Вопросы трасологической экспертизы

Вопросы трасологической экспертизы

Точная стоимость зависит от конкретного случая. Оставьте заявку или уточняйте по телефону.

Для выполнения самых разнообразных задач, решения вопросов, проведения исследований и проверок, используются все разнообразные достижения современной экспертологии. Такая ее область, как трасологические экспертизы – является одной из наиболее востребованных, по крайней мере для криминалистики. Поскольку изучает она оставленные объектами следы, детали и материалы, траектории движения, очередность и обстоятельства взаимодействий, результаты движения, столкновения, воздействия тех или иных объектов и тел друг на друга и на окружающую среду. Это и есть предметы изучения трасологии. И для каждого криминалистического эксперта уже давно изученным и знакомым является такой предмет, как вопросы для трасологической независимой экспертизы.

И не только криминалистического. Так как трасология оказывается смежной прикладной наукой при рассмотрении многих ситуаций, в которых имело место какое-то механическое воздействие. Самый распространенный вид такого движения, в связи с которым часто приходится проводить специальные трасологические экспертизы – это движение дорожное, движение автомобильного транспорта. И самое распространенное применение трасологии – это рассмотрение случаев дорожно-транспортных происшествий. А поскольку в России их случается множество, то для проведения такого количества специальных сертифицированных экспертиз на ее территории уже давно работает большое количество независимых экспертных организаций. Одной из которых и является небезызвестная НП «Федерация Судебных Экспертов».

Мы являемся крупнейшей, вот уже на протяжении нескольких лет, экспертной организацией у нас в стране, и предлагаем гражданам и юридическим лицам все виды экспертных исследований. специалисты НП «Федерация Судебных Экспертов» давно и успешно сотрудничают со следственными органами РФ и ее арбитражными судами, имеют от них рекомендации, и выполняют многие исследовательские работы по их просьбе или инициации. Нами активно изучаются и вопросы для трасологической экспертизы, как одного из самых популярных на сегодняшний день экспертных исследований. Здесь работают опытные сертифицированные специалисты, имеющие широкий опыт в разрешении самых разнообразных ситуаций. Они уже помогли восстановить как подлинное течение событий, как во многих случаях и справедливость, многим российским гражданам.

Итак, вернемся к рассказу о том, какова методология трасологической экспертизы. По более общим типам, до обсуждения таких понятий, как вопросы для трасологической экспертизы, сперва можно говорить о том, как делятся виды ее задач. Их, в общем-то, существует всего лишь два. Это задачи идентификационные, и задачи диагностические. В идентификационные задачи трасологической экспертизы входит изучение тождества, принадлежности к одному или разным объектам следов или деталей, оставленных на месте происшествия. Идентификация по следам и деталям тех объектов, которыми они были оставлены. И остальные подобные этим вопросы – идентификация участников дтп.

К задачам трасологической экспертизы, которые можно назвать диагностическими, следует отнести непосредственное изучение следов. Следы обнаруживаются, определяется степень их пригодности для идентификации, происходит такая формальная, казалось бы, работа. Затем изучается вещество материалов, составляющих следы, время, очередность, механизм их образования. Траектория и скорость движения оставляющих их объектов, их возможное состояние.

Например, именно в обязанности трасологической экспертизы входит расследование таких случаев, как травмы пешеходов. Если на теле пострадавшего или пострадавшей мы обнаруживаем ушибы, синяки, следы, то производится трасологическая экспертиза. Она изучает не только следы, оставленные на проезжей части, но, что особенно интересно, следы как таковые – оставленные любыми объектами на других объектах.

В работе трасологических экспертов важную часть методологии составляют вопросы для трасологической экспертизы. Их может быть множество, они могут возникать индивидуально для каждой конкретной ситуации, но по общей теории можно говорить в частности о следующих вопросах, которые мы разделили на принадлежащие к идентификационному и диагностическому этапам, или частям трасологического исследования.

Некоторые идентификационные вопросы для трасологической экспертизы:

  • являются ли следы, оставленные на объектах, телах и транспортных средствах, принадлежащими одному или разным объектам;
  • какими объектами или транспортными средствами были оставлены следы, найденные на месте происшествия;
  • могли ли оставленные следы быть нанесены транспортным средством, участие которого в дорожно-транспортном происшествии было доказано;
  • являются ли рассматриваемые следы или повреждения оставленными или нанесенными в результате того дорожно-транспортного происшествия, которое рассматривается.

Некоторые диагностические вопросы для трасологической экспертизы:

  • наличествуют ли на месте происшествия следы, пригодные для изучения и идентификации;
  • какова, согласно изучаемым следам, была траектория движения тех или иных транспортных средств, принимавших участие в ДТП;
  • какова марка шин, следы которых можно было обнаружить на месте происшествия;
  • каким было взаимное расположение объектов, автомобилей или пешеходов, на момент произошедшего столкновения;
  • в какой последовательности происходило взаимодействие (столкновение) различных объектов, в какой последовательности происходило образование следов;
  • в целом – что можно сказать о механизме рассматриваемого дорожно-транспортного происшествия.

Вот так в общих чертах выглядят направления и основные, часто рассматриваемые вопросы для трасологическоей экспертизы. Для того чтобы подробнее узнать о том, каковы ее возможности, вам стоит обратиться в организацию НП «Федерация Судебных Экспертов». Вы сможете получить информацию по всем видам экспертологических исследований, проконсультироваться с работниками нашей компании.

Источник:
http://sud-expertiza.ru/voprosy-dlya-trasologicheskoy-ekspertizy/

Важная информация о трасологической экспертизе

Трасологическую экспертизу относят к подвиду криминалистики. Это исследование позволяет найти, и по возможности идентифицировать следы, оставленные объектом при определенной ситуации, а также выяснить механизм их возникновения. В большинстве случаев используется при оперативных мероприятиях, деятельности следователя и дознавателя или назначается судом.

