Платон» для автобусов: к 2021 году появится единая система мониторинга пассажирских перевозок

«Платон» для автобусов: к 2021 году появится единая система мониторинга пассажирских перевозок

Минтранс РФ планирует до конца 2020 года создать единую федеральную систему мониторинга и контроля пассажирских перевозок (ЕФС МКПП), прототип которой испытывает ООО «Технопасс» с использованием инфраструктуры госсистемы взимания платы с грузовиков «Платон».

Как сообщает Минтранс, пилотные испытания прототипа системы прошли с 15 мая по 15 июня 2019 г. в Центральном, Северо-Западном, Приволжском и Южном федеральных округах на регулярных и заказных автобусных маршрутах межрегионального сообщения. Оператором эксперимента выступило ООО «Технопасс», предоставившее разработанный прототип и организовавшее взаимодействие между перевозчиками, оператором госсистемы «Платон» (ООО «РТ-Инвест Транспортные системы (ООО «РТИТС»)), агрегатором по продаже билетов ООО «ОднаКасса», Ространснадзором и подведомственным Минтрансу ФГУП «ЗащитаИнфоТранс».

«В рамках пилотного проекта продемонстрированы основные функции системы: мониторинг полного цикла пассажирской перевозки, объединения информации о перевозке и перевозчиках в единый цифровой след; сбор информации с различных систем мониторинга и контроля, а также систем регистрации пассажиров на необорудованных пунктах посадки/высадки», – отмечает Минтранс.

За время проведения пилота в системе зарегистрировано более 300 рейсов и свыше 3 тыс. проездных документов. Пассажирские билеты содержали QR-код с уникальным идентификатором перевозки, который однозначно позволял идентифицировать легальность перевозки и ее параметры в реальном времени.

«Результаты пилотного проекта были доложены 26 июня на заседании Государственного совета, посвященном вопросам развития сети автомобильных дорог общего пользования и обеспечения безопасности дорожного движения. По итогам Госсовета Минтрансу поручено обеспечить создание единой федеральной системы мониторинга и контроля автобусных междугородних перевозок пассажиров в целях снижении доли нелегальных перевозчиков на этом рынке», – отмечает министерство. В апреле на портале regulation.gov.ru был размещен проект постановления правительства РФ о проведении эксперимента по мониторингу и контролю пассажирских перевозок с использованием единой федеральной системы. В соответствии с документом, эксперимент будет проходить до середины октября 2019 г.

Согласно данным системы «СПАРК-Интерфакс», 35% компании-оператора эксперимента – ООО «Технопасс» – принадлежит ООО «Онэлия» (гендиректор и единственный владелец – Рафаэль Мухаметшин), еще 15% – компании-оператору системы «Платон» ООО «РТ-Инвест Транспортные системы» (РТИТС). 19 августа в капитал ООО «Технопасс» вошло ООО «Автопасс» предпринимательницы Анны Боевой с долей в 50%. ООО «Автопасс» владеет 70% в ООО «ОднаКасса» (интернет-сервис по продаже билетов на маршруты ГУП МО «Мострансавто»), 30% в котором – у Александра Зайцева. Он был гендиректором «Мострансавто» с мая 2015 г. по май 2017 г., а до этого пять лет работал министром транспорта Московской области.

Ранее гендиректор заявлял РТИТС Антон Замков, что эксперимент «позволит учесть все предложения автоперевозчиков при создании цифровых сервисов». «Мы опираемся на наш успешный опыт использования ИТ-инфраструктуры государственной системы «Платон» для мониторинга иностранных автобусов в рамках Чемпионата мира по футболу 2018 года», – сказал он.

По его словам, к одному многофункциональному бортовому устройству, разработанному для повышения безопасности пассажирских перевозок, «возможно подключение целого ряда дополнительных модулей – тахографов, видеорегистраторов, терминалов оплаты билетов, валидаторов проездных документов, датчиков пассажиропотока и комплексов биометрического контроля и распознавания лиц». «В рамках эксперимента будет использована действующая контрольная инфраструктура системы «Платон» и первый в России центр автоматической фиксации нарушений федерального охвата, созданный для Ространснадзора», – заключил он.

