск будет предъявлен потерпевшим в суд);
  • ущерб, нанесенный при езде на том ТС, которое не было указано в оформленном полисе;
  • вред, который был нанесен имуществу, жизни и здоровью потерпевших при погрузке или разгрузке груза;
  • урон, причиненный, хотя и в связи с использованием ТС, указанного в полисе, но не «обычным объектам», а антикварным ценностям или сооружениям, имеющим историко-культурное значение.

Нужен ли ОСАГО, если есть КАСКО

ОСАГО и КАСКО – это совершенно разные виды страхования.

По КАСКО страховым случаем признается причинение ущерба транспортному средству, указанному в договоре страхования, вне зависимости от того, кто причинил вред.

А это значит, что отремонтировать свою машину можно за счет средств, выплаченных страховой компанией, даже в случае попадания в аварию по своей вине. ОСАГО же ремонт своего транспорта не покроет.

  • ОСАГО в России – это обязательная страховка, за не оформление которой накладывается штраф в размере 800 рублей, согласно ч. 2 ст. 12.37 КоАП;
  • КАСКО, как и ДСАГО – это добровольные виды страхования, и их не осуществление не влечет какой-либо ответственности.

Поэтому ответ на данный вопрос только один – полис ОСАГО, при наличии действующего полиса КАСКО, нужен обязательно.

Можно ли ездить без страховки

Ездить на авто можно и без ОСАГО – в первые 10 дней после покупки ТС, а также в случаях, указанных в ч. 3 ст. 4 Закона 40.

Например, не оформлять «автогражданку» могут те, у кого есть в собственности, хозведении или оперативном управлении:

  • машина, максимально конструктивная скорость которой не более 20 км/ч;
  • ТС, которое не подлежит допуску к участию в дорожном движении в порядке, предусмотренном ч. 3 ст. 15 ФЗ № 196 от 10.12.1995 «О безопасности…» (то есть не регистрируется в органах Гостехнадзора или ГИБДД);
  • ТС, имеющее гусеничный, санный или иной неколесный движитель.

Также могут не делать «автогражданку»:

  • владельцы ТС, зарегистрированных в зарубежных странах, имеющие «Зеленую карту»;
  • собственники прицепов к легковым машинам (полис ОСАГО не делается именно в отношении прицепа, в отношении самой легковой машины, оборудованной прицепом, «автогражданку» нужно оформлять).

Как работает ОСАГО при ДТП

«Автогражданка» при ДТП работает следующим образом:

  • стороны решают, каким образом оформлять ДТП – по Европротоколу или с участием работников ГИБДД (оформить по Европротоколу можно только в случаях, когда нет раненых, столкнулись только 2 ТС, а участники аварии не имеют разногласий по поводу случившегося – ч. 1 ст. 11.1 Закона 40);
  • далее потерпевший идет в свою страховую компанию (если соблюдаются условия, указанные в ч. 1 ст. 14.1 Закона 40) или в страховую виновника (в остальных случаях);
  • в офисе страховщика потерпевший пишет заявление на страховое возмещение и предоставляет бланк извещения о ДТП, а также иные документы по страховому случаю (в том числе, и реквизиты расчетного счета для перевода денежных средств, если по закону положена выплата, а не ремонт);
  • предоставляет ТС к осмотру страховщику, а, при недостижении согласия относительно суммы ущерба, организуется независимая экспертиза;
  • наконец, страховая принимает решение о выплате (или выдает направление на восстановительный ремонт) в 20-дневный срок.
Читайте также  Страхование GAP: какова простая расшифровка ГАП, что это такое в автокредите, можно ли отказаться, как вернуть, также правила, порядок расторжения, условия возврата

Зачем нужно ОСАГО, если платит виновник

Очевидно, что один и тот же гражданин может быть в одной ситуации виновным, а в другой – потерпевшим. Соответственно:

  • в ситуации, когда автолюбитель был признан виновным, ему не нужно будет платить из «своего кармана» за чужие разбитые машины, расходы на лечение сбитых пешеходов и др.;
  • в ситуации, когда автолюбитель был признан потерпевшим, он получит компенсацию на ремонт своей машины или восстановление здоровья по полису ОСАГО, оформленному виновником (а если полиса ОСАГО у виновника нет, то придется подавать на него в суд и взыскивать компенсацию уже в судебном порядке или обращаться в РСА за компенсационной выплатой – в случаях, указанных в ст. 18 Закона 40).