Вопросы, решаемые трасологической экспертизой

Трасология – наука, предметом изучения которой являются следы. Экспертизу назначают в различных случаях, когда необходимо понять, указывают ли оставленные следы на месте преступления на преступника или, наоборот, говорят о стечении обстоятельств, которые привели к происшествию.

Исследование разделяют по количеству участников мероприятия:

Возможно назначение повторной и дополнительной процедуры для того, чтобы классифицировать объекты, сравнить их или определить ситуацию, которая повлекла преступление.

доказательства вещественного характера;

материальная обстановка места происшествия;

процессуальные документы (протоколы осмотра места преступления, осмотр жертвы);

справочные материалы, образцы для идентификации (база дактилоскопии).

Перечень вопросов, которые раскрывает трасология, обширен. Классификация подвидов исследования поможет разобраться детальнее.

Следы человека

Гомеоскопическое исследование изучает следы, оставленные непосредственно человеком:

ног (босых, в обуви или чулочно-носочных изделиях);

Благодаря этому типу экспертизы решаются такие задачи:

наличие на объектах следов рук, их идентификация;

выяснение возможных особенностей строения кистей рук;

давность оставленных следов;

количество участников преступления.

Эксперты легко определяют, какой рукой и даже каким пальцем был оставлен отпечаток на изучаемом объекте, половую принадлежность по таким следам также вычисляют.

Вопросы, на которые поможет ответить изучение следов от ног, такие:

размер ноги, особенности строения;

фасон обуви, чулок, носков;

половая принадлежность, примерный возраст и рост;

особенности походки, наличие протеза, ортопедических приспособлений;

способ передвижения (спокойная или суетливая ходьба, или разной интенсивности бег);

направление движения участника происшествия.

Следы ног позволяют определить в некоторых случаях механизм их возникновения, тем самым помочь выяснить, как преступник, или не относящийся к преступный действиям человек, оказался в исследуемом месте.

Отпечатки зубов могут быть оставлены как преступником, так и жертвой, экспертиза выясняет:

каким именно зубом или зубами оставлен след;

наличие протезов, отсутствие зубов;

особенности строения челюсти;

механизм возникновения отпечатков.

Отпечатки губ на одежде, посуде или коже человека иногда помогают вычислить объект, оставивший их. Однако, в первую очередь, необходимо определить, пригодны ли они для идентификации.

Кожный покров головы (лоб, нос, щека, скула) расскажет о половой принадлежности, иногда о возрасте, особенностях строения и дефектах.

Отдельно выделяют микротрасологию, предметом ее являются микрочастицы и миниатюрные следы.

Механоскопическая экспертиза

Такие следы относят к орудиям преступлений, действиям, производимым человеком.

Исследование предполагаемого орудия преступления определяет:

характеристику орудия (размер, наличие насечек);

наличие его следов на других предметах;

направление и силу использованного орудия;

взаиморасположение объектов на момент использования;

последовательность ударов, разломов, порезов.

Следы волочения или борьбы определяют не только по состоянию жертвы, но и по наличию механических повреждений на одежде, следов на траве, земле, полу.

Случаи связывания объекта не остаются незамеченными для эксперта. По типу вязания узлов и созданию петель специалист определит:

наличие профессиональных навыков при связывании (морской узел, «грейпвайн», «штык», «заячьи уши», применяемые в основном в альпинизме);

левша или правша человек, связавший объект.

Исследование замков, в первую очередь, выявляет следы взлома, предмет отпирания (отмычка, дубликат ключа), определяет наружную или внутреннюю сторону механического воздействия. Также выясняют, срывались ли пломбы с различных замков.

Траснспортная экспертиза

Экспертиза транспортных средств и следов, оставленных ими при нарушении ПДД – достаточно обширная подгруппа механоскопического исследования.

Часто при написании названия этой экспертизы используют двойное «с». Ошибка возникла именно из-за автолюбителей, связывающих название исследования «трасологическая» с трассой.

Мероприятия, назначенные для изучения механизма происшествия, отвечают на такие вопросы:

какое из ТС виновно в ПДД;

выявление вмятин, царапин, относящихся к этому происшествию;

соответствие виновного ТС нормам технического осмотра;

правомерность действий водителя для предотвращения наезда, аварии;

исследование структурных особенностей шин, деталей двигателя, трансмиссии и других важных элементов;

режим езды участников ПДД (торможение, занос, превышенная скорость);

предположительную марку шин, модель и другие особенности автомобиля, оставившего место преступления.

Благодаря современным разработкам, трасологическая экспертиза позволяет реконструировать действия при происшествии, смоделировать любое преступление, согласно росту, половой принадлежности преступника или габаритам и скорости движения автотранспорта.

Также выделяют таврологическую трасологию, которая специализируется на следах от животных и одорологическую, которая выявляет газообразные следы – запахи.

Следы выявляют несколькими методами:

нанесение клея «Циакрин ЭО».

Последний определяет наличие даже старых следов.

Кто заказывает исследование?

Несмотря на то, что трасологическое исследование относят к процессуальному процессу, то есть необходимому при судопроизводстве, независимая экспертиза также возможна.

В случае, когда участник дорожного происшествия не согласен с обвинением или выступает против действий определенного лица и не верит в правосудие, может заказать независимую экспертизу. Поскольку часто гражданские споры проходят без участия суда, внесудебное исследование следов востребовано.

Кто проводит процедуру?

К исследованию места преступления допускается ограниченное число людей. Эксперт-криминалист собирающий следы, оставленные участниками происшествия называется трасологом (криминалистом-трасологом). То есть высшее образование должно быть по специальности «судебная экспертиза».

На помощь ему, особенно при комплексном исследовании, привлекаются баллисты, материаловеды, судебные медики, химики, биологи.

Как проводится процедура?

Заказчик обращается в частные организации, специализирующиеся на проведении экспертиз для подачи заявки. Также есть вариант обращения в следственные органы. Сотрудники МВД, ГИБДД обращаются непосредственно в экспертно-криминалистические центры ГУВД, Федерацию Судебных Экспертов.

