Механизм образования повреждений на автомобиле

Механизм образования повреждений на автомобиле

Какая из транспортных травм встречается чаще и умеет большее значение?

По числу жертв во всех цивилизованных странах на первом месте — автомобильные травмы, количество которых постоянно растет. В последние годы в РФ ежедневно в ДТП погибает более 100 человек, и более 600 получают увечья. Ежегодный ущерб при этом составляет 12 триллионов рублей.

Какие существуют виды автомобильной травмы?

Существуют следующие виды автотравмы в зависимости от механизма действия автомашины.

1. Столкновение или удар автомашины с человеком, что иногда называют наездом.

2. Переезд колесом или колесами.

3. Повреждения при выпадении из движущегося автомобиля.

4. Травма от сдавливания тела между автомашинами или автомобилем и какими-то предметами.

5. Повреждения, возникающие внутри автомашины у водителя и пассажиров.

6. Комбинированные виды травмы. Виды автомобильной травмы и механизм их образования по фазам показаны в таблице. Эти повреждения не возникают одномоментно, а протекают по фазам.

Каждый вид автотравм в соответствии с фазами приводит к образованию разных повреждений. Среди них интерес представляют характерные для этого вида, т. е. такие, по которым имеется основание определить механизм образования повреждений. (Таблица 11. ПоА.А. Солохину).

Виды автомобильных травм и механизм их образования

-х- Механизм Виды травмы Фазы травмы повреждения

I. Травма от стол

2. Падение тела на

3. Отбрасывание и

падение тела на

4. Скольжение тела

II. Травма при вы

1.0т удара о час

тела с частями ав

2. Падение на грунт.

3. Скольжение по

III. Травма от пе

ние тела с коле

3. Въезд колеса на

4. Переезд тела ко

лесом и волочение.

IV. Травма в каби

ние тела с частя

2. Прижатие тела

ние автомобиля с

ния тела частями

2. Прижатие тела к

тем или иным дру

1. Количество фаз

о п ределя ется

комби нация м и

Какие повреждения характерны для наезда и столкновения автомобиля с человеком?

Травма от столкновения автомобиля с человеком, при котором основным является удар передними, боковыми и задними частями машины, приводит к образованию повреждений на теле человека и на этой части автомобиля (первая фаза столкновения). Чаще всего встречается удар передней поверхностью (бампер, передний край капота, крыло, фары), что приводит к образованию штамп-повреждений, повторяющих форму детали, наиболее плотно соприкасающейся при ударе. Например, при ударе фарой появляются округлый кровоподтек на бедре или ягодице, при ударе •выступающими деталями с ограниченной поверхностью (болт) — ссадина, точно отображающая размеры этой детали.

Характерным, часто образующимся повреждением при этом механизме являются бампер-повреждения, которые возникают от удара бампером обычно по бедру или голени в зависимости от высоты бампера. На поверхности кожи в месте контакта нередко появляется поперечный полосчатый кровоподтек или ссадина, под которой отмечается размозжение мышцы с кровоизлиянием, но главным является бампер-перелом трубчатой кости бедра или костей голени. Такой поперечный оскольчатый перелом возникает при большой скорости от механизма сдвига, при малой — от сгибания кости. При рассматривании такого перелома сбоку или его рентгенограммы, выполненной в профиль, после сопоставления отломков выделяется отломок клиновидной формы, основание которого показывает место соударения, а острый конец — направление удара. Бампер-перелом изучается после от-сепаровки костей на трупе, а иногда выпиливании отломков с последующим соединением. Отмечается высота повреждения от подошвы стоп (как и всех штамп-повреждений), что с учетом толщины подошвы обуви позволяет судить о высоте бампера. Таким образом, при бампер-повреждении можно установить механизм столкновения, высоту (от земли) расположения бампера травмировавшего автомобиля и направление его движения в момент удара. При сильном ударе образуются преимущественно прямые переломы костей таза, переломы позвоночника в шейном, реже — в верхнегрудном отделе от резкого разгибания тела. Удар грузовой машиной или автобусом может привести к образованию повреждений на голове, в том числе оскольча-тых прямых переломов черепа с кровоизлиянием вокруг перелома и на стороне противоудара. Удар в грудь ведет к односторонним, обычно прямым, переломам ребер, при непосредственном ударе возникают переломы и других костей.

Наконец, в этой фазе столкновения, особенно при ударе, развивается комплекс непрямых повреждений вследствие сотрясения тела.

Вторая фаза проявляется при действии легкового автомобиля, когда центр тяжести в момент удара приходится ниже центра тяжести тела. Это приводит к забрасыванию человека на капот либо на крыло машины, когда он ударяется головой о лобовое стекло или какие-то детали, получая соответствующие повреждения. Затем наступает третья фаза — отбрасывания тела. Для автомашин вагонного типа и грузовых, которые, ударяя выше центра тяжести, приводят сразу к отбрасыванию тела и падению — это вторая фаза (для легковых — третья). При этом, в зависимости от характера грунта, локализации повреждений и силы удара при падении образуются ссадины, кровоподтеки, ушибленные раны на выступающих частях лица и головы, переломы. В третьей (четвертой для легковых машин) фазе скольжения тела по твердому грунту — обширные, иногда полосчатые осаднения с параллельными царапинами вдоль движения, по которым можно установить направление передвижения тела. На одежде при ударе могут быть загрязнения, повторяющие форму ударной поверхности части автомашины, при скольжении — следы истирания от трения в виде истончения, разрывов ткани с поперечными по отношению к направлению движения складки.

Интерес представляют следы скольжения на подошве, по которым можно судить о положении потерпевшего, направлении удара, а также определить, стоял он в момент удара или шел, когда следы выражены только на одной подошве.

Какие повреждения характерны для переезда пешехода автомашиной?

Травма от переезда колесами автомобиля чаще встречается в комбинации с ударом или иным механизмом, также возникает по фазам, хотя н менее выраженным. Первая фаза — это удар и трение колесом, затем, при перекатывании через тело и сдавление его, наконец, про-таскивание тела по грунту.

Переезд сопровождается тяжелыми повреждениями, что приводит, в зависимости от тяжести транспорта, направления переезда к деформации головы с многооскольчатым открытым переломом костей. При переезде по передней поверхности туловища — к деформации грудной клетки с образованием множественных переломов ребер, а также переломов грудины. При перекатывании колеса по спине — к переломам лопатки, остистых отростков позвонков. Причем более тяжелые повреждения наблюдаются со стороны въезда колеса, а также разрывы, отрывы и перемещения внутренних органов; печень при сдавлении о позвоночник делится на две части с размозженными краями. Переезд и сдавление таза сопровождается переломом конечностей, разрывом сочленений, промежности, мочевого пузыря, прямой кишки. Переезд через конечности приводит к размозжению мышц, оскольчатым переломам трубчатых костей с образованием крупного отломка со стороны накатывания колеса.

К характерным для переезда относятся: множественные параллельные надрывы и разрывы кожи от растяжения, обширные отслоения кожи, которые образуются от давящего вращения колеса. Отслоения видны при дополнительных «лампасных» разрезах конечностей, когда оторванные размозженные мягкие ткани образуют полость, наполненную кровью.

Специфичными являются следы загрязнения на одежде и теле человека, а также повреждения на коже, оставляемые колесом в виде отпечатка его протектора. Они имеют большое су-дебно-медицинское значение, поэтому требуют осторожности при снятии одежды и перевозке трупа, т. к. рисунок этих загрязнений может не сохраниться. На коже рисунок просматривается в виде позитивных ссадин или загрязнений от сдавления выступающих частей колеса или негативных отпечатков — в виде кровоподтеков, ввиду того, что кровь перемещается в места, соответствующие углублениям протектора. Значение следов протектора в доказательстве переезда, установлении направления движения и локализации переезда, в предположении марки автомашины огромно. Это требует правильной фиксации особенностей следа путем масштабного фотографирования, описания, сохранения одежды, а затем назначения криминалистической автотехнической экспертизы, при которой при помощи фотосмещения или фотоналожения может быть решен о тождестве предполагаемой машины.

Какие повреждения характерны для механизма сдавления?