Источник:
http://rtp.expert/news/8141-platon_dlia_avtobusov_k_2021_godu_poiavitsia_edinaia_sistema_monitoringa_passazhirskikh_perevozok

На какие машины распространяется система Платон в 2020 году

Уже два года не стихают споры по оплате налога за перевозимый груз автомобильным транспортом по системе Платон. В разных регионах периодически водители протестуют. К этому подталкивают законодатели, которые целенаправленно увеличивают размер оплаты и ужесточают наказание за отказ от налога. Обострил ситуацию также оператор по сбору данного налога, выложив на портале platon.ru список видов автомобилей, в которые входят даже легковые машины. Давайте разберемся, в чем заключаются платежи за «Платон», и какой транспорт должен оплачиваться.

Как возникла проблема

Чем больше ездит по дорогам России автомобилей, тем больше их покрытие приходит в негодность, и нуждается в восстановлении. Основная порча идет от тяжелого грузового транспорта, который не только изнашивает асфальт, но и вдавливает слой из спецматериалов, щебня и песка. Поэтому возникает колея, и увеличивается число аварий.

Дороги в Российской Федерации подразделяются на региональные и федеральные. Если региональные власти обеспечат сбор налога, то государственные налоги восстанавливаются за счет бюджета государства. При повышении грузового потока денег стало не хватать. Поэтому Правительство России разработало и ввело в действие систему платежей за проезд по автомагистралям, принадлежащим федеральному бюджету, и назвало ее «Платон», что значит «платить за каждую тонну».

Смысл данной системы в том, что при помощи специальных устройств для наблюдения со спутников контролируется маршрут движения автомобилей. Информация стекается в систему, определяется пройденное расстояние, и деньги взимаются со счетов, привязанных к определенным транспортным средствам.

Таким способом государственный бюджет получает каждый день деньги, и отправляет их на восстановление дорожного покрытия.

Следует знать, что оплата за проезд по федеральным дорогам для грузовых автомобилей внедрена уже почти во всех европейских державах.

Первый раз эту систему задействовали в Австрии. В этой стране с 2004 года трассы оснащены специальными устройствами, работает система платежей. В России платежную систему за проезд грузовых машин установили только в ноябре 2015 года. Но протесты стали возникать еще до наступления этой даты.

Порядок оплаты проезда через «Платон»

Все грузовые машины с допустимой наибольшей массой 12 тонн и выше обязали снабдить спутниковыми устройствами навигации GPS и ГЛОНАСС. Также устанавливаются приборы для передачи информации по сотовым сетям. При выезде большегрузных автомобилей за границы населенного пункта, на них должны находиться указанные устройства и должна быть зарегистрирована учетная запись на сайте Платона.

Если данные автомобили постоянно перевозят грузы, то целесообразно поставить на них бортовые приборы, определяющие пройденное расстояние, и передающие данные в контрольный пункт. Чтобы проехать только один раз водитель может использовать Маршрутную карту. В ней заключены сведения об автомобиле, сроках и маршруте пути. Отсюда определяется сумма для оплаты.

Отклонение от маршрута не допускается. Для контроля служат мобильные пункты и стационарные рамки.

На сегодняшний день работы Платона, организована постоплатная система. Но деньги должны перечисляться на личный баланс, закрепленный за конкретным автомобилем, заблаговременно, до начала пути. После поступления сигнала с устройства автомобиля, система определяет цену и списывает деньги автоматически. Если режим проезда будет нарушен, либо машина окажется незарегистрированной в Платоне, либо бортовое устройство сломано, то на автовладельца будет выписано постановление о штрафе. Поэтому водителям невыгодно нарушать правила платежей.

Величина штрафов

В самом начале было предложение наказывать юридических лиц штрафом до 1 миллиона рублей. Но водители стали протестовать, и суммы были изменены, их величина и порядок взыскания указаны в Административном кодексе.

  1. При первом нарушении – 5 тысяч рублей (водитель – частное лицо, гражданин России).
  2. Первое нарушение юридического лица в России – 5 000 рублей.
  3. Первичное нарушение для иномарок – 5000 рублей.
  4. Вторичное нарушение гражданином РФ, частным лицом – 10 тысяч рублей.
  5. Второе нарушение юридического лица в России – 10 тысяч рублей.
  6. Повторное нарушение для иномарок – 10 000 рублей (оплата должна производиться водителем).
Читайте также  Инспектор ДПС грозит штрафом за перевозку топлива в канистрах: Узнаём, сколько можно перевозить законно - 4КОЛЕСА - медиаплатформа МирТесен

Какие машины контролируются системой Платон

Сегодня оплачивать проезд по федеральным трассам должны водители грузовиков, у которых наибольшая допустимая масса более 12 т. В нее входит сам автомобиль, груз, водитель, багаж, пассажиры. В список автоматически включаются грузовые прицепы и европейские автомобили.