Далее частное лицо пишет заявление о предоставлении услуги, сотрудники полиции составляют ходатайство.

Организация проводит исследование по утвержденному плану:

детальное обследование предоставленных следов;

оценочный этап полученных результатов;

Читайте также  Штраф за отсутствие тахографа в 2020 году

предварительные выводы, подтверждение их;

оформление отчета, фиксация результатов по установленной форме, с использованием фотоотчета.

Сроки предоставления отчета от эксперта зависят от масштабности проблемы. В частности, для определения следов ДТП при участии нескольких авто, понадобится больше времени, также, как и в случае убийства или нападения на нескольких объектов.

Согласно ГПК РФ, обычно устанавливается срок на рассмотрение дела не более 2 месяцев, сюда же входят и сроки проведения исследования. Но, если требуется больше времени для экспертизы, этот срок увеличивают.

Согласно приказу Минюста РФ «Об утверждении методических рекомендаций…», судебному эксперту дается срок в пределах 30 дней для составления отчета, однако и здесь возможно увеличение временных критериев.

Какие документы необходимы?

Список документов, которые понадобятся сотрудникам экспертной службы, зависит от установленной проблемы.

Если необходимы трасологические исследования места преступления, идентифицированного, как убийство, понадобится полный отчет следователя, дознавателя, протокол обследования. Также, если эксперт не выезжал сразу на место происшествия, понадобятся фотографии, слепки обуви и другие объекты исследований.

Для заказанной экспертизы ПДД частным лицом потребуется следующее:

справка о совершенном ДТП;

материалы дела, составленные сотрудниками ГИБДД (фото-таблицы, схемы, протокол);

технический паспорт авто, сведения о пройденном техническом осмотре.

Эксперту предоставляют в обязательном порядке доступ к ТС, одежду и другие материалы от лиц, участвующих в ДТП.

Документ, выдаваемый после процедуры исследования

Конечный итог исследования трасолога – отчет эксперта. В нем обязательно должны присутствовать ответы на поставленные заказчиком вопросы, а также фотоотчет, являющийся одной из составляющих доказательной базы, вместе с материалами уголовного, административного и других дел.

Отчет затем используется при следственных мероприятиях для доказательств вины субъекта, судебном разбирательстве или при определении страхового случая непосредственно страховой организацией.

Срок действия трасологической экспертизы законодательно не установлен. Дополнительно назначенное или повторное исследование может опровергнуть первый отчет, тем самым став конечной датой срока его действия.

Источник:
http://sodx.ru/expert/kriminalisticheskie-ekspertizy/trasologicheskaya-ekspertiza/

Трасологическая экспертиза при дорожно-транспортном происшествии

Транспортно-трасологическая экспертиза очень важна при оценке ДТП. Она представляет собой исследование следов после дорожно-транспортного происшествия. Именно благодаря трансологической экспертизе можно расшифровать путь прохождения транспортных средств, виды движения, определить место удара, а главное – установить причину и обстоятельства, спровоцировавшие ДТП, определить виновника и решить вопросы о страховых выплатах. Рассмотрим особенности проведения трасологической экспертизы при ДТП и цели ее назначения.

Назначение трасологической экспертизы при ДТП

Трасологическая экспертиза при ДТП назначается для того, чтобы восстановить картину, предшествующую аварии. Она позволяет разобраться в происшествии и отражает последовательность всех ее стадий – с самого начала и до конца. Назначить проверку можно на любой стадии производства по делу о происшествии, но более правильно ее проводить на стадии предварительного расследования. Именно на этой стадии определение виновного водителя позволит правильно разрешить дело.

Значение транспортно-трасологической оценки ДТП очень велико, особенно если никто из участников аварии не признает себя виновным и утверждает свою правоту. В такой ситуации без трасологии невозможно понять, кто куда перестраивался, кто куда двигался, кто нарушил, кто из участников первый нарушил ПДД и т.д. Кроме того такая оценка проводится в том случае, если требуется сравнить следы происшествия с представленными образцами, либо идентифицировать найденные следы.

Например, трасология может помочь установить транспортное средство, которое скрылось с места аварии, и по найденным следам доказать его причастность.

Трасологическая проверка назначается судьей, государственным органом или должностным лицом, которые занимаются производством дела о ДТП и, соответственно, они выносят определение о ее назначении, если она требуется, согласно ст. 26.4. КоАП РФ. Такая экспертиза назначается на основании следующих документов:

1. Определения суда.

2. Постановления судебного органа, органов дознания, следствия, прокурора или другого должностного лица, которое рассматривает дело об административном правонарушении.

3. Ходатайства участника судопроизводства, в качестве которого может выступать истец, ответчик, обвиняемый, потерпевший, защитник, представитель и т.д.

В определении должны быть отражены следующие сведения:

  • основания, в соответствии с которыми назначается проверка;
  • полные сведения об эксперте или учреждении, в котором должна быть произведена экспертиза;
  • перечислен список вопросов, которые ставят перед экспертом;
  • список материалов, которые предоставляются в распоряжение эксперта.

Сроки проведения трасологической экспертизы устанавливаются судом и зависят от сложности происшествия.

Закон о проведении

Трасологическая проверка проводится на основании нескольких нормативных документах, которыми также определяется порядок ее проведения. Ими являются:

2. Уголовно-процессуальный кодекс, глава 27, ст. 195 – 207.

3. Гражданско-процессуальный кодекс, ст. 79 – 87.

4. Арбитражно-процессуальный кодекс ст. 82 – 87.

5. Кодекс об административных правонарушениях, ст. 26.4. – 26.5.

Каждый нормативный документ регулирует вопросы о назначении, порядке проведения, о комиссионной и комплексной экспертизе, о ее заключении.

Проведение трасологической экспертизы при дорожно-транспортном происшествии

Проводится транспортно-трасологическая экспертиза экспертом либо несколькими экспертами. Прежде чем начать работать специалист-трасолог собирает информацию о происшествии, чтобы представить общую картину и смоделировать примерную схему ДТП, а после предоставить заключение. Также эксперту могут потребоваться дополнительные материалы, приборы и документы. Перечень требований формируется после того, как эксперту ставится задача и цель проведения экспертизы.