Когда положены и не положены выплаты

Покрытие убытков по ОСАГО гарантируется практически всем потерпевшим (если у виновника есть действующий полис), в том числе:

  • водителям, чьи ТС были повреждены при попадании в аварии не по своей вине;
  • водителям, которые получили травму при ДТП не по своей вине;
  • пассажирам любых ТС (как в отношении находившихся в машине виновника, так и в отношении находившихся в машине потерпевшего);
  • пешеходам, пострадавшим в результате наезда.
  • выплаты по ОСАГО положены, даже если у потерпевшего нет полиса – но в таком случае прямое возмещение убытков (ст. 14.1 Закона 40), если оно было бы возможно при наличии полиса у потерпевшего, действовать не будет, то есть придется обращаться не в свою страховую компанию, а виновника;
  • компенсационные выплаты от РСА не положены потерпевшим, имуществу которых был нанесен ущерб, если у виновника нет полиса или причинитель вреда неизвестен (ст. 18 Закона 40);
  • а вот если был сбит пешеход, а виновник либо неизвестен, либо у него нет полиса ОСАГО вообще, то этому пешеходу не нужно идти в суд – следует просто обратиться в РСА в целях получения компенсационной выплаты.

Нестандартные ситуации

Под стандартной в правоотношениях по ОСАГО понимается ситуация, при которой:

  • причинитель вреда известен;
  • в результате ДТП нет раненых или погибших;
  • участвовало в аварии только 2 ТС;
  • у обоих участников аварии есть действующие полисы.

Все остальные ситуации могут классифицироваться, как нестандартные, то есть при которых потерпевшему и виновнику придется выполнять дополнительные действия и (или) действовать не так, как обычно.

  • если в ДТП пострадали люди или столкнулось более, чем 2 ТС, то оформить аварию по Европротоколу нельзя – соответственно, сторонам придется дополнительно звонить в ГИБДД и ждать приезда сотрудников полиции, иначе можно было бы заполнить бланки извещений и спокойно разъехаться;
  • виновник ДТП с участием 2 ТС, в котором пострадало только имущество, скрылся с места происшествия, но у него был действующий полис – соответственно, потерпевший обращается в свою страховую в рамках ПВУ, далее страховщик потерпевшего взыскивает в порядке регресса сумму выплаченной компенсации с виновника.

Заключение

Итак, полис ОСАГО защищает виновника в ДТП. Сколько не придется платить из «своего кармана», зависит от того, в отношении чего был нанесен ущерб – если здоровью других лиц, то 500 тыс. рублей, имуществу – 400 тыс.. Все, что сверх этого, придется заплатить из собственных средств. Оформить «автогражданку» можно в любой страховой компании, имеющей соответствующую лицензию от ЦБ. Расчет страховой премии страховщик произведет самостоятельно, на основе законодательно утвержденных тарифов.

Источник:
http://avtojur.com/strahovanie/osago/chto-takoe

Как рассчитать полис ОСАГО самостоятельно в 2020 году? Проверяем страховщиков перед покупкой

Перед тем, как нанести визит в офис страховой компании для оформления полиса ОСАГО, автолюбителям будет нелишним прикинуть, в какую сумму обойдется страховка. Портал ГАРАНТ.РУ разобрался в правилах расчета страховой премии по ОСАГО с учетом всех поправок 2020 года.

Помимо базового страхового тарифа на цену страховки влияют множество других переменных – возраст водителя и его водительский стаж, наличие или отсутствие в прошлом ДТП по вине водителя, количество лиц, допущенных к управлению машиной, и т. п. Важно, что с 5 сентября 2020 года размер страховой премии определяется по новым правилам (Указание Банка России от 28 июля 2020 г. № 5515-У “О страховых тарифах по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств”; далее – Указание).

Рассчитаем стоимость страхового полиса ОСАГО для водителя 40 лет, зарегистрированного в Москве и имеющего водительский стаж с 2000 года. Страховать он будет легковой автомобиль категории В с мощностью двигателя 148 л.с., ездить на нем собирается один. В качестве такси автомобиль использоваться не будет. Ни одной аварии по своей вине раньше водитель не допускал.