Травма от сдавления машиной и препятствием или двумя автомашинами, а также при перевора-чивани и придавливании тела к земле нередко возникает при предшествующем ударе либо выпадении тела из машины, чем и обусловлены повреждения в этой фазе. К характерным повреждениям относят отпечатки в виде ссадин, кровоподтеков твердых предметов, частей одежды, ее рисунка и складок, однако наружных повреждений немного и они незначительны по тяжести. Сильное сдавление приводит к разрыву паренхиматозных органов и их перемещению наружу или в другую полость, а также к переломам костей. Сдавление груди и живота опасно развитием компрессионной механической асфиксии.

Какие повреждения характерны для травм, полученных в салоне автомашины?

Травма, полученная внутри кабины или салона автомашины встречается часто при столкновении, ударе о неподвижное препятствие, переворачивании автомашины, а также при резком ускорении или торможении. Основными являются повреждения, возникающие при ударе и сдавлении внутренними частями автомобиля, в результате резкого перемещения тела. Так, при столкновении автомашины находящиеся внутри водитель и пассажир смещаются вперед. Водителя можно установить по ряду характерных повреждений. Это образующиеся от сдавления груди рулевым колесом ссадина или кровоподтек, обычно неполной кольцевидной
формы, переломы грудины и ребер, разрывы кожи между первым и вторым пальцами; ссадины или раны передней поверхности коленного сустава, переломы надколенника при перемещении вперед и сдавлении панелью приборов; повреждения голеностопных суставов; повреждения на лице в виде кровоподтеков, ушибленных ран, переломов костей лицевого отдела черепа; перелом вертлужной впадины таза, иногда с лобковой костью, вывихи бедра при резком упоре ногами. Если водитель или пассажир был пристегнут ремнями безопасности, то у него образуется полосчатый кровоподтек, реже другие повреждения от сдавления ремнем, и вместе с тем, снижается число тяжелых травм вследствие удерживания тела от перемещения по салону. При резком изменении скорости, что бывает при ударе в машину сзади, у водителя и пассажиров наблюдается хлыстообразные переломы VI—VII шейных позвонков, реже — IV—V поясничных, разрывы связок и межпозвоночных дисков вследствие отбрасывания, сдавления кзади, разгибания шейного отдела позвоночника и запрокидывания головы. Профилактическим средством таких переломов служит подголовник.

Для установления места пассажира следует, учитывая механизм автотравмы, обратить внимание на локализацию и характер повреждений.

Каковы особенности повреждений, получаемых при выпадении из автомашины?

Травма от выпадения из кузова, кабины или салона автомашины приводит к повреждениям от удара о дорожное покрытие дороги, сотрясения тела и скольжения. В зависимости от положения тела в момент приземления, высоты падения, рельефа и плотности грунта могут возникать разные повреждения, характерные для падения с высоты (о чем будет сказано ниже), а также повреждения скольжения.

Иногда наблюдаются комбинированные повреждения, когда после выпадения из машины совершается переезд или наезд другой машиной. В таких случаях выявляются повреждения, характерные для этих механизмов.

Какова формулировка вопросов при назначении судебно-медицинской экспертизы в случаях подозрения на автотравму?

В зависимости от конкретных обстоятельств дела при подозрении на автотравму перед судебно-медицинской экспертизой ставится ряд вопросов. Кроме общих из них (о причине и давности наступления смерти, наличии и характере травмы, алкогольном опьянении и др.), могут решаться такие вопросы:

1. Имеются ли повреждения, характерные для автомобильной травмы?

2. Каков механизм и последовательность образования повреждений?

3. Характерны ли повреждения для удара, переезда, сдавления или выпадения из автомашины, получения травмы внутри нее?

4. Какой частью машины и на какой высоте от земли был нанесен удар и в каком направлении?

5. Какими, передними или задними, колесами произошел переезд, в каком месте и в каком направлении?

6. Было ли волочение потерпевшего и в каком направлении?

7. Характерны ли повреждения для водителя или пассажира?

8. Какое положение занимал пострадавший в момент травмы?

9. Каким видом автомашины (грузовым, легковым, автобусом) нанесены повреждения?

10. Могли ли повреждения быть нанесены автомашиной определенной марки?

11. Не могли ли повреждения быть нанесены конкретным автомобилем?

12. Каково было состояние здоровья потерпевшего, не страдал ли он сердечно-сосудистыми заболеваниями, болезнями органов зрения, слуха и др.?

13. Нет ли повреждений, не связанных с авто-травмой?

В зависимости от возникших у следователя версий могут быть поставлены и другие вопросы.

Источник:
http://sudmed.org.ua/?SPRAVOChNIK_sudebno-medicinskoi_ekspertizy:IV_-_Rasstroistvo%0Azdorovmzya_i_smertmz_ot_deistviya_razlichnyh%0Afaktorov_vneshnei_sredy:Avtomobilmznaya%0Atravma

Автомобильная травма и ее виды. Механизм образования и особенности повреждений при основных видах автомобильной травмы.

Автомобильная травма – это повреждения, причиняемые пешеходу, водителю или пассажиру в связи с движением автотранспортных средств. Смертность от автотравмы, по статистическим данным наиболее технически развитых стран, стоит на третьем месте после сердечно-сосудистых заболеваний и рака.

Особенности автомобильной травмы определяются многообразием способов ее причинения и сложностью механизмов образования повреждений.

Характер повреждений зависит от механизма воздействия силы, величины, угла и места приложения, а также от площади травматизации тела. Все указанные параметры в каждом случае определяются конструкцией автомашины, ее маркой, скоростью движения и позой пострадавшего в момент происшествия.

Способы причинения автомобильной травмы положены в основу ее классификации. Различают следующие виды автомобильной травмы.

Механизм образования и особенности повреждений при основных видах автомобильной травмы.

Травма причиняемая частями движущегося автомобиля:

  • – от столкновения автомобиля с пешеходом (наезд);
  • – от переезда колесом автомобиля;
  • – от сдавления тела между автомобилем и другими предметами.

Травма внутри автомобиля:

  • – травма в салоне в результате столкновения автомобилей между собой или автомобиля с какой-либо преградой;
  • – травма в салоне в результате опрокидывания или падения автомобиля с высоты.

Травма при выпадении из автомобиля (кузова, салона, кабины). Сложность механизмов возникновения автомобильной травмы связана с тем, что каждый ее вид включает разные фазы, следующие друг за другом, со своими механизмами повреждений. Количество фаз, а следовательно, и степень выраженности повреждений от каждого механизма может варьировать.

Общая схема последовательности фаз такая.

Например, при наезде наблюдается соприкосновение частей автомобиля с телом человека (1 фаза), падение (набрасывание) тела на автомобиль (2 фаза), отбрасывание тела и падение его на грунт (3 фаза), скольжение тела по грунту (4 фаза). При переезде человека колесом – соприкосновение тела с колесом (1 фаза), волочение и перекатывание тела (2 фаза), наезд колеса на лежащее тело (3 фаза), переезд тела колесом (4 фаза) и волочение тела по грунту (5 фаза). При выпадении человека из движущегося автомобиля может иметь место соприкосновение тела с частями автомобиля (1 фаза), падение на дорогу (2 фаза), скольжение по дорожному покрытию (3 фаза). При сдавлении – соприкосновение частей автомобиля с телом (1 фаза) и прижатие тела (грудины и др.) к преграде (2 фаза). Травма в кузове или в салоне (кабине) в результате столкновения автомобилей или автомобиля с какой-либо преградой может характеризоваться фазами: соприкосновение тела с арматурой и средствами управления (1 фаза), а также прижатие тела деформированными частями и деталями салона (кабины) или кузова (2 фаза). При опрокидывании или падении автомобиля с высоты последовательность причинения повреждений крайне вариабельна.

Читайте также  Проверить машину на чистоту перед покупкой

Разные по характеру повреждения, возникающие при автомобильной травме, значительно усложняют ее судебно-медицинскую экспертизу. Выделяют следующие механизмы образования повреждений:

  • – повреждения от удара (на месте приложения силы);
  • – повреждения от сотрясения и смещения;
  • – повреждения от сдавления;
  • – повреждения от скольжения или волочения;
  • – повреждения от перерастяжения или отрыва.