Примерный список необходимых материалов и документов, который может потребоваться трасологу-эксперту:

1. Схема места происшествия, которая может быть составлена участниками аварии, сотрудниками государственных органов и должностными лицами.

2. Протокол осмотра места ДТП, предоставляется, как правило, сотрудниками дорожной полиции.

3. Материалы фото- и видеосъемки, которые прилагаются к протоколу осмотра места происшествия.

4. Транспортные средства, являющиеся непосредственными участниками ДТП, чтобы обследовать их снаружи.

5. Материал фото и видеосъемки автомобилей, но они должны отвечать определенным требованиям.

6. Протокол осмотра и проверки технического состояния автомобильного средства. Этот документ может подтвердить исправно ли было транспортное средство до момента ДТП.

7. Справка о ДТП, которая оформляется сотрудниками органов дорожно-патрульной службы.

8. Какие-либо дополнительные материалы и документы.

Вышеуказанный перечень представлен для ознакомления и может изменяться в зависимости от задач проверки, требований эксперта, существующих сведений и т. д.

Вопросы эксперту

Вопросы, которые ставятся перед экспертом трасологической экспертизы, должны быть занесены в определение о назначении. Вопросы формируются и составляются так, чтобы эксперт благодаря им смог правильно и наиболее полно сформировать картину ДТП и предоставить информацию, которая позволит правильно и точно разрешить дело об административном правонарушении.

Вопросы, которые ставятся перед экспертом-трасологом, не могут выходить за рамки его специальных познаний.

Потерпевший и обвиняемый в деле об рассматриваемом административном правонарушении также могут участвовать в деятельности эксперта путем составления для него вопросов, на которые они хотели бы получить ответы в заключении эксперта.

Существует целый перечень типовых вопросов, которые задаются эксперту при трасологической экспертизе. Условно вопросы можно разделить на несколько групп, каждая из которых зависит от исследуемого объекта, целей и задач.

1 группа – вопросы, связанные с определением групповой принадлежности транспортных средств. Примерный список:

  • какому виду транспорта принадлежат следы, которые оставили на месте ДТП?
  • какая модель шин оставила следы, который был изъят с места ДТП?
  • соответствуют ли оставленные следы указанному виду транспортного средства?
  • исходя из выявленных форм, размеров и расположения следов на транспортных средствах возможно ли было соударение автомобилей?

2 группа – используется для того, чтобы можно было установить во время трасологической экспертизы целую картину по имеющимся частям. Примерный перечень:

  • действительно ли объекты деталей, которые были обнаружены на месте ДТП частями определенного транспортного средства?
  • являлись ли одним целым частицы краски, стекол, пластмассы, которые были обнаружены на месте аварии и на транспортных средствах, до момента ДТП?
  • перестраивалось ли какое-нибудь из транспортных средств в момент столкновения, исходя из найденных следов?

3 группа – применяется с той целью, чтобы установить конкретное транспортное средство

  • принадлежат ли обнаруженные следы указанному транспортному средству?
  • следы, найденные на месте ДТП, принадлежат одному или нескольким транспортным средствам?
  • найденный след оставлен именно этим автомобилем или другим?

4 группа – вопросы, которые помогают определить место ДТП

  • в каком ряду произошло ДТП?
  • на какой полосе движения произошло ДТП?
  • ДТП произошло на обочине или на проезжей части дороги?
  • как располагались транспортные средства относительно границ проезжей части во время столкновения?

5 группа – вопросы трасологической экспертизы, направленные на установление процесса столкновения?

  • под каким углом произошло столкновение?
  • какое из ТС в момент столкновения двигалось с большей скоростью?
  • в момент ДТП транспортное средство стояло или находилось в движении?
  • в каком направлении двигались ТС перед самим столкновением?

Вышеуказанный перечень вопросов является всего лишь примерным, более точный список формируется тогда, когда известны подробности аварии, участники и т.д.

Ходатайство о трасологической экспертизе ДТП

Ходатайство о назначении трасологической экспертизы при ДТП – это документ, в котором указывается просьба гражданина или организации о том, чтобы было проведено исследование доказательств, следов, места происшествия по делу с привлечением эксперта. Ходатайство заявляется в письменной форме. Ходатайствовать о проведении трасологической экспертизы может любой участник делопроизводства.

Ходатайствовать можно на любой из стадий производства:

1. До начала судебных тяжб на стадии предварительного расследования.

2. В суде первой инстанции.

3. На стадии апелляции.

Если ходатайство подавалось на апелляционной стадии, участник подавший, ее должен указать уважительную причину, из-за которой он не сделал это на предыдущих судебных слушаниях и разбирательствах.

Конечно, самое лучшее время для проведения трасологической экспертизы – сразу после происшествия. В этот момент эксперт сможет не только увидеть все оставленные следы, но и саму картину аварии.

Подавать и заявлять ходатайство можно в любой момент, но до того, как судья примет окончательное решение по рассматриваемому вопросу. Пишется ходатайство в свободной форме. Однако в нем стоит указать следующие обязательные сведения:

  • реквизиты суда, номер дела, полные сведения об участниках дела, дату и подпись ходатайствующего;
  • причины, вследствие которых возникает необходимость проведения экспертизы и из-за которых подается ходатайство;
  • кому вы желаете поручить проведение экспертизы;
  • примерный список вопросов, на которые требуется ответить эксперту;
  • список материалов, документов, сведений, которые вы можете предоставить эксперту со своей стороны
  • указать тип транспортно-трасологической экспертизы.

Ходатайство о проведении трасологической экспертизы может быть отклонено судом, но при этом должна быть предоставлена и обоснована причина отказа.