Расчет страховой премии производится по формуле:

Т = ТБ x КТ x КБМ x КВС x КО x КМ x КС, где:

ТБ – базовый тариф. Указание закрепляет “вилку” базовых тарифов для каждой категории транспортных средств – от мопедов до тракторов (Приложение 1 к Указанию). Законодатель дал страховым компаниям возможность индивидуализировать базовые ставки тарифов для конкретного водителя в пределах установленного коридора (п. 2 ст. 9 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств”; далее — Закон об ОСАГО). Так, за полис придется заплатить дороже, если водителя неоднократно в течение года до заключения договора ОСАГО штрафовали за проезд на красный свет, превышение допустимой скорости более чем на 60 км/ч или выезд на встречную полосу — за исключением случаев, когда эти нарушения повлекли ДТП (в такой ситуации изменится коэффициент КБМ, подробно о котором ниже) или были зафиксированы камерами.

К сожалению, закон не расшифровывает понятие неоднократности нарушений, поэтому страховые компании смогут решать данный вопрос по своему усмотрению.

Страховые компании могут по своему усмотрению учитывать при определении базовой ставки и иные факторы, перечень которых открыт. Банк России приводит в качестве примеров такие из них, как возраст транспортного средства, его пробег, семейное положение и наличие детей у водителя, установка на автомобиле телематических устройств и т. д. (Информация Банка России от 25 августа 2020 г. “Индивидуальный тариф ОСАГО: зарегистрировано указание Банка России”) Утвержден также перечень обстоятельств, которые не могут выступать в качестве таких факультативных факторов: национальная, языковая и расовая принадлежность, принадлежность к политическим партиям и общественным объединениям, должностное положение, вероисповедание и отношение к религии (Приложение 5 к Указанию).

Все учитываемые факторы страховая компания должна отразить в своей методике расчета премии и указать на официальном сайте. Добавим, что если страховщик решит изменить базовый страховой тариф, это никак не отразится на водителях, уже заключивших с ним договоры автострахования, то есть доплачивать они ничего не будут (п. 3 ст. 8 Закона об ОСАГО).

Для транспортных средств категорий “В” и “ВЕ”, принадлежащих гражданам либо ИП и не используемых в качестве такси, минимальный базовый тариф равен 2471 руб., максимальный – 5436 руб.(Приложение 1 к Указанию). Для расчета будем применять максимальный размер тарифа (5436 руб.).

КТ – коэффициент страховых тарифов в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства. Он определяется по месту жительства собственника автомобиля, указанному в паспорте транспортного средства или свидетельстве о регистрации транспортного средства, либо в паспорте гражданина. Для Москвы этот коэффициент составляет 1,9, для Санкт-Петербурга – 1,72. Максимальный коэффициент (1,99) установлен для Мурманска и Челябинска, минимальный (0,64) – для Еврейской автономной области, Республики Тыва, Чукотского автономного округа, Республики Крым, Севастополя, Байконура и т. д. (с полным перечнем коэффициентов этого вида можно ознакомиться в п. 1 Приложения 2 к Указанию).

КБМ – так называемый коэффициент “бонус-малус”. Он отражает, были ли в период действия прошлых договоров ОСАГО страховые случаи по вине водителя. В зависимости от этого по итогам каждого года КБМ может увеличиваться или снижаться. Водителя из нашего примера отличает безаварийная езда на протяжении всего водительского стажа – поэтому коэффициент “бонус-малус” у него будет максимальным (0,5), что соответствует 15-му классу. Проще говоря, полис ОСАГО он сможет купить со “скидкой” в 50% по сравнению с водителем, который только сел за руль.

Данные о наличии или отсутствии ДТП по вине водителя содержатся в автоматизированной системе, за ведение которой отвечает Российский Союз Автостраховщиков (РСА). АИС РСА содержит сведения о договорах ОСАГО, заключенных с 1 января 2011 года. На своем сайте РСА подчеркивает, что не уполномочен вносить какие-либо изменения в систему – все данные заносятся в нее страховыми компаниями, что является их обязанностью. Если информация о КБМ конкретного водителя в базе отсутствует, следует обратиться с претензией к страховщикам, с которыми этот водитель ранее заключал договоры ОСАГО. В случае, если это не даст желаемого результата, действия страховой компании могут быть обжалованы в Службу Банка России по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров. Обращение может быть направлено в электронном виде через интернет-приемную Банка России по адресу www.cbr.ru.