Указанные механизмы, по-разному сочетаясь между собой, дают множество комбинаций повреждений. И все же при судебно-медицинской экспертизе, особенно трупов, различают повреждения и следы:

  • – специфические для автомобильной травмы;
  • – характерные для автомобильной травмы;
  • – нехарактерные для автомобильной травмы;
  • – симулирующие другие виды травмы.

Специфические следы и повреждения – это отпечатки частей автомашины в виде следов и повреждений, отображающих конструктивные особенности характерных деталей, т.е. имеющих своеобразную форму и рисунок. Специфичность их определяется тем, что они не наблюдаются при травмах иного происхождения. Эти следы и повреждения позволяют идентифицировать тип, а иногда марку автомашины. К ним относятся:

  • – отпечатки протектора или колеса;
  • – отпечатки радиатора и его облицовки (молдинга);
  • – отпечатки фар, их ободков, подфарников, некоторых болтов крепления.

Протекторы шин оставляют на коже повреждения и следы. Первые представлены позитивными или негативными по механизму происхождения ссадинами и кровоподтеками. Вторые чаще отмечаются на одежде пострадавшего, иногда в виде объемного рисунка за счет вдавления одежды между выступающими частями протектора. При этом форма и размер деталей следа приближенно соответствуют их истинным размерам и форме.

Следы-повреждения от удара радиатором в настоящее время встречаются редко, т.к. радиаторы имеют облицовку в виде декоративных решеток, полос с молдингами и эмблемами. Следы-повреждения, представляющие собой ссадины и кровоподтеки, образуются на коже именно от этих деталей.

Повреждения от фар, подфарников и их ободков обнаруживаются чаще на бедрах в виде кровоподтеков, отображающих форму ударяющей части.

И все-таки наибольшее количество следов (отпечатков и наложений) обнаруживается на одежде пострадавших, которую осматривают с особой тщательностью, описывают и фотографируют обнаруженные следы, а саму одежду сохраняют для лабораторного исследования (с целью выявления металлов, краски, смазочных масел и других веществ).

Характерные повреждения, т.е. возникающие часто, имеющие выраженные особенности свойственные автомобильной травме или характеризующие механизмы видов автомобильной травмы.

Эти повреждения обнаруживаются как при наружном осмотре, так и при внутреннем исследовании трупа. Причиняются они от удара бампером, от перерастяжения мягких тканей или от волочения тела.

Обычно возникающие на нижних конечностях повреждения от удара бампером характеризуются своеобразной травмой мягких тканей и костей, поэтому могут быть названы бампер-повреждениями. На кожных покровах это линейные или дугообразные ссадины, кровоподтеки или рвано-ушибленные раны, располагающиеся, как правило, поперечно к длинной оси конечности. Размер повреждений во многом зависит от области удара и особенностей конструкции бампера. В месте повреждения мягких тканей возникают своеобразные переломы костей голени или бедра (бампер-переломы) с трещинами или отломками клиновидной (ромбовидной) формы, образующиеся на стороне приложения силы. В мягких тканях вокруг перелома постоянно обнаруживаются размозженные и разорванные мышцы, кровоизлияния.

Локализация бампер-повреждений зависит от высоты расположения бампера и от позы пострадавшего в момент столкновения с автомобилем.

В результате смещения и перерастяжения мягких тканей между костными выступами и местом сдавления тела колесом образуются разрывы и параллельные надрывы кожи на отдалении от места воздействия силы (подвздошные области, у краев реберных дуг; у угла нижней челюсти или над ключицей). Они имеют вид множественных поверхностных параллельных трещин без осаднения краев. При более глубоких разрывах с отслоением кожи от подлежащих тканей раны также линейной формы без осаднения и встречаются в области костных выступов тазового кольца, промежности, ягодиц. Раны голени, бедра и верхних конечностей при переезде колесом обусловлены непосредственным сдавлением и перерастяжением кожи, имеют чаще поперечное расположение к направлению движения колеса; края со значительным осаднением.

Рваные раны линейной формы причиняются некоторыми частями автомобиля – болтами, крюками, кузовом, дверными ручками, боковым зеркалом, подножкой и др.

От удара частями автомашины под углом, при падении тела на твердый грунт со значительным ускорением, образуются характерные лоскутные раны (на голове – скальпирование).

При скольжении тела по дорожному покрытию (после отбрасывания) и в тех случаях, когда тело протаскивается по грунту транспортным средством образуются сходные повреждения, названные следами волочения (скольжения), в виде полос осаднений и кровоподтеков с наличием на них множественных параллельных царапин, иногда прерывающихся.

При исследовании головы, шеи и туловища можно также обнаружить повреждения характерные для автомобильной травмы. К ним относятся:

  • – деформация (уплощение) головы с многооскольчатыми переломами костей черепа и выдавливанием мозга наружу;
  • – разрывы сочленения первого шейного позвонка с черепом и связок шейных позвонков (механизм «хлыста» или «подбородочного крючка»);
  • – компрессионные переломы тел шейных позвонков.

Характерную морфологию имеют также повреждения грудной клетки при полном поперечном переезде. В основном это переломы ребер, отличительной особенностью которых является наличие тройных переломов («сплошные» линии переломов в одних и тех же точках) на стороне наезда колесом. Кроме того наблюдаются переломы поперечных и остистых отростков позвонков в верхнем и среднем участках грудного отдела позвоночника.

Обширные повреждения костей грудной клетки сочетаются с разрывами легких и сердца (вплоть до их полного отрыва), пищевода, трахеи и диафрагмы.

Нехарактерные повреждения аналогичны тем, которые наблюдаются при тупой травме любого происхождения и по своим свойствам указывают либо на удар тупым предметом, либо на падение тела на твердую поверхность.

Некоторые повреждения хотя и не дают основания для установления автомобильной травмы, однако в комплексе с другими данными имеют важное значение для выяснений обстоятельств ее причинения. Также бывают повреждения, симулирующие другие виды травм, т.е. редкие проявления автомобильной травмы напоминающие происхождение их от воздействия режущего, рубящего, колющего орудия или огнестрельного оружия.

Для установления вида автомобильной травмы необходимо знать особенности механизма причинения травмы в каждой фазе, оценить повреждения, характерные для столкновения автомобиля с пешеходом, для переезда, сдавления, выпадения или травмы в салоне, разграничив их с нехарактерными и симулирующими. Выявляя на теле и одежде специфические и характерные проявления автомобильной травмы, судебно-медицинский эксперт должен выяснить их локализацию, взаиморасположение и определить механизм образования.

Полученные данные сопоставляются с повреждениями на автомобиле, которые указаны в протоколе дорожно-транспортного происшествия. Заключение эксперта о виде автомобильной травмы и о характере повреждений обосновывается результатами осмотра места происшествия, лабораторных исследований и изучения всех материалов дела.

В тех случаях, когда эксперт выявляет специфические признаки автомобильной травмы, в дополнение к основным вопросам он может указать:

  • 1) конкретный вид автомобильной травмы;
  • 2) механизм повреждений (фазы и последовательность возникновения) при данном виде травмы;
  • 3) какими частями автомобиля причинены повреждения;
  • 4) направления внешнего воздействия (удара, переезда, придавливания);
  • 5) положение тела потерпевшего в момент травмы по отношению к транспорту.