Стоимость трасологической экспертизы зависит от срочности и сложности происшествия, от региона проведения, репутации и известности экспертного учреждения или эксперта. Самая дешевая стоимость экспертизы равняется примерно 3 – 5 тысячам рублей, но это, если авария «простая» и вызов не срочный. Сложное дорожно-транспортное происшествие, например, если в него были вовлечены несколько участников, либо имеются пострадавшие, или причинен значительный ущерб, то цена такой экспертизы возрастает в разы и минимальная цена на нее начинается примерно с 10 тысяч рублей.

Читайте также  Протокол и постановление ГИБДД - в чем разница в 2020 году? Чем отличается?

Оплату стоимости трасологической экспертизы может взять на себя один из участников ДТП на добровольной основе. Также участник дела, направлявший ходатайство о проведении экспертизы, может включить ее стоимость в сумму трат, которые указываются в ходатайстве, а также указать на то, чтобы она была оплачена той стороной, которая проиграет, то есть будет признана виновной.

В ситуации, когда ни одна из сторон, участвующая в делопроизводстве не согласна брать на себя затраты по оплате услуг эксперта, а провести экспертизу необходимо, то вопрос о том, кто ее будет оплачивать решает суд и устанавливает доли.

Заключение трасологической экспертизы

Перед тем как поручить проверку эксперту разъясняют все права и обязанности, предупреждают его об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Поэтому результат таких проверок бывает максимально точным и правильным.

Эксперт трасологической экспертизы представляет заключение в письменной форме и от своего имени. В нем он указывает, кто и на каком основании проводил экспертизу, ее содержание, предоставляются обоснованные ответы на все вопросы, которые были заданы эксперту, а также сделаны соответствующие выводы. Благодаря заключению эксперта можно понять, кто стал виновником аварии, кто понесет наказание, кто получит выплаты от страховой организации и т.д.

Трасологическая экспертиза при ДТП в последнее время стала востребованной услугой. Данная услуга помогает не только восстановить картину дорожно-транспортного происшествия, но и установить виновного, разрешить дело правильно и честно. Одним важным условием при этом является обращение к добросовестным, исполнительным и ответственным экспертам, которые не будут пытаться «содрать» деньги, а действительно помогут.

Источник:
http://zakon-voditel.ru/oformlenie-dtp/trasologicheskaya-ekspertiza

Что такое трасологическая экспертиза?

Трасологическая экспертиза – это процессуальное мероприятие, целью которого является изучение следов в разных ситуациях. Преимущественно ее проводят при дорожно-транспортных происшествиях (ДТП). Позволяет установить механизм образования следов, причинно-следственную связь, другие объективные обстоятельства.

Особенности трасологической экспертизы

Отождествлять трасологическую экспертизу исключительно с исследованиями при ДТП – означает существенно сузить ее понятие. Даже в этом случае проводимые работы будут только одним из видов автотехнических экспертиз. В этом случае исследования сопряжены с применением знаний из других сфер, например, автотехники.

Многим знакомы эпизоды из приключенческих фильмов, когда следопыты или пограничники изучают оставленный след. Кстати, в последнем случае военнослужащие:

  1. По характерным признакам следа устанавливают реальное направление и тип движения, количество следуемых лиц, их рост, вес, другие особенности, включая всевозможные ухищрения;
  2. Фиксируют след, принимают меры к сохранению отпечатка в интересах судопроизводства.

То есть, на месте пограничники проводят трасологическое исследование, а в последствии предъявляют органам дознания и правосудию вещественные доказательства. Например, след фиксируется с помощью гипса, фотодокументируется, тщательно описывается в процессуальных актах.

Все то же самое, только другими методами, применяется, если требуется трасологическая экспертиза при ДТП:

  1. Установление возможного нарушителя, характера движения транспортного средства;
  2. Документирование, фиксация выявленных следов в интересах административного или уголовного производства.

Виды трасологических экспертиз

Кроме того, различают следующие виды трасологических экспертиз:

  • дактилоскопическая;
  • перчаток и их следов;
  • следов обуви, зубов, губ и других частей головы человека;
  • механический повреждений на одежде;
  • орудий, инструментов и оставленных ими следов;
  • закрывающих, предохраняющих механизмов, узлов и петель, пломб;
  • шин транспортных средств, следов ноги человека.

То есть, трасологическая экспертиза изучает следы, которые оставлены на любой поверхности живыми организмами, включая человека, или инструментами, техническими приспособлениями. Как правило, проводится комплексно с другими видами исследований в интересах досудебного или судебного разбирательства.

В каких случаях проводится трасологическая экспертиза?

К трасологической экспертизе прибегают, если требуется:

  1. Определить источник какого-либо повреждения;
  2. Установить виновное лицо.

Например, при ДТП нередко возникает спор как с другим участником происшествия, так и со страховой компанией, которая отказывается компенсировать затраты на ремонт. И участник, и страховщик высказывают сомнения относительно источника повреждения, по-своему определяют виновного человека. Сотрудники ГИБДД также могут неверно определить виновное лицо, а также другие важные обстоятельства ДТП.

Аргумент в этом случае – заключение трасологической экспертизы. Ее выводы имеют важное значение как в спорах со страховой, так и с другими участниками ДТП.

Вопросы, решаемые трасологической экспертизой в случае аварии:

  1. Каким транспортным средством (или чем-то другим) причинен ущерб его тип;
  2. Детали механических устройств, который контактировали во время столкновения;
  3. Автомобиль, его тип, марка, который оставил следы и осколки на дороге;
  4. Механика аварии и возникновения повреждений;
  5. Направление движения и скорость транспортных средств перед ДТП;
  6. Место участка дороги, на котором произошел момент столкновения.

Список вопросов не полный. При проведении иных видов трасологической экспертизы, не связанной с ДТП, стороны будут интересовать другие вопросы. Но их направленность очень схожа с указанными выше.

Как проводится трасологическая экспертиза?