КВС – коэффициент страховых тарифов в зависимости от возраста и стажа водителя. Стаж водителя начинает исчисляться с момента выдачи водительского удостоверения (а если были замены водительского – с момента выдачи первого удостоверения). Дороже всех полис ОСАГО обойдется молодому водителю в возрасте до 21 года включительно со стажем вождения менее года – КВС составит в этом случае 1,93.

ВАЖНО ЗНАТЬ

Если страховой полис дает право управления автомобилем нескольким водителям (но их число при этом ограничено и фамилия каждого прописана в страховке), то будет использоваться КВС, который окажется максимальным среди всех водителей. Иными словами, при расчете стоимости полиса страховые компании будут ориентироваться на самого неопытного из всех указанных в страховке водителя.

Если же выдается полис без ограничения количества водителей, допущенных к управлению, КВС будет равен 1,94 для физических лиц и 1,97 — для юридических.

В нашем примере этот коэффициент будет равен 0,94 (п. 5 Приложения 2 к Указанию).

КО – коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия сведений о количестве лиц, допущенных к управлению транспортным средством. Если страховка предусматривает ограничение по количеству водителей, которые допущены к управлению автомобилем (вне зависимости от фактического их количества), коэффициент составит 1. В случае, если оформляется полис ОСАГО “без ограничений”, то есть с допуском к управлению неограниченного круга водителей, этот коэффициент будет равен 1,94 для физических лиц и 1,97 — для юридических (п. 4 Приложения № 2 к Указанию).

Читайте также  10 пунктов ПДД, которые водитель должен знать наизусть

КМ – коэффициент страховых тарифов в зависимости от технических характеристик транспортного средства, в частности мощности двигателя. Мощность автомобиля определяется по паспорту транспортного средства или свидетельству о его регистрации. Если в этих документах нужные сведения отсутствуют, страховая компания будет вынуждена ориентироваться на данные из каталогов заводов-изготовителей и других официальных источников.

Мощность автомобиля в нашем примере равна 148 л.с., поэтому будет использоваться КМ, равный 1,4 (табл. 2).

Таблица 1. Коэффициент страховых тарифов в зависимости от технических характеристик транспортного средства, в частности мощности двигателя легкового автомобиля (транспортные средства категории “В”, “BE”) (п.3 Приложения № 2 к Указанию)

Источник:
http://www.garant.ru/article/1409829/

Что такое КАСКО и ОСАГО, простым языком

КАСКО

Что такое КАСКО?

Вы страхуете свой автомобиль от любых неприятностей, которые могут возникнуть на дороге и во время стоянки.

Простым языком страховка КАСКО это:

  1. У Вас угнали автомобиль, страховая компания выплатит Вам стоимость автомобиля.
  2. Вы попали в аварию, страховая компания отремонтирует Вам повреждённый автомобиль.
  3. Вы не справились с управлением и съехали в канаву, страховая компания отремонтирует Ваш автомобиль.
  4. На Ваш автомобиль упал лёд с крыши, страховая компания отремонтирует.
  5. На стоянке у Вас украли зеркало или поцарапали машину, страховая компания отремонтирует Ваш автомобиль.
  6. Камень на дороге разбил Вам стекло или треснула фара, страховая компания отремонтирует Ваш автомобиль.
  7. И т.д.

Преимущества КАСКО

  1. Вы заплатили один раз страховой компании, и целый год она платит за Вас.
  2. В случае аварии на дороге, НЕ ВАЖНО, виноваты Вы или нет.
  3. Купив страховку КАСКО, Вы получаете ощущение защищённости и спокойствия.