Кроме этого, оплачивать проезд должны водители автосцепок и авто поездов. Транспортные средства, перевозящие пассажиров, например, автобусы, освобождены от налога. При этом не важно, какая масса автобуса с пассажирами. Но это условие работает, если в документах указано, что назначение автобуса – пассажирские перевозки. Но если в документах написано назначение – грузопассажирские перевозки, то проезд по федеральной трассе придется оплатить.

Некоторые водители пытаются обмануть систему, и нагружают больше 12 тонн в машину, в которой нельзя перевозить такой груз. Чаще всего так делают водители европейского и азиатского изготовления, которые могут перевозить не более 12 тонн. Но инспектор ГИБДД на стационарном посту может проверить вес автомобиля и выписать постановление о штрафе.

За какие автомобили можно не платить

От платежей за проезд по федеральным автомагистралям освобождены следующие виды транспорта:

  • Большие автобусы, предназначенные только для перевозки пассажиров.
  • Специальный служебный транспорт, оснащенный проблесковыми маячками, аэрографией (полиция, ВАИ, медицинская помощь, спасательные и аварийные службы, пожарные машины).
  • Военные автомобили Минобороны России.
  • Легковые машины весом не более 3500 кг.
  • Грузовой транспорт с допустимой массой 3500-12000 кг.

Как проехать бесплатно

Как было указано выше, оплачивать проезд должны водители при проезде только по федеральным трассам, которые имеют обозначение на букву «М».

Автовладелец грузовика может использовать бесплатные способы проезда:

  1. В Платоне не определяется плата, когда автомобиль едет по платному участку дороги.
  2. Проезд можно не оплачивать при движении по дороге регионального значения, в населенных пунктах, проселочной грунтовке, гравийной или узкоколейной дорогах.
  3. Груз можно перевезти без оплаты на автомобильном транспорте с разрешенным весом до 12 000 кг.

Планируется ли брать плату с легковых машин

В последние дни в средствах массовой информации обсуждается тема установления оплаты за проезд по системе Платон для легковых автомобилей и машин с разрешенной массой менее 12 т. Людей можно понять: если житель города редко выезжает на трассу, то из пригородных зон многие каждый день добираются на работу. Такое нововведение обойдется им дорого.

Слухи о том, что «легковушки» скоро обяжут регистрировать в «Платоне», вызвало размещение информации на портале оператора полного списка видов автомобилей, куда включены легковые. Работники Платона пока не дают комментарии этому.

Но, даже если в будущем будет установлена данная обязанность для всех водителей, то государство должно создать нормативную базу, на что уйдет немало времени. Например, в Конституции записано, что частная жизнь должна быть неприкосновенной, и российские законы запрещают применять устройства для слежения за физическими лицами без специальных разрешений правоохранительных органов.

Кроме этого, нужно переделать систему начисления обязательного транспортного налога для автовладельцев. Поэтому в ближайшие годы вряд ли платный проезд будет введен для всех водителей. Мы рассмотрели, на какие автомобили действует система Платон, как она работает, когда и кто может не платить за езду по федеральной трассе. Не нарушайте правила оплаты за проезд по системе «Платон».

Источник:
http://urlaw03.ru/business/article/platon-2020

«Платон»: теперь и в автобусах

Лента новостей

Все новости »

Минтранс намерен в качестве эксперимента подключить систему «Платон» на межрегиональных автобусных маршрутах. Перевозчики и пассажиры участвуют в нем добровольно и бесплатно

Фото: АГН «Москва»

Минтранс хочет расширить действие системы «Платон», подключив к ней общественный транспорт. Главная цель проекта — повысить уровень транспортной безопасности и сократить количество ДТП.

Для этого в реальном времени будет отслеживаться соблюдение режимов труда и отдыха водителей, скоростного режима и норм транспортной безопасности, цитируют СМИ замминистра транспорта Алексея Семенова. Введение единой системы, по его словам, также поможет вытеснить нелегальных перевозчиков с рынка. Кроме того, повысится качество сервиса для удобства пассажиров при оформлении и оплате билетов.

«Платон» не обелит рынок, а очернит. Именно после введения этой системы многие перевозчики грузов закрыли свои ИП и перестали платить налоги, а введение «Платона» на автобусах — это просто желание определенных структур заработать, считает председатель Объединения перевозчиков России Сергей Владимиров.