Методика трасологической экспертизы основана на исследовании отдельных фрагментов (например, ДТП) и их признаков. Порядок проведения следующий:

  1. Начальный этап, на котором предварительно изучаются обстоятельства происшествия и фрагменты;
  2. Первый этап – основное и детальное изучение фрагментов и обстоятельств;
  3. Второй этап – оценка данных, формирование промежуточных и окончательного вывода;
  4. Оформление заключения эксперта.

Экспертиза может проводится на любом этапе рассмотрения происшествия. Обязательно соблюдается необходимая процедура – подача заявки, оповещение всех заинтересованных лиц, согласование даты проведения.

На предварительном этапе выполняются фотоснимки, изучаются и фиксируются выявленные повреждения. Для транспортных средств нередко требуется частичная разборка, чтобы получить доступ к другим деталям, выявить скрытые дефекты.

При формировании заключения к нему обязательно прикладываются все сделанные фотографии, схемы и другие первичные документы. Обязательно указываются все использованные измерительные приборы, номера их сертификатов.

Допускается проведение трасологической экспертизы даже по фотографии. Но такое заключение воспринимается скептически, потому что оно не дает точных ответов. Поэтому не рекомендуется проводить ремонт автомобиля до того, как проведена экспертиза и не получена компенсация от страховой компании.

Источник:
http://ekspertizy.org/blog/trasologicheskaya-ekspertiza/

Вопросы категории Трасологическая экспертиза

Поиск по вопросам

ВОПРОС №542, категория: Трасологическая экспертиза

Добрый день. Подскажите пожалуйста что мне делать обращаться в суд или нет? Ситуация такая- в правое переднее крыло меня бьет прицеп от фуры и после этого меня разворачивает в обратном направлении и утаскивает под обочену где машина ложится на деревья. по моей глупости был оформлен европротокол. Страховая после оценки ущерба авто, присылает мне оказ о выплате, ссылаясь на трасологическую экспертизу. Причем указан только номер и дата проведения, ни указана ни сама экспертиза ни кем она была проведена. При этом ни меня ни второго участника дтп не было. получается они провели ее по фото, и то только по моим фото. Подскажите законно ли все это.

Добрый день. Да, описанная вами ситуация законна. Процедура Европротокола не может быть применена, если в ДТП пострадало иное имущество, жизнь и здоровье участников ДТП и еще что-то кроме 2-х транспортных средств.
Консультант

ВОПРОС №493, категория: Трасологическая экспертиза

Добрый день!
ДТП было летом (в августе). Дорожное покрытие сухое. погода ясная. У виновника ДТП была зимняя резина на колесах. Вопрос: в экспертом заключении насколько влияет тип резины на исход ДТП (влияет ли на скорость остановки, тормозной путь и т.д.), т.е. если эксперту не дали информацию о типе резины виновника, насколько это будет влиять на итоговый результат? надеюсь описала понятно

Добрый день!
Для сопоставления следов данный факт не является принципиальным, сопоставление происходить по иным критериям.
Спасибо за вопрос.
Консультант

ВОПРОС №481, категория: Трасологическая экспертиза

Добрый день. Ехала по дороге. Справой стороны автомобиль сильно приблизился к моей машине, и задел немного мое зеркало. Когда стали осматривать машины на моей никаких никаких видимых признаков не было вообще, на другой машине мятое крыло и множество царапин, которые возможно получить только на приличной скорости. Я испугалась что это мошенник, подстава и уехала с места. Водитель другой машины вызвал ГАИ и зафиксировал все свои ранее полученные повреждения (бампер поцарапанный, как будто шкуркой провели , крыло мятое) на своей машине якобы они были получены от моей машины Про зеркало заявлено не было. Через несколько дней меня и его вызвали в ГАИ для проведения экспертизы. Сотрудник ГАИ сопоставлял все царапины на моей и на его машине, замерял высоту от асфальта до места повреждения. На моей машине только одна не большая тонкая царапина на пластиковом серпе по высоте сходилась с другой машиной. Сотрудник ГАИ впервые столкнулся с такой ситуацией. Было понятно что водитель другой машины действует обманом. Пока взял паузу. Наши машины должны направить на трасологическая экспертиза, которая будет проведена только в начале ноября. У меня вопрос, спустя столько времени после прецедента насколько правильно и достоверно после экспертизы будут данные? Ведь под воздействием пыли, влаги итд частицы можно и не обнаружить.

Добрый день.
Данные будут достоверны.
Факторы, которые Вы указали в вопросе существенно не повлияют на расположение повреждений, построение модели движения транспортных средств и возможность проецировать их контакт.
Более подробную консультацию можно получить по телефону: +7(495) 788-60-60.
Спасибо за вопрос.

ВОПРОС №479, категория: Трасологическая экспертиза

Добрый день! На машине вмятины. Видили, что по машине били футбольным мячом. Был вызван наряд полиции, но осмотра места происшествия не производился. Фиксация повреждений и мяча тоже. Прошло полгода. Возможно ли точное заключение эксперта по определению образования повреждений.

Добрый день!
Есть возможность произвести анализ образования повреждений, направление деформирующей силы, предположительную геометрическую форму следообразующего объекта.
Возможно ответить на вопрос: “соответствуют ли повреждения нанесению предметом в виде мяча или нет”
Более подробную консультацию можно получить по телефону: +7(495) 788-60-60.
Спасибо за вопрос.
Ждем Вас вновь на нашем сайте.
Консультант

ВОПРОС №442, категория: Трасологическая экспертиза

Здравствуйте.Трасологическая экспертиза показала, что возможно дверь моей машины при открытии на парковке повредила стоящий рядом авто.Я не могу это признать,т.к. до этого я встречалась на парковке с хозяином авто и мы провели свой эксперимент.Дверь моей машины не задевает другую в том месте .А экспертиза делалась на зимней резине ,когда это случилось летом.Не учтено было давление в шинах и ровность асальта.Как быть?