Недостатки КАСКО

  1. Очень дорогая стоимость страховки для наиболее популярных автомобилей.
  2. Страховые компании не хотят страховать «старые» (более 3-х лет) автомобили.
  3. Необходимо фиксировать каждый страховой случай в полиции или ГИБДД, получать подтверждающие справки.
  4. Страховые компании нередко затягивают выплаты в случае угона и долго согласовывают с ремонтной организацией стоимость ремонта.

КАСКО покупают те, кто не хочет иметь никаких проблем. КАСКО — это ремонт страховой компанией Вашего автомобиля в любом случае (даже если Вы — виновник аварии, или сами повредили Вашу машину без ДТП). КАСКО — это компенсация стоимости автомобиля в случае его угона или полного уничтожения.

Что такое франшиза по КАСКО?

Франшиза по страховке КАСКО это некая величина нанесённого Вам ущерба, которую не платит страховая компания по каждому страховому случаю.

Например: При заключении договора КАСКО, Вы оговорили франшизу 10000 рублей.

Соответственно если Вы попали в ДТП и стоимость ремонта 53000 рублей, то 43000 рублей за Вас заплатит страховая компания, а 10000 платите Вы.

Что дает Вам франшиза по КАСКО?

Франшиза по КАСКО делает сам договор КАСКО более дешёвым, чем больше размер франшизы, тем меньше стоимость договора КАСКО.

Сколько стоит КАСКО?

КАСКО — это дорогое «удовольствие». Стоимость КАСКО определяется каждой страховой компанией самостоятельно. Страховые компании независимо ни от чего устанавливают каждая свою тарифную сетку. Также страховая компания вправе отказать Вам в заключении договора, если Вами не выполнены какие-то обязательные требования — например, на автомобиле установлено недостаточно охранного оборудования или у Вас старый автомобиль. Страховая компания также в договоре определяет способ компенсации — перечисление в Ваш адрес наличных денег или же постановка Вашего автомобиля на ремонт на СТО.

Что делать, если Ваша страховая компания — развалилась?

Этот момент нужно продумывать заранее, так как РСА не несет ответственности по КАСКО. Необходимо покупать КАСКО в надежной, проверенной и хорошо себя зарекомендовавшей страховой компании. То есть ориентироваться не только на стоимость страховки.

Если же все-таки это произошло и страховая компания развалилась, то вопрос теоретически можно решить только через судебные органы. На практике, к сожалению, эти случаи — редки.

ОСАГО

ОСАГО — Обязательное Страхование Автогражданской Ответственности, объектом страхования которого являются имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности владельца транспортного средства по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства на территории РФ.

Простым языком полис ОСАГО это:

Покупая полис ОСАГО Вы страхуете себя от следующей ситуации: Вы по неосторожности попали в ДТП, Вас признали виновным, Вы разбили дорогую машину, в этом случае по полису ОСАГО страховая компания заплатит деньги пострадавшему за Вас. А Вы ничего платить не будете.

Страховым случаем признается причинение в результате дорожно-транспортного происшествия в период действия договора обязательного страхования владельцем транспортного средства вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевшего, которое влечет за собой обязанность страховщика произвести страховую выплату. Сложно? Очень! Каждый из нас задает себе вопрос — «Почему не объяснить все человеческим языком? Почему законотворцы, как врачи, которые пишут «нижняя конечность» вместо — простого и всем понятного «нога», пичкают нас массой ненужных и непонятных терминов? Да потому что, за витиеватыми и запутанными предложениями скрывается масса «подводных камней», о которых, как и врачи, они не торопятся информировать нас с Вами.

Большинство современных людей, в том числе и, как это не парадоксально, автомобилистов, не имеют представления о таких уже сегодня будничных понятиях, как страховка в целом и ОСАГО и КАСКО в частности. Именно поэтому было принято решение о написании данной статьи. Начнем по порядку.

Что такое ОСАГО?

ОСАГО — это действительно Обязательное Страхование Автогражданской Ответственности. Вот это не завуалированная формулировка. В эти четыре слова вложен смысл всего понятия в целом. То есть — покупая страховку ОСАГО, Вы защищаете себя от больших проблем в случае, если в произошедшем с Вами ДТП виноваты именно Вы. В данном случае за нанесенный Вами ущерб, вместо Вас расплатится страховая компания, у которой Вы купили полис. В случае прямо противоположной ситуации, если разбили Вашу машину, Вам оплатит ремонт страховая компания того человека, кто въехал в Вас.