— Сейчас, если смотреть по грузоперевозкам, огромная масса ушла в черный рынок. В пассажироперевозках все еще сложнее, там вообще черных перевозчиков быть не может, поскольку там лицензирование уже лет пять действует. И то, что они хотят внедрить систему «Платон», и это каким-то образом повлияет на безопасность и так далее, это полный бред, это просто хотят посшибать деньги.

— Когда у нас происходили какие-то крупные автобусные аварии, потом каждый раз возникал вопрос о том, что нужно что-то делать с нелегальными перевозчиками, потому что обнаруживалось, что автобус ехал без всякой лицензии, без всего.

— Это официальное заявление, а если начинать копать именно с самого перевозчика, то ничего подобного не было.

— Сам «Платон» может как-то, хотя бы в теории, помочь повысить безопасность или улучшить сервисы оформления билетов или что-то еще?

— Нет, не может, система всего лишь фиксирует, оплачен проезд по дороге или не оплачен. Они даже могут сделать такую программу, которая будет считать, что автобус двигается 24 часа. Но, как правило, такие дальние рейсы — 24 часа — едут с двумя водителями. Один водитель спит, отдыхает, второй за рулем. И каким образом эта электронная система распознает, поменялся водитель или не поменялся?

«Платон» — это система взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого дорогам автомобилями массой свыше 12 тонн. Система действует на территории России с ноября 2015 года.

Эксперимент вполне может дать позитивный результат, но в случае массового внедрения «Платона» цены на автобусные перевозки обязательно повысятся, считает управляющий партнер экспертной группы «ВЕТА» Илья Жарский.

— Рынок пассажирских перевозок просто стал следующим, после большегрузов. Определенный эффект будет достигнут, потому что мы знаем: есть определенные проблемы с точки зрения обслуживания машин, водителей, учета этих перевозок. Определенный контроль даст повышение с точки зрения безопасности, но в то же время это скажется на стоимости. Еще очень большой вопрос в том, насколько рынок потребителей готов принять повышение цен, но для безопасности при этом определенный позитивный эффект, я думаю, будет, будет просто больше контроля.

— Насколько существенно могут тогда вырасти цены?

— Я не думаю, что оно будет прямо критическим, но может быть существенным, 5-15%. Насколько точно, конечно, сейчас невозможно рассчитать.

— Получается, этот эксперимент рано или поздно вырастет потом в директиву?

— Безусловно, это все укладывается в рамки той госполитики, которая проводится сейчас по многим отраслям, и система максимального контроля, зарегулированности, наблюдения — это все в рамках этой канвы.

Читайте также  Правила продажи автомобиля в 2020 году

Итоги эксперимента Минтранс должен подвести до 31 октября и представить доклад в правительство. Проведет эксперимент компания «Современные технологии пассажирского комплекса», которая на 40% принадлежит оператору «Платона» «РТ-инвест Транспортные системы», на 60% — компании «Онэлия» Рафаэля Мухаметшина. Тестироваться должны минимум пять многофункциональных бортовых устройств и одно мобильное устройство продажи и регистрации.

Сейчас также обсуждается использование системы для наблюдения за мусоровозами. В Московской области, где «РТ-инвест» стала крупнейшим оператором по вывозу мусора, эксперимент уже идет.

Источник:
http://www.bfm.ru/news/412428

«Платон» подключается к автобусам

Государство готовится использовать систему «Платон» для контроля за автобусами на межрегиональных маршрутах. Проект необходимого для этого постановления правительства Министерство транспорта опубликовало на regulation.gov.ru. Пока речь идет только об эксперименте, в котором перевозчики будут участвовать добровольно и бесплатно.

Проведет эксперимент компания «Современные технологии пассажирского комплекса», она на 40% принадлежит оператору «Платона» «РТ-инвест транспортные системы» (РТИТС) и на 60% – компании «Онэлия» Рафаэля Мухаметшина (данные СПАРК). Эксперимент пройдет в Центральном, Северо-Западном, Приволжском и Южном федеральных округах. На него, по проекту, отведено две недели в октябре, тестироваться должны минимум пять многофункциональных бортовых устройств и одно мобильное устройство продажи и регистрации.

Государственная система «Платон» создана для взимания платы за порчу федеральных трасс с грузовиков тяжелее 12 т. Концессия досталась РТИТС без конкурса. 23,5% компании принадлежит Игорю Ротенбергу, половина – ­«РТ-инвест» (на 25,01% принадлежит «Ростеху»).