Добрый день. Выводы экспертизы зависят от многих факторов, в том числе от вопроса, который был поставлен перед экспертом. Трасология это наука об образовании следа. Если вы уверены в отсутствие контакта между двумя ТС, как вариант можно произвести исследование в другой организации, но нет никакой гарантии, что новое исследование опровергнет выводы предыдущей экспертизы. Консультант

ВОПРОС №410, категория: Трасологическая экспертиза

Добрый день. Потерпевший заявил о том что я поцарапал его зеркало, я вину отрицал. В суде было заявлено ходатайство о проведении трасологической экспертизы. Потерпевший не против был ее проведения, но суд отказал и признал меня виновным. Потерпевший готов признать результаты что царапины не соответствуют, как быть? Подавать в верховный суд и будет ли это основанием для отмены решение и отмены ДТП вообще. ст.12.15

Читайте также  Состав автомобильной аптечки в 2020 году: содержание, срок годности и сколько стоит

Добрый день. Прошу пояснить о какой части ст. 12.15 Кодекса об административных правонарушениях идёт речь в решении суда или Постановлении огранов ГИБДД. Консультант

ВОПРОС №386, категория: Трасологическая экспертиза

Добрый день ! Подскажите пожалуйста , возможно ли произвести трасологическую экспертизу , если второй участник ДТП скрылся ( не установлен ) и нет фото с места ДТП .

Добрый день!
Да, возможно. Выводы будут делаться из предполагаемой схемы контакта с движущимся объектом средних габаритных размеров.
Данные выводы могут быть неверными, в случае если обнаружится второй участник ДТП.
Ждем Вас вновь на нашем сайте
Консультант

ВОПРОС №378, категория: Трасологическая экспертиза

Авто поврежден куском кирпича со стены дома, был припаркован между двумя одинаковыми 12э домами (на разном расстоянии). С какого дома упал кирпич? Цена экспертизы?

Добрый день.
Данного рода экспертизы мы не проводим. консультант

ВОПРОС №329, категория: Трасологическая экспертиза

Правомерен ли отказ страховой по трасология если повреждения соответствуеют заявленному ДТП,но нет тормозного пути

Добрый день
Трасология – наука, рассматривающая следообразование на поверхности. Таким образом, если совокупность всех следов и их расположение, как на транспортном средстве, так и на дорожном полотне (в том числе отсутствие следов), находятся в противоречии с общей картиной происшествия, то отказ возможен. Для более обоснованного ответа нужно изучить материалы дела и заключение эксперта.
Спасибо за вопрос.
Ждем Вас вновь на нашем сайте
Консультант

ВОПРОС №325, категория: Трасологическая экспертиза

СК заказала трасологическую экспертизу
экспертиза сделана по фото только моего авто
хотя в пункте 1.6″допуски и ограничения” данной экспертизы указано,что проведение экспертизы возможно по фотоснимкам 2х транспортных средств
примет ли суд данную экспертизу как доказательство?
и законна ли данная экспертиза?

Добрый день!
Согласно методическим пособиям: «Транспортно-трасологическая экспертиза по делам о ДТП» М., 1980 г. и «Судебная транспортно-трасологическая экспертиза» М., 1977 г., проведение экспертизы возможно на основании фотографических материалов одного из участников ДТП. Так же, в экспертизе должно быть указано, что параметрические данные 2 участника принимаются исходя из технических характеристик аналогичного ТС штатной комплектации. Данные характеристики 2-го участника должны быть внесены в отчет. В случае соблюдения всех этих норм, экспертиза будет иметь правовые основания, будет законной и принятой судом.
Спасибо за вопрос.
Ждем Вас вновь на нашем сайте.
Консультант

Источник:
http://www.mj24.ru/faq/trasologicheskaya_ekspertiza/

Типовые вопросы при назначении судебных криминалистических экспертиз

Судебная трасологическая экспертиза

Пригоден ли данный след для идентификации?

Исследование следов ног и обуви

  • 1. Обувью какого вида (модели) оставлены следы, ее размер?
  • 2. Каков рост человека, носившего данную обувь?
  • 3. Не оставлены ли следы ног (обуви), обнаруженные на нескольких местах происшествий, одним и тем же человеком (или одной и той же обувью)?
  • 4. Не оставлены ли следы обувью, изъятой у конкретного лица?
  • 5. Совпадают ли элементы дорожки следов, обнаруженной на месте происшествия, с элементами экспериментальной дорожки следов, оставленной данным лицом?
  • 6. Не оставлены ли следы босых ног данным лицом?
  • 7. Не является ли обнаруженный след следом обуви, изъятой у данного лица?
  • 8. Одной и той же или разной обувью оставлены следы?
  • 9. К какому виду относится обувь, следы которой обнаружены на месте происшествия, и какие особенности она имеет (материал подошвы, способ ее крепления, наличие набоек, потертостей и т.п.)?
  • 10. Носил ли обувь, обнаруженную на месте происшествия, определенный человек?
  • 11. Носились ли представленные на экспертизу галоши на определенной обуви?
  • 12. Как передвигался человек, следы которого обнаружены на месте происшествия (медленным, скорым шагом, бегом)?
  • 13. Какие выводы можно сделать по имеющимся следам ног об особенностях оставившего их человека (примерный рост, пол, комплекция, профессиональные навыки, соответствие обуви размеры ступни, физические недостатки, например, хромота)?

Исследование следов транспортных средств

  • 14. Каким типом и моделью транспортного средства, какими его частями оставлены следы?
  • 15. Одним или несколькими транспортными средствами оставлены следы?
  • 16. В каком направлении двигалось транспортное средство?
  • 17. Каков механизм образования имеющихся следов?
  • 18. Оставлены ли следы данным транспортным средством?
  • 19. Не является ли обнаруженный предмет частью данного транспортного средства и не составлял ли он ранее с ним единое целое?
  • 20. Каково было взаимное расположение транспортных средств (транспортного средства и других объектов) в момент столкновения?
  • 21. Не оставлены ли следы, обнаруженные на месте происшествия ходовыми частями (колесами, шинами, полозьями), имеющимися у данного транспортного средства (автомобиля, мотоцикла, саней и т.д.)?
  • 22. Судя по следам автомашины, были ли на колесах цепи противоскольжения?

