Описывание работы поршневого кольца
При ходе поршня вверх между кольцом с конусным скосом и зеркалом втулки цилиндра судовых двигателей создается масляный клин, который давит на конусную поверхность кольца. Сила давления направлена перпендикулярно поверхности и раскладывается на две составляющие, из которых одна прижимает кольцо к нижней полке канавки, а вторая — сжимает кольцо, утапливая его в канавке, и масло свободно проходит в зазор между кольцом и стенкой цилиндра. При движении поршня вниз поршневое кольцо выпрямляется в канавке, острой нижней кромкой снимает масло со стенки цилиндра и оно отводится через отверстия внутрь поршня.
Кольцо с двойными прямоугольными режущими кромками имеет кольцевую канавку и прорези (например, в дизелях фирмы «SKL»). Такое кольцо снимает масло со стенки цилиндра не только при движении поршня вниз (при этом масло отводится через отверстия в поршне, прорези в кольце и отверстия в канавке), но и при движении его вверх (при этом масло отводится через отверстия в канавке). Кольцо с двумя конусными скосами и фигурными режущими кромками имеет повышенное удельное давление на стенку цилиндра. Иногда такое кольцо изготовляют составным; раздельное изготовление колец и проще и позволяет придать им более удачную форму.
Для увеличения радиального давления маслосъемных колец и срока их службы в высокооборотных и среднеоборотных судовых двигателях применяют экспандеры (расширители), представляющие собой кольцевые пружины (винтовые или плоские), прижимающие кольца изнутри к стенке цилиндра.
В крейцкопфных дизелях из-за дозированной подачи масла в цилиндр маслосъемные кольца применяют редко.