Источник:
http://alexmed.info/2017/09/17/%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BC%D0%B0-%D0%B5%D0%B5-%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D1%8B-%D0%BC%D0%B5%D1%85%D0%B0%D0%BD%D0%B8/

Пример автотехнической экспертизы (анализ возможности образования повреждений при ДТП)

ЦЕНТР

МЕДИКО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Автономная некоммерческая организация

115280 г.Москва, Велозаводская ул.д.4 офис 309

тел. (495)651-84-76(ф), 723-41-69, 8-905-586-30-71

ОГРН 1117799017995 ИНН 7725643153

ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ № 8-А

Время производства исследований :

Начато: в 12 час 00 мин 05 мая 2012 года

Окончено: в 14 час 00 мин 22 мая 2012 года

Место производство исследований :г Москва, Велозаводская ул. д 4 офис 309

Основания производство исследований:

03 мая 2012 года в АНО «Центр медико-криминалистических исследований » поступило заявление от ———с просьбой провести авто-техническое и транспортно-трасологическое исследование, а также определить стоимость ущерба от повреждения автотранспортного средства Шевроле Ланос г.н ———в результате ДТП и дать заключение специалиста по факту дорожно-транспортного происшествия. имевшего место 02 апреля 2010 года в 5 часов 40 мин . На 25 км Волоколамского шоссе Московской области

Вопросы, поставленные перед специалистами:

  1. Повреждения автомобиля Шевроле Ланос отраженные в справке о ДТП от 02 апреля 2010 года и фотоснимках автомобиля, соответствуют ли повреждениям отраженным в акте № 07.05.10-1401 Ф1 от 07.05.2010 г составленном оценщиком ———— ?
  2. Мог ли весь перечень повреждений автомобиля Шевроле Ланос зафиксированный в акте № 07.05.10-1401 Ф1 и нашедший отражение в отчете, образоваться при столкновении автомобиля Ауди А6 с автомобилем Шевроле Ланос и с последующим столкновением с Шевроле Ланос с Рено SR ?

Производство исследования поручено:

Специалисту АНО «Центр медико-криминалистических исследований» Лузану Андрею Григорьевичу , имеющему высшее техническое образование по специальности «Строительные и дорожные машины и оборудование» (МАДИ), квалификацию судебного эксперта и стаж экспертной работы по специальностям: «Исследование обстоятельств дорожно-транспортного происшествия», «Исследования технического состояния транспортных средств» и «Исследование следов на транспортных средствах и месте ДТП (транспортно-трасологическая диагностика)» -36 лет.

Специалисту по оценке стоимости автотранспортного средства, определению стоимости ремонта и ущерба поврежденных автотранспортных средств в результате ДТП . Корчагину Игорю Валентиновичу, имеющему высшее техническое образование по специальности «Сервисное обслуживание автомобилей»( МАМИ ) -9 лет.

  1. Место происшествия: Волоколамское шоссе 25 км, время происшествия 05 часов 40 мин, 02 апреля 2010 года – из справки о дорожно-транспортном происшествии.
  2. Обстоятельства происшествия , указаны в объяснении потерпевшего ————Михаила Викторовича: 02.04.2010 в 05 часов 40 мин управляя автомобилем Шевроле Ланос г.н. ———перед ним загорелся красный сигнал светофора , он остановился через несколько секунд он почувствовал сильный удар сзади это был автомобиль Ауди А6 темного цвета, потом после удара его машину отбросило на стоящий автомобиль Рено SR г.н ———. Автомобиль ауди скрылся с места ДТП.
  3. Дорожно-транспортная ситуация – из объяснений водителей автомобилей Рено SR, Шевроле Ланос, Москвич 21412.
  4. Вещная обстановка и конечное положение транспортных средств на месте ДТП- из схемы места дорожно-транспортного происшествия от 02.04.2010 года.
  5. Повреждения автомобилей Рено SR, Шевроле Ланос, Москвич 21412 и Ауди А6-из заключение ГУЗ МО Бюро СМЭ от 05.02.2011 года. Повреждения автомобилей Рено SR, Шевроле Ланос, Москвич 21412- из справки о ДТП от 02.04.2010. Кроме того, повреждения автомобиля Шевроле Ланос из фотоснимков прилагающийся к акту осмотра № 07.05.10-1401 Ф1 от 07.05.2010.

Нормативная и справочная документация

  1. «Анализ дорожно-транспортных происшествий», М., 1971.
  2. «Криминалистическая фотография и видеозапись для экспертов-автомехаников» (Практическое пособие), ИПК РФЦСЭ, Москва, 2006г.
  3. «Методические рекомендации по производству автотехнической экспертизы», М., 1971
  4. «Расследование дорожно-транспортных происшествий», М., 1980г
  5. «Свод методических и нормативно-технических документов в области экспертного исследования обстоятельства дорожно-транспортных происшествий» РФЦСЭ , Москва, 1993
  6. «Судебная автотехническая экспертиза» ч.2 ВНИИСЭ, 1980 г
  7. «Транспортно-трасологическая экспертиза по делам о дорожно-транспортных происшествиях ( Диагностические исследования ) », Выпуск 1 и 2 ВНИИСЭ, Москва, 1988г
  8. Правила дорожного движения РФ 2010 г
  9. Методическое руководство по определению стоимости автотранспортных средств с учетом естественного износа и технического состояния на момент предъявления РД 37.009.015-98 (Издание восьмое переработанное и дополненное, 2010 г.) ; Постановлению №361Федерального стандарта оценки(ФСО N 1)
  10. Справочные данные систем: «MITCHELL», «EUROTAX AUDAQUEST» для АМТС иностранного производства, сборники рыночной стоимости нормо-часа на техническое обслуживание и ремонт для конкретного АМТС, рыночной стоимости запасных частей и материалов, сборник отпускных и розничных цен на АМТС «НАМИ», справочно- информационные материалы и каталоги «EUROTAX», «BLUE BOOK», «MOTOR» и т.д.

По 1-му и 2-му вопросам:

Для ответа на поставленные перед специалистами вопросы необходимо провести реконструкцию механизма данного дорожно-транспортного происшествия с учетом всех представленных на исследование материалов. Дорожно-транспортная ситуация , имевшая место в момент ДТП 02 апреля 2010 года на 25 км Волоколамского шоссе представлена в показаниях водителей транспортных средств: Шевроле Ланос, Рено SR, Москвич 21412 зафиксированных в объяснениях водителей —————- от 02.04.2010. Согласно объяснению водителя автомобиля Шевроле Ланос ——-, следует, что 02.04.2010 года в 5 часов 40 мин он двигался по Волоколамскому шоссе в сторону Москвы перед ним загорелся красный сигнал светофора и он остановился , через несколько секунд почувствовал сильный удар сзади после чего его автомобиль отбросило на впереди стоящий автомобиль Рено SR г.н ——— Из объяснения водителя Рено SR ——— следует, что он двигался по Волоколамскому шоссе в сторону Москвы и на 25 км остановился для того чтобы зайти в магазин и во время остановки, произошел удар в заднюю часть машины . Из объяснения водителя Москвича 21412 ————. следует , что он направлялся по Волоколамскому шоссе в сторону Москвы ,и когда он остановился через некоторое время в заднюю часть его автомобиля ударился автомобиль Рено.

Повреждения автомобиля Ауди А6-из заключение ГУЗ МО Бюро СМЭ от 05.02.2011 года:

Передней бампер, капот, передние крылья правые + левые, передние двери прав +лев, задние двери прав + лев, задние крылья прав + лев, задний бампер, решетка радиатора, наружные зеркала прав + лев, молдинги всех четырех дверей, молдинги бампера, 4 литых диска, 4 покрышки, лобовое стекло, передние фары прав + лев, на переднем бампере, капоте и переднем правом крыле следы шин и красной краски

Повреждения автомобилей Шевроле Ланос, Рено SR, Москвич 21412 , отражены в Справке о ДТП от 02.04.2010

У автомобиля Москвич 21412: Задний бампер, глушитель, скрытые повреждения.

У автомобиля Рено SR: Передней бампер, решетка радиатора, радиатор, капот, знак «рено», задний бампер, крышка багажника, глушитель, задняя панель, заднее левое крыло, задний левый брызговик, скрытые повреждения.

У автомобиля Шевроле Ланос: Передней бампер, капот, передняя панель, переднее правое крыло, дверь задняя права, задней бампер, задняя панель, пол багажника, крышка багажника, лонжерон задний левый, задняя правая дверь, глушитель, фонарь задний левый, передняя правая блок фара, передняя правая противотуманная фара, скрытые дефекты.

О характере, форме, расположении и направлении развития повреждения автомобиля Шевроле Ланос можно судить по фотоснимкам сделанным 07.05.2010 года в 10 часов 00 мин ————— по адресу: М.О Истринский р-н г. Дедовск.