Власти периодически обсуждают, как еще использовать систему «Платон». Осенью 2018 г. в Тверской области произошла авария, и из-за столкновения микроавтобуса и автобуса погибло 13 человек. Тогда министр транспорта Евгений Дитрих предположил, что с помощью «Платона» можно было бы контролировать безопасность межрегионального автобусного сообщения.

Главная цель нового применения «Платона» – повысить безопасность автобусных перевозок и снизить количество ДТП, передал через представителя замминистра транспорта Алексей Семенов. Сокращение количества погибших на дорогах – один из важных целевых показателей национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Основная проблема безопасности при перевозке пассажиров – нарушение правил водителями автобусов, считает около трети опрошенных (31%) ГИБДД. Сама ГИБДД выявила более 3000 нарушений режима труда и отдыха у водителей автобусов в 2018 г., свыше 100 000 нарушений правил перевозки пассажиров, 550 000 нарушений скоростного режима. 2500 водителей автобусов были в состоянии опьянения или отказались от освидетельствования.

Межрегиональные перевозки на короткие расстояния – это, как правило, поездки на работу, а на большие расстояния – в основном туризм, поездки к родным, говорит замруководителя Национальной ассоциации предприятий автомобильного и городского пассажирского транспорта Виктор Иванченко. В реестре регулярных маршрутов межрегиональных перевозок 4092 маршрута, сообщил через представителя гендиректор ФБУ «Росавтотранс» Алексей Двойных, но на этом рынке 30–40% – нелегальные предприниматели, на некоторых маршрутах – более 50%. Нелегальных перевозчиков выбирают из-за дешевизны, считают 44,5% опрошенных ГИБДД.

Серые компании не получают разрешений на перевозки, не используют нужного по закону оборудования, подрывают безопасность, а еще заставляют снижать цены легальных перевозчиков, тем самым уменьшая их доход, часть которого должна идти на поддержание автобусов в хорошем состоянии, на повышение подготовки водителей и контроль режима труда и отдыха, сетует Иванченко.

Правительство обсуждает новое применение системы «Платон»

С помощью «Платона» Минтранс хочет учитывать пассажиров, транспортные средства, забронированные и проданные билеты на регулярные и заказные межрегиональные рейсы. К одному многофункциональному бортовому устройству можно подключить сразу несколько модулей – тахографов, видеорегистраторов, терминалов оплаты билетов, валидаторов, датчиков пассажиропотока, комплексов биометрического контроля и распознавания лиц, передал через представителя гендиректор РТИТС Антон Замков. Это, по его мнению, снизит затраты перевозчиков. Сколько будет стоить новое устройство и будут ли его обязаны покупать водители, он не сказал. Устройство будет российского производства, сертифицированным и оснащено криптографической защитой данных, его информация будет юридически значимой для государства и бизнеса, заверил Замков. В ходе эксперимента «Платон», Единая государственная информационная система обеспечения транспортной безопасности и Комплексная информационно-аналитическая система контроля транспортных средств будут следить за соблюдением режимов труда и отдыха водителей, скоростного режима и норм транспортной безопасности, объясняет Семенов. Интеграция обеспечит круглосуточный постоянный контроль, надеется Замков.

В предварительных испытаниях за четыре дня через рамки и автомобили контроля «Платона» проехали 250 000 автобусов.

Введение единой системы поможет вытеснить нелегальных перевозчиков с рынка, рассчитывает Семенов. Это обелит рынок, надеется и Иванченко. Обойти систему будет возможно, только если она не будет отлажена, но это не сопоставимо с тем количеством нарушений, которое есть сейчас, рассуждает Иванченко.

«Платон» уже использовался для контроля за перевозками болельщиков финала чемпионата мира по футболу 2018 г. «Меньше чем за месяц мы обеспечили контроль за 1500 автобусов из 25 стран», – с гордостью говорит Замков.

Донастроить систему «Платон» для мониторинга всех автобусов не сложно, РТИТС готова, если будет подобное предложение государства, говорил «Ведомостям» совладелец (19%) РТИТС Андрей Шипелов.

Кроме того, сейчас обсуждается использование системы «Платон» для наблюдения за мусоровозами – в Московской области, где «РТ-инвест» стал крупнейшим оператором обращения с мусором, эксперимент уже идет.

Кроме того, на базе «Платона» «РТ-инвест» предлагал модернизировать систему весогабаритного контроля. А еще прежде РТИТС говорила о возможной продаже данных страховым компаниям.

Источник:
http://www.vedomosti.ru/economics/articles/2019/04/19/799678-platon-podklyuchaetsya-k-avtobusam