Сколько стоит ОСАГО?

Забегая вперед скажем сразу, что стоимость ОСАГО везде одинакова! Не важно в какой страховой компании Вы будете страховаться — в «крутой» или «за углом» (к сожалению, такие компании еще имеют место в нашем городе). Поскольку автострахование ОСАГО воплощено в жизнь в соответствии с законодательством РФ, то и тарифы также разработаны Правительством нашей страны. К слову хочу добавить, что аналогичная практика существует во всех цивилизованных странах мира, а не является «кознями» только нашего государства. Возвращаясь к тарифу, хочу пояснить, что цена страховки ОСАГО складывается из нескольких показателей:

  1. Тип транспортного средства — грузовое или легковое, физическое или юридическое лицо является собственником и т. д.
  2. Территориальная привязка. В каждом регионе страны существует свой тариф, также установленным законом об ОСАГО.
  3. Опыт страхователя (то есть Ваш опыт). Опыт складывается из возраста и количества лет, которых Вы управляете машиной.

А также ряд других показателей. Учитывается насколько мощная у Вас машина, на какой срок Вы страхуете свою ответственность, а ещё были ли у Вас до этого аварии и кто был виновником. Справедливости ради, надо добавить, что в случае, если Вы за прошедший год никого не разбили, то есть, как говорят страховщики, Ваша езда была безаварийной — Вы ежегодно получаете 5% скидку. Правда, если Вы купите новую машину, страховщик (даже тот же самый) не вспомнит про Вашу «безупречную» репутацию и все начнется заново. Но, никто не говорил, что закон об ОСАГО — безупречен.

Как производится выплата по ОСАГО, если Вы виноваты в аварии?

В случае, если Вы являетесь виновником аварии, расчёт производится следующим образом — потерпевший в аварии обращается в страховую компанию и она вместо Вас оплачивает ему ремонт автомобиля, предварительно оценив сумму ущерба. Вы свой автомобиль ремонтируете за свой счёт.

Как производится выплата, если Вы не виноваты в аварии?

В случае, если Вы не являетесь виновником аварии, расчёт производится следующим образом — Вы обращаетесь в страховую компанию и она, оценив сумму ущерба, производит Вам выплату.

При этом существует две оговорки:

  1. Сумма ущерба будет рассчитываться с учетом износа Вашего автомобиля, то есть чем старше автомобиль, тем больше износ. Износ рассчитывается в процентном соотношении по стандартной формуле, учитывающей возраст и пробег автомобиля.
  2. По закону, максимальная выплата по ОСАГО составляет сумму в размере: 400 000 рублей. То есть, если стоимость восстановления Вашего автомобиля составляет сумму более 400 000 руб., то разницу между фактической стоимостью и 400 000 руб., Вы вправе взыскивать с виновника в аварии через суд.

Что такое «прямое урегулирование» по ОСАГО?

Прямое урегулирование убытков это ситуация, в которой пострадавшему в ДТП необходимо обращаться за выплатой в свою страховую компанию.

Необходимые условия для прямого урегулирования убытков:

  1. В аварии участвует два транспортных средства.
  2. В аварии нет пострадавших (нет ущерба здоровью).
  3. У обоих участников ДТП есть действующие полисы ОСАГО.

В остальных случаях пострадавшему в ДТП необходимо обращаться в страховую компанию виновника.

Что делать, если страховая компания — развалилась?

В случае, если страховая компания виновника аварии находится в стадии банкротства, или у неё отозвана лицензия, или же она уже вообще прекратила свое существование, Вы вправе обратиться: либо в РСА (Российский Союз Автостраховщиков), который отвечает по обязательствам страховых компаний, не имеющих возможность осуществлять выплаты по ОСАГО. Либо в судебные органы с иском о возмещении ущерба против виновника аварии.

Что было бы, если никто не придумал ОСАГО?

Если бы никто не придумал ОСАГО, то о решении вопросов цивилизованными методами не могло бы быть и речи. В настоящий момент решение всех конфликтных вопросов регламентируется законодательством РФ.

Источник:
http://www.osa-spb.ru/chto-takoe-kasko-i-osago-prostim-yazikom.html