Согласно справки о ДТП от 02.04.2010 года и из представленных выше фотоснимков следует, что автомобиль Шевроле Ланос имеет две группы повреждений :

-1-я группа- повреждения левой задней части. Данные повреждения явились следствием столкновения (контактного взаимодействия) со следообразующим объектом , двигавшимся сзади слева по отношению к автомобилю Шевроле Ланос, поскольку имеют характерную направленность сзади вперед и слева направо. (карта №1)

-2-я группа- повреждения правой передней части. Данные повреждения явились следствием столкновения (контактного взаимодействия) со следообразующим объектом, находившимся спереди справа по ходу перемещения автомобиля Шевроле Ланос после выхода из контактного взаимодействия с ТС двигавшимся сзади, поскольку имеют характерную направленность спереди назад и справа налево.(Карта №1,2)

Читайте также  Правила перевозки детей в машине - – автомобильный журнал

Вещная обстановка и конечное расположение транспортных средств на месте ДТП отображено на схеме места ДТП от 02.04.2010 г (см ниже)

Таким образом, исходя из анализа повреждений автомобилей Шевроле Ланос, Рено SR, Москвич 21214 и Ауди А6 и данных схемы места ДТП от 02.04.2010 г следует что автомобиль Ауди А6 своей правой передней частью взаимодействовал с задним левым углом автомобиля Шевроле Ланос, после чего Шевроле Ланос стал перемещаться вперед и вправо и вступил своей правой передней частью в контактное взаимодействие с задней левой частью автомобиля Рено SR, который в свою очередь передней частью взаимодействовал с задней левой частью автомобиля Москвич 21412.

При исследовании документов, в которых зафиксированы данные о повреждениях автомобиля Шевроле Ланос , следует отметить, что повреждения указанные в акте осмотра от 07.05.2010 Акт № 07.05.2010-1401 Ф1 и в дальнейшем перенесенные в калькуляцию, соответствуют не в полной мере повреждениям отображенным на фотоснимках (Карта №1,2) а именно:

  1. Переднее левое крыло — ремонт 4н/ч + окраска – Из фотографий выше представленных (карта №1 и карта №2) можно видеть, что все технические зазоры относительно переднего бампера к крылу переднему левому, левой стойки лобового стекла к крылу переднему левому, двери передней левой к крылу переднему левому находятся без изменений кроме этого видно, что подкапотное пространство в передней левой части автомобиля не пострадало. Из выше перечисленного можно утверждать, что столкновение с автомобилем Рено SR не могло повлечь за собой какие-либо повреждения в передней левой части автомобиля, а именно переднего левого крыла.
  2. Радиатор кондиционера — замена; вентилятор радиатора в сборе – замена.- В фотоотчете произведенном 07.05.2010 года отсутствуют фотографии подтверждающие (деформацию, излом, разрушения) радиатора кондиционера и вентилятора радиатора в сборе.

На представленных выше двух схемах, отчетливо видно, что радиатор кондиционера и вентилятор радиатора в сборе находятся за радиатором ДВС, что видно на фотоснимке (Карта №2), а радиатор ДВС не поврежден. В соответствии с этим, можно сделать вывод, что радиатор кондиционера и вентилятор радиатора в сборе не могли повредиться при данном столкновении двух автотранспортных средств(Шевроле Ланос и Рено SR).

  1. Панель приборов- замена. — Из объяснений водителя Шерволе Ланоса Герасимова М.В и калькуляции № 07.05.10-1401 Ф1 от 07.05.2010. Данная позиция указывающая на замену панели приборов, так же вызывает у специалистов сомнения, поскольку, согласно выше перечисленному, можно утверждать, что вторичный удар автомобиля Шевроле Ланос его передней правой частью в заднюю часть автомобиля Рено SR произошел по инерции, а следовательно сила контактного взаимодействия между данными транспортными средствами была не велика (ориентировочная скорость на момент столкновения с Рено SR -15 км/ч) Повреждения автомобиля Шевроле Ланос на скорости 12 км/ч исходя из теста Euroncap, следующие:

Из выше перечисленного следует, что данные повреждение автомобиля Шевроле Ланос представленные на фотоснимках (Карта №2) не могли образоваться в результате рассмотренного выше механизма столкновение ТС, в том числе, не могла быть повреждена и панель приборов, поскольку она повреждается при скорости движения автомобиля Шевроле Ланос в момент столкновения 64 км/ч, согласно исследованию Euroncap.

Специалисты считают необходимым отметить, что определить перечень поврежденных деталей и узлов автомобиля Шевроле Ланос, образовавшихся в результате заявленного ——— механизма столкновения транспортных средств, можно только по результатам осмотра автомобилей Шевроле Ланос, Ауди А-6 и Рено SR.

По первому вопросу (Повреждения автомобиля Шевроле Ланос отраженные в справке о ДТП от 02 апреля 2010 года и фотоснимках автомобиля, соответствуют ли повреждениям отраженным в акте № 07.05.10-1401 Ф1 от 07.05.2010 г составленном оценщиком Ломовцевым В.В)

Ответ: Согласно проведенному исследованию повреждения автомобиля Шевроле Ланос отраженные в акте осмотра от 07.05.10-1401 Ф1 от 07.05.2010 не соответствуют фактически имевшим место в момент происшествия, а именно: крыло переднее левое, радиатор кондиционера, вентилятор охлаждения в сборе, панель приборов, не могли быть повреждены в результате рассмотренного выше механизма столкновения транспортных средств.

По второму вопросу (Мог ли весь перечень повреждений автомобиля Шевроле Ланос зафиксированный в акте № 07,05,10-1401 Ф1 и нашедший отражение в отчете, образоваться при столкновении автомобиля Ауди А6 с автомобилем Шевроле Ланос и с последующим столкновением Шевроле Ланос с Рено SR)

Ответ: Весь перечень повреждений автомобиля Шевроле Ланос зафиксированный в акте № 07.05.10-1401 Ф1 от 07.05.2010, согласно проведённому исследованию, не мог образоваться при заявленном водителем автомобиля Шевроле Ланос механизме столкновения транспортных средств.

Специалисты считают необходимым отметить, что определить перечень поврежденных деталей и узлов автомобиля Шевроле Ланос, образовавшихся в результате заявленного ——— механизма столкновения транспортных средств, можно только по результатам осмотра автомобилей Шевроле Ланос, Ауди А-6 и Рено SR.

Источник:
http://cmki.ru/primery/primer-avtotehnicheskoj-jekspertizy-analiz-vozmozhnosti-obrazovanija-povrezhdenij-pri-dtp.shtml

Механизм образования повреждений на автомобиле

Какая из транспортных травм встречается чаще и умеет большее значение?

По числу жертв во всех цивилизованных странах на первом месте — автомобильные травмы, количество которых постоянно растет. В последние годы в РФ ежедневно в ДТП погибает более 100 человек, и более 600 получают увечья. Ежегодный ущерб при этом составляет 12 триллионов рублей.

Какие существуют виды автомобильной травмы?

Существуют следующие виды автотравмы в зависимости от механизма действия автомашины.

1. Столкновение или удар автомашины с человеком, что иногда называют наездом.

2. Переезд колесом или колесами.

3. Повреждения при выпадении из движущегося автомобиля.

4. Травма от сдавливания тела между автомашинами или автомобилем и какими-то предметами.

5. Повреждения, возникающие внутри автомашины у водителя и пассажиров.

6. Комбинированные виды травмы. Виды автомобильной травмы и механизм их образования по фазам показаны в таблице. Эти повреждения не возникают одномоментно, а протекают по фазам.

Каждый вид автотравм в соответствии с фазами приводит к образованию разных повреждений. Среди них интерес представляют характерные для этого вида, т. е. такие, по которым имеется основание определить механизм образования повреждений. (Таблица 11. ПоА.А. Солохину).

Виды автомобильных травм и механизм их образования

-х- Механизм Виды травмы Фазы травмы повреждения

I. Травма от стол

2. Падение тела на

3. Отбрасывание и

падение тела на

4. Скольжение тела

II. Травма при вы

1.0т удара о час

тела с частями ав

2. Падение на грунт.

3. Скольжение по

III. Травма от пе

ние тела с коле

3. Въезд колеса на

4. Переезд тела ко

лесом и волочение.