Исследование следов животных

  • 23. Каковы отобразившиеся в следах зоологические особенности животного?
  • 24. Не оставлены ли следы данным животным?
  • 25. Каковы тип, номер и особенности подков, следы которых обнаружены на месте происшествия?
  • 26. Оставлены ли следы ног (подков, копыт) одним и тем же или разными животными?

Исследование следов зубов человека

  • 27. Каков механизм (надкус, откус) образования следов зубов?
  • 28. Данным ли человеком оставлены следы зубов на представленном объекте?
  • 29. Каковы анатомические, технические особенности зубного аппарата человека, оставившего следы?
  • 30. Являются ли следы зубов на предмете или теле человека следами зубов (или зубных протезов) определенного лица?
  • 31. Зубами какой челюсти и какой стороны (правой, левой) оставлены следы?
  • 32. Какими зубами (коренными, резцами, клыками) оставлены следы?
  • 33. Не отсутствуют ли у человека, оставившего следы зубов, какие- либо зубы?
  • 34. Каковы особенности строения зубов человека, оставившего следы?
  • 35. Какие выводы могут быть сделаны по следам зубов об оставившем их человеке (дефекты зубов, отсутствие некоторых из них и т.д.)?
  • 36. Не оставлены ли следы (полностью или частично) зубными протезами?

Исследование следов орудий взлома и инструментов

  • 37. Имеются ли на поверхности объекта следы воздействия посторонним объектом?
  • 38. С какой стороны, в каком направлении произведено повреждение (сверление, распиливание, разрыв, разлом, отжим) данного объекта (двери, окна, потолка, пола, доски, бумаги, картона и т.п.)?
  • 39. Каков механизм образования следов?
  • 40. К какому виду или типу относится орудие (инструмент, механизм), которым оставлены следы? Каковы свойства и характеристики этого орудия (форма, размеры и т.д.)?
  • 41. Одним или несколькими орудиями оставлены данные следы?
  • 42. Не оставлены ли следы на двух или более объектах одним и тем же орудием?
  • 43. Не оставлены ли данные следы представленным на экспертизу орудием или инструментом?
  • 44. К какому виду относится орудие, которым образованы следы взлома (топор, ломик, стамеска, нож и т.д.)?
  • 45. Соответствует ли развод, размеры и количество зубьев, приходящееся на единицу длины, представленной пилы и пилы, которой сделан распил?
  • 46. Могли ли образоваться следы взлома при определенном положении запора?
  • 47. С какой стороны взломана преграда (стена, пол, потолок и т.д.) — снаружи или изнутри помещения?
  • 48. С какой стороны просверлено отверстие?
  • 49. Каким способом произведен взлом замка (иного запора, решетки, окна и т.д.)?
  • 50. Какое минимальное время могло потребоваться для того, чтобы произвести данный взлом?
  • 51. Исправен ли данный замок и если нет, то какие дефекты он имеет и пригоден ли он для запирания?
  • 52. Находился ли данный замок в употреблении?
  • 53. Не отпирался ли замок подобранным ключом или отмычкой?
  • 54. Можно ли отпереть представленный замок с помощью определенного инструмента или иного предмета (ключа, отмычки, шила, гвоздя, отрезка проволоки и т.д.)?
  • 55. Являются ли имеющиеся на замке повреждения результатом отпирания замка?
  • 56. Нет ли на ключе признаков, характерных для получения оттиска в целях последующего изготовления аналогичного ключа?
  • 57. В каком положении — запертом или отпертом — нанесены повреждения замку (перепилена дужка, поврежден корпус и т.д.)?

Исследование замков и запирающих устройств

58. Исправен ли механизм замка? Если нет, то в чем причина его неисправности? Как влияет данная неисправность на охранные свойства?

  • 59. Имеются ли на деталях механизма замка следы, оставленные посторонним предметом? Являются ли эти следы результатом воздействия поддельного ключа или отмычки?
  • 60. При каком положении запирающего механизма (запертом, отпертом) образованы повреждения на замке?
  • 61. В результате каких действий был поврежден замок? Каким способом отперт (взломан) замок?
  • 62. Отпирался ли и можно ли отпереть замок данным ключом (отмычкой, предметом)?
  • 63. Орудием какого вида (типа) оставлены следы на замке либо взломан замок?
  • 64. Не данным ли орудием (инструментом, предметом) оставлены имеющиеся на замке следы?
  • 65. Был ли замок взломан в навешенном состоянии или после снятия с пробоя?
  • 66. Вскрывалась ли пломба и каким способом?
  • 67. Навешивалась ли пломба повторно? Если да, то каким образом?
  • 68. Каково содержание цифровых и буквенных оттисков на пломбе?
  • 69. Обжималась ли пломба представленными пломбировочными тисками?
  • 70. Подвергалась ли раскрутке и повторному скручиванию закрутка?
  • 71. Можно ли отпереть представленный замок, не нарушая контрольного приспособления?
  • 72. Нарушена ли пломба (или рельефный оттиск печати), если да, то каким способом?
  • 73. Не нарушена ли целость бечевки или проволоки внутри пломбы?
  • 74. Одним ли пломбиром образованы оттиски на нескольких пломбах?
  • 75. Не образован ли оттиск на пломбе данным пломбиром?
  • 76. Не образован ли оттиск на пластическом веществе (например, сургуче) представленной печатью?

Установление целого по частям

  • 77. Частью какого предмета является данный объект?
  • 78. Составляли ли ранее данные объекты одно целое?
  • 79. Каким способом разделены части предмета?
  • 80. Не разделялся ли объект на части конкретным предметом?

Исследование узлов и петель

  • 81. К какому виду относятся узлы и петли?
  • 82. Являются ли они профессиональными? Если да, то для какой профессии она характерны?

Источник:
http://studme.org/352480/pravo/tipovye_voprosy_naznachenii_sudebnyh_kriminalisticheskih_ekspertiz