IV. Травма в каби

ние тела с частя

2. Прижатие тела

ние автомобиля с

ния тела частями

2. Прижатие тела к

тем или иным дру

1. Количество фаз

о п ределя ется

комби нация м и

Какие повреждения характерны для наезда и столкновения автомобиля с человеком?

Травма от столкновения автомобиля с человеком, при котором основным является удар передними, боковыми и задними частями машины, приводит к образованию повреждений на теле человека и на этой части автомобиля (первая фаза столкновения). Чаще всего встречается удар передней поверхностью (бампер, передний край капота, крыло, фары), что приводит к образованию штамп-повреждений, повторяющих форму детали, наиболее плотно соприкасающейся при ударе. Например, при ударе фарой появляются округлый кровоподтек на бедре или ягодице, при ударе •выступающими деталями с ограниченной поверхностью (болт) — ссадина, точно отображающая размеры этой детали.

Характерным, часто образующимся повреждением при этом механизме являются бампер-повреждения, которые возникают от удара бампером обычно по бедру или голени в зависимости от высоты бампера. На поверхности кожи в месте контакта нередко появляется поперечный полосчатый кровоподтек или ссадина, под которой отмечается размозжение мышцы с кровоизлиянием, но главным является бампер-перелом трубчатой кости бедра или костей голени. Такой поперечный оскольчатый перелом возникает при большой скорости от механизма сдвига, при малой — от сгибания кости. При рассматривании такого перелома сбоку или его рентгенограммы, выполненной в профиль, после сопоставления отломков выделяется отломок клиновидной формы, основание которого показывает место соударения, а острый конец — направление удара. Бампер-перелом изучается после от-сепаровки костей на трупе, а иногда выпиливании отломков с последующим соединением. Отмечается высота повреждения от подошвы стоп (как и всех штамп-повреждений), что с учетом толщины подошвы обуви позволяет судить о высоте бампера. Таким образом, при бампер-повреждении можно установить механизм столкновения, высоту (от земли) расположения бампера травмировавшего автомобиля и направление его движения в момент удара. При сильном ударе образуются преимущественно прямые переломы костей таза, переломы позвоночника в шейном, реже — в верхнегрудном отделе от резкого разгибания тела. Удар грузовой машиной или автобусом может привести к образованию повреждений на голове, в том числе оскольча-тых прямых переломов черепа с кровоизлиянием вокруг перелома и на стороне противоудара. Удар в грудь ведет к односторонним, обычно прямым, переломам ребер, при непосредственном ударе возникают переломы и других костей.

Наконец, в этой фазе столкновения, особенно при ударе, развивается комплекс непрямых повреждений вследствие сотрясения тела.

Вторая фаза проявляется при действии легкового автомобиля, когда центр тяжести в момент удара приходится ниже центра тяжести тела. Это приводит к забрасыванию человека на капот либо на крыло машины, когда он ударяется головой о лобовое стекло или какие-то детали, получая соответствующие повреждения. Затем наступает третья фаза — отбрасывания тела. Для автомашин вагонного типа и грузовых, которые, ударяя выше центра тяжести, приводят сразу к отбрасыванию тела и падению — это вторая фаза (для легковых — третья). При этом, в зависимости от характера грунта, локализации повреждений и силы удара при падении образуются ссадины, кровоподтеки, ушибленные раны на выступающих частях лица и головы, переломы. В третьей (четвертой для легковых машин) фазе скольжения тела по твердому грунту — обширные, иногда полосчатые осаднения с параллельными царапинами вдоль движения, по которым можно установить направление передвижения тела. На одежде при ударе могут быть загрязнения, повторяющие форму ударной поверхности части автомашины, при скольжении — следы истирания от трения в виде истончения, разрывов ткани с поперечными по отношению к направлению движения складки.

Интерес представляют следы скольжения на подошве, по которым можно судить о положении потерпевшего, направлении удара, а также определить, стоял он в момент удара или шел, когда следы выражены только на одной подошве.

Какие повреждения характерны для переезда пешехода автомашиной?

Травма от переезда колесами автомобиля чаще встречается в комбинации с ударом или иным механизмом, также возникает по фазам, хотя н менее выраженным. Первая фаза — это удар и трение колесом, затем, при перекатывании через тело и сдавление его, наконец, про-таскивание тела по грунту.

Переезд сопровождается тяжелыми повреждениями, что приводит, в зависимости от тяжести транспорта, направления переезда к деформации головы с многооскольчатым открытым переломом костей. При переезде по передней поверхности туловища — к деформации грудной клетки с образованием множественных переломов ребер, а также переломов грудины. При перекатывании колеса по спине — к переломам лопатки, остистых отростков позвонков. Причем более тяжелые повреждения наблюдаются со стороны въезда колеса, а также разрывы, отрывы и перемещения внутренних органов; печень при сдавлении о позвоночник делится на две части с размозженными краями. Переезд и сдавление таза сопровождается переломом конечностей, разрывом сочленений, промежности, мочевого пузыря, прямой кишки. Переезд через конечности приводит к размозжению мышц, оскольчатым переломам трубчатых костей с образованием крупного отломка со стороны накатывания колеса.

К характерным для переезда относятся: множественные параллельные надрывы и разрывы кожи от растяжения, обширные отслоения кожи, которые образуются от давящего вращения колеса. Отслоения видны при дополнительных «лампасных» разрезах конечностей, когда оторванные размозженные мягкие ткани образуют полость, наполненную кровью.

Специфичными являются следы загрязнения на одежде и теле человека, а также повреждения на коже, оставляемые колесом в виде отпечатка его протектора. Они имеют большое су-дебно-медицинское значение, поэтому требуют осторожности при снятии одежды и перевозке трупа, т. к. рисунок этих загрязнений может не сохраниться. На коже рисунок просматривается в виде позитивных ссадин или загрязнений от сдавления выступающих частей колеса или негативных отпечатков — в виде кровоподтеков, ввиду того, что кровь перемещается в места, соответствующие углублениям протектора. Значение следов протектора в доказательстве переезда, установлении направления движения и локализации переезда, в предположении марки автомашины огромно. Это требует правильной фиксации особенностей следа путем масштабного фотографирования, описания, сохранения одежды, а затем назначения криминалистической автотехнической экспертизы, при которой при помощи фотосмещения или фотоналожения может быть решен о тождестве предполагаемой машины.

Какие повреждения характерны для механизма сдавления?

Травма от сдавления машиной и препятствием или двумя автомашинами, а также при перевора-чивани и придавливании тела к земле нередко возникает при предшествующем ударе либо выпадении тела из машины, чем и обусловлены повреждения в этой фазе. К характерным повреждениям относят отпечатки в виде ссадин, кровоподтеков твердых предметов, частей одежды, ее рисунка и складок, однако наружных повреждений немного и они незначительны по тяжести. Сильное сдавление приводит к разрыву паренхиматозных органов и их перемещению наружу или в другую полость, а также к переломам костей. Сдавление груди и живота опасно развитием компрессионной механической асфиксии.

Какие повреждения характерны для травм, полученных в салоне автомашины?

Травма, полученная внутри кабины или салона автомашины встречается часто при столкновении, ударе о неподвижное препятствие, переворачивании автомашины, а также при резком ускорении или торможении. Основными являются повреждения, возникающие при ударе и сдавлении внутренними частями автомобиля, в результате резкого перемещения тела. Так, при столкновении автомашины находящиеся внутри водитель и пассажир смещаются вперед. Водителя можно установить по ряду характерных повреждений. Это образующиеся от сдавления груди рулевым колесом ссадина или кровоподтек, обычно неполной кольцевидной
формы, переломы грудины и ребер, разрывы кожи между первым и вторым пальцами; ссадины или раны передней поверхности коленного сустава, переломы надколенника при перемещении вперед и сдавлении панелью приборов; повреждения голеностопных суставов; повреждения на лице в виде кровоподтеков, ушибленных ран, переломов костей лицевого отдела черепа; перелом вертлужной впадины таза, иногда с лобковой костью, вывихи бедра при резком упоре ногами. Если водитель или пассажир был пристегнут ремнями безопасности, то у него образуется полосчатый кровоподтек, реже другие повреждения от сдавления ремнем, и вместе с тем, снижается число тяжелых травм вследствие удерживания тела от перемещения по салону. При резком изменении скорости, что бывает при ударе в машину сзади, у водителя и пассажиров наблюдается хлыстообразные переломы VI—VII шейных позвонков, реже — IV—V поясничных, разрывы связок и межпозвоночных дисков вследствие отбрасывания, сдавления кзади, разгибания шейного отдела позвоночника и запрокидывания головы. Профилактическим средством таких переломов служит подголовник.

Читайте также  Растаможка авто из США в России 2020 - битого, нового - цены, как купить и пригнать машину из Америки, калькулятор

Для установления места пассажира следует, учитывая механизм автотравмы, обратить внимание на локализацию и характер повреждений.

Каковы особенности повреждений, получаемых при выпадении из автомашины?

Травма от выпадения из кузова, кабины или салона автомашины приводит к повреждениям от удара о дорожное покрытие дороги, сотрясения тела и скольжения. В зависимости от положения тела в момент приземления, высоты падения, рельефа и плотности грунта могут возникать разные повреждения, характерные для падения с высоты (о чем будет сказано ниже), а также повреждения скольжения.

Иногда наблюдаются комбинированные повреждения, когда после выпадения из машины совершается переезд или наезд другой машиной. В таких случаях выявляются повреждения, характерные для этих механизмов.

Какова формулировка вопросов при назначении судебно-медицинской экспертизы в случаях подозрения на автотравму?

В зависимости от конкретных обстоятельств дела при подозрении на автотравму перед судебно-медицинской экспертизой ставится ряд вопросов. Кроме общих из них (о причине и давности наступления смерти, наличии и характере травмы, алкогольном опьянении и др.), могут решаться такие вопросы:

1. Имеются ли повреждения, характерные для автомобильной травмы?

2. Каков механизм и последовательность образования повреждений?

3. Характерны ли повреждения для удара, переезда, сдавления или выпадения из автомашины, получения травмы внутри нее?

4. Какой частью машины и на какой высоте от земли был нанесен удар и в каком направлении?

5. Какими, передними или задними, колесами произошел переезд, в каком месте и в каком направлении?

6. Было ли волочение потерпевшего и в каком направлении?

7. Характерны ли повреждения для водителя или пассажира?

8. Какое положение занимал пострадавший в момент травмы?

9. Каким видом автомашины (грузовым, легковым, автобусом) нанесены повреждения?

10. Могли ли повреждения быть нанесены автомашиной определенной марки?

11. Не могли ли повреждения быть нанесены конкретным автомобилем?

12. Каково было состояние здоровья потерпевшего, не страдал ли он сердечно-сосудистыми заболеваниями, болезнями органов зрения, слуха и др.?

13. Нет ли повреждений, не связанных с авто-травмой?

В зависимости от возникших у следователя версий могут быть поставлены и другие вопросы.

Источник:
http://sudmed.org.ua/?SPRAVOChNIK_sudebno-medicinskoi_ekspertizy:IV_-_Rasstroistvo%0Azdorovmzya_i_smertmz_ot_deistviya_razlichnyh%0Afaktorov_vneshnei_sredy:Avtomobilmznaya%0Atravma

ПОВРЕЖДЕНИЯ ПРИ ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЯХ

Внушительное количество транспортных средств, в том числе находящихся в индивидуальном пользовании, определяет в настоящее время ситуацию, при которой транспортная травма, автодорожная в частности, занимает лидирующее место среди всех видов травматизма.

Возникающие в транспортных происшествиях повреждения принято подразделять на две группы:

  • 1) причиняемые транспортным средством лицам, находящимся вне его;
  • 2) образующиеся при аварии внутри транспортного средства или при выпадении из него.

В обоих случаях кардинальным вопросом, разрешаемым через производство судебно-медицинской экспертизы, является установление механизма травмы и положения потерпевшего в момент происшествия.

Автомобильная травма

Термином автомобильная травма обозначают совокупность механических повреждений, причиняемых наружными или внутренними частями движущегося автомобиля или при выпадении из него во время ДТП.

К автомобильной травме не относят повреждения, причиненные предметами, приведенными в движение автомобилем (вылетевший из-под колеса камень, выпавший из кузова груз), либо полученные в процессе производства ремонтных работ и обслуживания автомобиля.

Виды и варианты автомобильной травмы

Вид автомобильной травмы

Травма от столкновения движущегося автомобиля с пешеходом

  • а) травма от столкновения тела с передней частью автомобиля;
  • б) травма от столкновения тела с боковой частью автомобиля;
  • в) травма от столкновения тела с задней частью автомобиля

Травма внутри салона (кабины) автомобиля

  • а) травма водителя;
  • б) травма пассажира переднего сиденья;
  • в) травма пассажира заднего сиденья

Травма от переезда колесом (колесами) движущегося автомобиля

  • а) переезд (передним, задним колесом, обоими колесами);
  • б) наезд (передним или задним колесом (колесами))

Травма от выпадения (пассажира, водителя) из движущегося автомобиля

  • а) из салона (кабины);
  • б) из кузова (вперед, назад, в сторону);
  • в) с подножки

Травма от сдавливания (пешехода, водителя, пассажира) между частями автомобиля и преградами

  • а) между двумя автомобилями;
  • б) между автомобилем и другим транспортным средством;
  • в) между автомобилем и неподвижной преградой (стена, забор, столб и др.);
  • г) между частями автомобиля и грунтом;
  • д) между частями автомобиля и перевозимым грузом и т. д.

Комбинированные виды травмы:

  • а) столкновение и последующий переезд;
  • б) выпадение и последующий переезд;
  • в) травмы внутри салона с выпадением и последующим переездом;
  • г) другие сочетания

Варианты, характерные для отдельных видов автомобильной травмы в указанной комбинации

Наиболее полная классификация видов и вариантов автомобильной травмы была предложена А. А. Матышевым, А. А. Солохиным, С. И. Христофоровым и В. А. Сафроновым в 1968 г. С некоторыми уточнениями и дополнениями она представлена в табл. 16.1.

Для правильной оценки повреждений, возникающих при отдельных видах автомобильной травмы, все многообразие типов автомобилей условно подразделяют на легковые, грузовые и автобусы. Грузовые автомобили и автобусы с учетом характеристики передней их части подразделяют на автомобили классической и вагонной компоновки. В группе легковых автомобилей выделяют классический вариант, внедорожники (джипы) и однообъемники.

Несмотря на скоротечность (доли секунды), для каждого из видов автомобильной травмы можно выделить ряд последовательно наступающих фаз, в которых формируются повреждения определенной локализации. Данное обстоятельство помогает эксперту в определении не только вида, но и варианта травмы (табл. 16.2).

Механизмы образования повреждений в зависимости от вида и фазы

Источник:
http://studref.com/626038/meditsina/povrezhdeniya_transportnyh_proisshestviyah

Кто виноват в повреждениях кузова автомобиля и как их устранить

Кузов автомобиля открыт для разнообразных воздействий в большей степени, чем какая-либо другая его часть, поэтому и изнашивается быстрее. Повреждения кузова или его износ – одна из распространенных причин обращения в автосервис. Масштабный кузовной ремонт, включающий в себя стапельные, арматурные и малярные работы, могут выполнить только специалисты в условиях СТО, где есть все необходимое оборудование, а незначительные повреждения можно устранить самостоятельно.

Причины повреждений кузова

Повреждения и износ кузова вызывают разные причины:

  • технологические и конструкционные повреждения связаны с нарушением технологии обработки металла кузова, проведения покрасочных работ, низким качеством сборки, недостаточно жестким креплением деталей, недоработками в конструкции;
  • эксплуатационные повреждения и естественный износ связаны с напряжением, статическими и динамическими нагрузками, которым подвергаются элементы кузова в процессе эксплуатации. В частности, это повреждения, связанные с усталостью металла, высокочастотными вибрациями рабочих узлов;
  • аварийные повреждения возникают при авариях, ДТП, столкновениях;
  • значительная часть повреждений является следствием неправильного ухода за транспортным средством, хранения его в неблагоприятных условиях, эти же причины приводят к ускоренному износу.

Основные факторы, приводящие к повреждениям:

  • коррозия – окисление и разрушение металла. Ее могут вызывать как атмосферные осадки, влажный воздух и конденсат, так и химически агрессивные вещества – растворы электролитов, антигололедные реагенты, содержащиеся в атмосфере выбросы. Контакт металлических деталей с деталями из других материалов тоже может приводить к коррозии. Особенно ей подвержены труднодоступные участки, зазоры, загибы кромок, которые сложно тщательно просушить, проветрить и очистить;
  • абразивный износ – воздействие на кузов твердых частиц, содержащихся в загрязненном воздухе или попадающих на него с дорожного покрытия. Абразивный износ ускоряет процесс коррозии;
  • контактное трение дверей, крыльев и других соприкасающихся между собой металлических деталей;
  • вибрация, приводящая к появлению трещин, разрушению сварных соединений.

Езда по дорогам с плохим покрытием, буграми и выбоинами, сопровождающаяся толчками, ударами, вибрацией, – одна из основных причин повреждений кузова. Если хранить автомобиль под открытым небом или в сыром и холодном гараже, подолгу не мыть или не вытирать насухо после мытья, не обрабатывать защитными составами, ездить в агрессивной манере, неаккуратно, вероятность повреждений и ускоренного износа повышается.

По статистике, в ДТП чаще всего страдает передняя часть автомобильного кузова, повреждения задней области встречаются реже, и меньше всего фиксируется повреждений боковых областей. Масштабы аварийных повреждение прямо пропорциональны скорости столкнувшихся объектов. При столкновении выделяется кинетическая энергия, пока она полностью не погасится, будет развиваться цепная реакция, вызывающая повреждения и разрушения кузовных деталей.

Виды износов и повреждений

Кузов подвержен разнообразным повреждениям, возникающим вследствие одного из перечисленных выше факторов или их комбинации:

  • деформации кузовных деталей – вмятины, складки, перекосы. Серьезные деформации кузова приводят к сдвигу отдельных деталей, чрезмерным вибрациям, излишней нагрузке на ходовую часть, нарушению устойчивости автомобиля;
  • наиболее серьезные деформации – это перекосы, приводящие к изменению геометрии кузова. В результате меняются форма и размеры дверных и оконных проемов, каркаса салона, крышки багажника. Двери и окна заклинивает или, наоборот, они провисают;
  • смещение лонжеронов – еще одно проявление нарушений геометрии;
  • в местах соединений стоек автомобиля с кузовом вследствие ударов, вибрации, неправильной балансировки колес могут появляться трещины. Трещины также образуются на брызговике, распорке, кожухе карданного вала, лонжеронах, в местах крепления сидений, амортизаторов, распорки, кронштейнов рессор и топливного бака;
  • нередко разрушаются сварные соединения в других местах, особенно точки и швы, подверженные наиболее высоким нагрузкам – соединения распорки с лонжероном, брызговика с аркой;
  • крепежные детали кузова – болты, гайки, гайкодержатели – могут обрываться. Если эти повреждения сразу не устранить, они приведут к более масштабным проблемам;
  • неплотное прилегание отдельных деталей кузова приводит к стукам и скрипам при статической нагрузке и движении;
  • вследствие механических повреждений и воздействия агрессивных веществ разрушается лакокрасочное и антикоррозионное покрытие.

Даже косметические повреждения кузова таят опасность: если царапина затронула антикоррозионное покрытие, коррозия быстро начнет распространяться. Коррозия может быть поверхностной, охватывающей большую площадь, и местной, распространяющейся вглубь. Последняя более опасна, поскольку приводит к коррозионной хрупкости металла.

Изменения геометрии кузова, перекосы, трещины деталей и разрушения сварных соединений могут привести к ухудшению управляемости автомобиля и спровоцировать аварийные ситуации. Поэтому кузовные повреждения любой природы (коррозионные, механические) и масштаба нужно устранять как можно скорее.

Способы устранения повреждений кузова

При наличии механических повреждений по возможности восстанавливается исходная форма поврежденной детали, если она не подлежит восстановлению, то ее заменяют новой.

Самая простая категория ремонта – устранение наружных повреждений обшивки, не затронувших каркас салона, подрамник. Если вследствие деформаций кузова изменились расстояния между точками крепления основных узлов, необходимо восстанавливать геометрию. Не всегда это возможно, иногда повреждения настолько масштабные, что рентабельнее и безопаснее заменить кузов целиком. Ремонт обойдется дешевле, если заказать подходящий кузов с разборки в хорошем состоянии.

Основные методы и приемы кузовного ремонта:

  • предварительное черновое выравнивание – выколотка;
  • окончательное выравнивание – рихтовка;
  • устранение образовавшихся в ходе рихтовки пузырей путем нагрева металла горелкой или аппаратом точечной сварки с последующим охлаждением;
  • напайка – заделка вмятин оловянным припоем, устранение излишков напильником и полирование. Применяется, если вмятина небольшая, а демонтировать деталь для проведения выколотки и рихтовки затруднительно;
  • шпатлевание небольших вмятин с последующим опиливанием и полировкой шпатлевки. Обычно шпатлевка наносится в несколько слоев;
  • вытяжка пустотелых деталей с помощью специального инструмента – гвоздодера. К очищенной вмятине привариваются цилиндрические стержни, напоминающие формой гвозди, затем их тянут гвоздодером, используя как рычаг;
  • сварка трещин;
  • выпрямление перекосов с помощью силового оборудования;
  • малярные работы.

Для устранения поверхностных деформаций необходимо удалить слой краски и мастики, полностью освободив место утяжки. Глубокие вмятины выравнивают постепенно, от краев к центру. Если в зону повреждения попали детали разной жесткости, начинают с более жестких. Если образовалась складка, начинают с ее выравнивания. Под выпрямляемую поверхность подставляют наковаленку нужного профиля. Съемные элементы лучше рихтовать на верстаке.

Для выпрямления перекосов необходимо силовое оборудование – домкрат, гидравлический угольник с удлинителями, вставками и цепями. Цепи должны крепиться под прямым углом к поврежденной зоне, чтоб правка выполнялась в направлении, противоположном деформации. Растяжка начинается с минимального хода, затем усилие плавно увеличивается.

После правки может сохраняться остаточное напряжение, которое при движении автомобиля передается на втулки и амортизаторы и нередко приводит к их отрыву. Чтоб этого избежать, правка кузова со значительными деформациями должна производиться при снятых механических агрегатах. Если вследствие деформации доступ к ним ограничен, нужно выполнить предварительную правку, не снимая этих агрегатов. Растяжение рекомендуется сопровождать выстукиванием складок. После завершения правки весь выпрямленный участок выстукивается рихтовочным молотком через деревянную прокладку для снятия внутреннего напряжения.

Безрамный кузов, в котором основание не отсоединяется от остова, можно отремонтировать только в сервисном центре на особом оборудовании с жесткой базой. Покраску тоже лучше осуществлять в специальной покрасочной камере, нельзя ее выполнять на открытом воздухе, поскольку на свежую краску сразу налипнет пыль и мошка. Если лакокрасочные работы осуществляются в гараже, нужно предварительно сделать там уборку.

Перед покраской кузов лучше разобрать на отдельные детали для лучшего прокрашивания труднодоступных участков. Тщательно зачищаются от коррозии поврежденные участки, грунтуются кислотным грунтом. Вся окрашиваемая поверхность шлифуется машинкой или вручную с помощью наждачной бумаги, обезжиривается, обрабатывается из пульверизатора акриловой грунтовкой. После высыхания грунта поверхность еще раз шлифуется. Обычно наносится три слоя краски, ее вязкость с каждым слоем уменьшается.

Помимо неизбежных в процессе эксплуатации повреждений кузова автомобиля и его естественного износа возможны аварийные и связанные с неправильным уходом повреждения, ускоренный износ. Любые повреждения кузова необходимо устранять как можно быстрее, поскольку они могут спровоцировать цепочку новых неисправностей. Работу по рихтовке вмятин можно выполнить в гараже своими руками, а при серьезных нарушениях кузовной геометрии лучше обращаться в сервис, где есть необходимое силовое оборудование.

Источник:
http://japzap.ru/blog/kto-vinovat-v-povrezhdeniyakh-kuzova-avtomobilya-i-kak-ikh-ustranit/